Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (на Левобережной)

Строительство храма началось в мае 2005 г. Первая Литургия совершена…

Пантелеимоновский собор, Феофания

Главный храм Пантелеимоновского женского монастыря города Киева, один…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…
Публикации

Свеча милосердия

С первой недели Великого поста в храмах Киева началась акция “Свеча…

Благословением Сергия Радонежского...

Битва на Куликовом поле стала переломным моментом в борьбе Руси за освобождение…

И что же это было?

Проекция государственных Украино-Грузинских отношений на церковную плоскость.…

Освящение воды

Чин Крещения начинается с освящения воды, которая призвана смыть грехи крещаемого и «соделать его сыном Света», членом Церкви. «Христос крестился для того — пишет святой Игнатий Богоносец, — чтобы очистить воду» сделать ее способной духовно возрождать крещающихся.

Уже самый первый момент, — говорит святой Симеон Солунский, — каждение купели и участников Таинства — указывает взору людей «благоухание и святыню Духа», а свет от свечей указует на духовную радость о просвещении крещаемого в Таинстве и поход его от тьмы к свету, ибо «он становится сыном Света».

А начальный возглас: «Благословенно Царство...» свидетельствует о реальности открывшегося Небесного Царства. С этого момента крещаемый приобщается небесной жизни, средоточием которой в Церкви является Евхаристия — Таинство Причащения Тела и Крови Христовых. Принятие истинных пищи и пития (Ин. 6, 55) — естественное содержание жизни «родившегося от воды и Духа». Об исторической связи Крещения и Литургии и свидетельствует начальный возглас чина, провозглашающий наступление Царства Святой Троицы. Жизнь этого Царства дарует участникам Таинства сокровища спасения, заключенные в ней.

Священник произносит начальный возглас перед купелью и тем свидетельствует, что вещество Таинства — вода — должно войти в соприкосновение с благодатной сущностью Небесного Царства. Как некогда Христос вошел в воды Иордана, принимая крещение, и освятил их, так и теперь вода необходимо должна быть освящена сошествием на нее Духа Святого ради искупительной жертвы Христовой за грехи людей. В Таинстве вода получает силу Божию быть средой, в которой крещающийся входит в единение с Богом и получает возможность жить со Христом в Боге.

Церковь приобщает крещающегося к смерти и Воскресению Христа через погружение в святые воды купели и призывает участников Таинства проникнуться духовным настроением учеников Христовых, живших ожиданием того, что «все покорится Богу» (1 Кор. 15, 25—28) и Царству Его любви.

В словах мирной ектении эта же мысль повторяется неоднократно.

О еже освятитеся воде сей... и ниспослатися ей благодати избавления;.. и приити на воду сию чистительному Пресущественныя Троицы действу,...и показатися ей отгнанию видимых и невидимых врагов, ...и достойну быти нетленного Царствия в ней крещаемому. О еже просвети-тися нам просвещением разума и благочестия, ...и показатися (крещаемому) сыном Света и наследником вечных благ... и сохранити одежду Крещения и обручения Духа нескверно и непорочно...»

В молитве о себе священник просит Бога простить его собственные согрешения, оставить и даровать ему силы для совершения «великого и пренебесного Таинства». Он молится и о том, чтобы в крещаемом «вообразился Христос», и он, духовнорожденный, был «воссоздан на основании апостолов и пророков» и стал «носителем истины в Соборной и Апостольской Церкви и преуспеянием в благочестии славил Всесвятое имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Тайная молитва о себе самом помогает священнику проникнуть в благодатную атмосферу Таинства, отображенную в молитве на освящение воды, и готовит его к этому ответственному моменту.

Словами «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя...» начинается освящение воды и осуществляется «онтологический выход к Богу». В молитве возвещается вера Церкви в Бога Творца и в ожидание высшего блаженства твари — быть в единении с Богом. Согрешивший человек потерял это единство, но Бог не оставил его. Он послал Сына Своего спасти согрешивший мир. И Христос возвестил: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Этими словами Господь усвояет высокое значение воде как Очищающему и освящающему элементу.

По слову Христа, погружение в воде есть знак очищения человека от грехов, его рождение свыше (Ин. 3, 3). Через молитву священника вещество Таинства — вода — как стихия мира, восстанавливается в том значении, какое она имела до грехопадения человека. Освященная Духом Святым, вода получает силу Христову, и в ней человек действительно соединяется со Христом, весь, душой и телом, обновляется для новой, духовной жизни.

Молитву по содержанию можно разделить на три части. В первую входят мысли о мироздании и Небесном хвалении славы Божией, которое совершается ангелами.

Вторая часть начинается со слов: «Ты бо Бог сый Неописанный...» Она включает в себя воспоминание Божественного Домостроительства и человеческого спасения чрез Спасителя Христа. Все тварное воспевает Христа, пришедшего во плоти. Через Духа Святого Христос освятил воды Иорданские и сокрушил силы, враждебные человеку. В третьей части испрашивается нисхождение Духа Святого на воды. Через наитие Святого Духа воды станут «избавлением, освящением, очищением, оставлением прегрешений, просвещением духовным, обновлением духа, дарованием сыновства, одеянием нетления, источником жизни». Крещаемый в воде слагает с себя ветхого человека и облекается в нового, обновляемого по образу Создателя. Умирающий со Христом становится и общником Его Воскресения.
 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242527282930
31      
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu