Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…

Публикации

Источник радости и утешения

Рождение каждого человека есть таинственное событие. В мир приходит новое…

Святой царь Стефан Великий

Монастырь Путна называют “Иерусалимом румынского народа” прежде всего потому,…

Суббота пред Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления. Мчч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской.
Совершается служба навечерия Богоявления вместе со службой святым, без праздничного знака.

Начало вечерни с «Царю Небесный» и обычного начала.
Кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: мученикам, глас 4-й — 3 и преподобной, глас 1-й — 3. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 6-й: «Готовися, Иордане реко...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас тот же: «Да возрадуется пустыня...».
По Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).
На малом повечерии поем полный канон предпразднства, глас 6-й (ирмос дважды, тропари на 6). Катавасия после каждой песни канона.

На утрени на «Бог Господь» — тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 16-я и 17-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.
Канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмос дважды), мученикам на 4 и преподобной на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмос канона преподобной.
По 3-й песни — кондак предпразднства, глас 2-й, седален мученикам, глас 1-й, седален преподобной, глас 5-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 1-й.
По 6-й песни — кондак и икос предпразднства, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — светилен предпразднства. «Слава, и ныне» — ин светилен.
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й — 4. «Слава» — предпразднства, глас тот же: «С трепетом служа...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Воспоим, людие...».
«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 8-й: «Иоанне Крестителю...».
По Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).
На часах — тропарь и кондак предпразднства.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.
На Литургии блаженны предпразднства песнь 3-я (со ирмосом) — 4, и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь предпразднства, «Слава, и ныне» — кондак предпраздства.
В храме Богородицы — тропарь предпразднства, тропарь храма. «Слава» — кондак предпразднства, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь предпразднства, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак предпразднства.
Прокимен, аллилуарий и причастен — дня.
Апостол и Евангелие — субботы пред Богоявлением и дня.
«Достойно есть».
Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго, мчч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и Феоны волхва, прп. Синклитикии Александрийской, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

По установившейся практике, по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня. Диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…». Иерей: «Яко твое есть царство…», чтец: «Аминь», «Господи помилуй» (12 раз), «Придите поклонимся…» (трижды) и 103-й псалом (священник по обычаю читает светильничные молитвы). Великая ектения. «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» — стихиры праздника, глас 2-й — 8 (каждую стихиру повторить). «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Приклонил еси главу...».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость», «Вонмем». Прокимен дня и чтение 13 паримий.
После 3-й паримии отверзаются Царские врата. Чтец возглашает: «Глас пятый» и сам поет тропарь: «Явился еси в мире...». По Уставу как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в таком порядке:
Чтец возглашает тропарь: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и возрадуются языцы, яко судиши людем правотою и языки на земли наставиши. Да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Земля даде плод свой, благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Слава» — «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «И ныне» — «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия» и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Затворяются Царские врата. Так же исполняется тропарь по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Токмо на седящия во тьме. Слава Тебе».
По окончании паримий отверзаются Царские врата. Ектения малая (если служит два диакона, то младший из них произносит ектению на амвоне). Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...». Диакон: «Господи, спаси благочестивыя…». Поется Трисвятое. По Трисвятом тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 3-й: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся», стих: «Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся». Апостол (Кор., зач. 143). Евангелие (Лк., зач. 9). После прочтения Евангелия Царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси...», «Сподоби Господи…» и далее просительная ектения.

По окончании ектении тотчас поются тропари, глас 8-й; «Глас Господень...» и другие. В это время священнослужители исходят Царскими вратами «на источники» или к сосуду с водой, установленному в притворе либо во дворе храма. Предстоятель (в предшествии свещеносца и диакона с кадилом и свечой) износит на главе с воздухом Святой Крест и полагает его на украшенном аналое около воды. Затем раздаются свечи сослужащим и совершается обычное каждение окрест воды, каждение икон и предстоящих.
По окончании тропарей диакон: «Премудрость», читаются три паримии, Апостол и Евангелие, произносится великая ектения с каждением и особыми прошениями, во время которой иерей читает тайную молитву. Если освящение воды совершается одним иереем (без диакона), он должен прочитать тайную молитву во время паримий.
По окончании ектении возгласа не положено, но непосредственно после того, как певцы пропоют заключительное: «Тебе, Господи...», иерей возглашает: «Велий еси, Господи...» (трижды) и читает молитву на освящение воды. При троекратном произнесении слов «Ты убо, Человеколюбче Царю...» священник каждый раз благословляет воду рукой, не погружая руку в воду. После молитвы с преклонением главы и возгласа иерей крестообразно благословляет воду Честным Крестом, погружая его «право» (то есть прямо), взяв Крест перстами обеих рук за концы перекладины, в вертикальном положении низводит в воду и крестообразно возводит. При этом иерей поет тропарь, глас 1-й: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...». Тропарь поется трижды и совершаются три погружения Святого Креста в воду. Согласно общепринятой практике, священнослужители поют только начало тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», со слов же: «Троическое явися поклонение...» продолжают певцы. После этого предстоятель, держа Крест в левой руке, кропит крестообразно на четыре стороны (восток, запад, юг и север).
Затем молящимся, по Уставу, полагается, подходя к настоятелю, прикладываться ко Кресту и принимать окропление святой водой. На практике это удобнее делать после отпуста. Поэтому сразу после кропления на четыре стороны при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии...» священнослужители входят в алтарь. По окончании стихиры — «Премудрость», «Пресвятая Богородице, спаси нас…» и отпуст праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
По отпусте посреди церкви поставляется светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак праздника. Величание не поется. Затем поются многолетны, и во время целования Креста все окропляются святой водой.
Примечание. «Известно же буди всем о святей воде, яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть: и где есть сих разум, еже не пити сея? но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду... Сего ради и в полунощи на праздник сей, вси почерпше в домы воду относят и соблюдают, и лето совершенно хранят, понеже днесь освящаются воды; и знамение бывает явственное, не растлевающуся вод оных естеству долготою времене, но лето совершенно, и два и три множицею, днесь черпаемая вода цела и нова пребывает; и по толицем времени, ныне от источника взятой воде сравняется» (Типикон, 6 января, 1-е «зри»).
Трапеза поставляется одна в вечернее время с разрешением на елей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me