Православные храмы

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…

Храм преподобного Сергия Радонежского (на «Даче Кулиженко»)

Освящение закладки храма архиерейским чином состоялось 9 / 22 ноября…
Публикации

Жития святых — детям

“Избранные жития святых для детей” — совместный издательский проект Сретенского…

Обращение Предстоятеля УПЦ к украинскому народу в связи с Днем независимости

24 августа — этот день навсегда вошел в историю Украины как переломный момент в…

Светильник земли Звенигородской

В 2007 г. древний Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь под Москвой…

Чин оглашения

Оглашение связано с разъяснением основных истин христианства, изложенных в Символе веры, заповедях Божиих и молитве Господней.

Оглашенным, то есть получающим наставление в истинах веры, человек становится через церковную молитву о нем. В храме эту молитву совершает епископ или же по его благословению пресвитер, готовящий человека к Таинству Крещения. Участвует в этой молитве и церковная община, в общение с которой оглашаемый вводится благословением священника.

Обучение основам христианской веры известно уже было в апостольский период. О сотруднике апостола Павла Аполлосе в книге Деяний апостольских сказано: «Сей оглашен был пути Господню» (Деян. 18, 25).

Со II века устанавливается строго определенный порядок и в подготовке к Крещению, и в его совершении. Готовящемуся приступить к Таинству Крещения надлежало прийти к епископу и засвидетельствовать перед ним, преемником апостольского служения, свое желание стать членом Церкви. Получив от поручителей сведения о нравственных качествах его души в семейной и общественной жизни и искренности его обращения, епископ благословлял занести его имя в церковный «катастих» — книгу, содержащую список оглашенных и членов церковной общины для молитвы и поминовения за богослужением. Вместе с испытанием оглашенному назначалось покаяние. Поэтому чин оглашения часто совершали в дни Великиго поста, как особо предназначенные для молитвы и покаяния.

В древности приготовление ко Крещению было длительным по времени — от 40 дней до трех лет. В этом приготовлении особое место отводились деятельности восприемника-свидетеля, вникавшего в существо жизни оглашенного и становившегося свидетелем пред епископом или пресвитером искренности намерений приходящего стать членом Церкви.

Восприемники поручались пред Богом за твердость обещаний оглашаемого и брали на себя обязанность быть непосредственными помощниками пастыря в деле научения оглашаемого истинам веры, нормам христианской нравственности, законам молитвы, а также поведению за богослужением. К восприемникам священник обращается перед каждым мо-литвословием чина с призывом: «Господу помолимся». Совместная молитва священника, восприемников и членов общины направлена на то, чтобы отрешилась его (оглашаемого) ветхость и он исполнился силы Святого Духа и через соединение со Христом соделался чадом Царствиия Божия.

При крещении младенцев молитва об оглашенном совершается на том месте, где и само Крещение. Когда же готовятся к Крещению взрослые люди, то молитве об оглашенном предшествует чинопоследование принятия их в Церковь. Иноверцев: иудеев, магометан, язычников и прочих, над которыми не было совершено Таинство Крещения во имя Святой Троицы, готовят — в соответствии с практикой Древней Церкви — на протяжении сорока и более дней. Когда новообращенный засвидетельствует перед пастырем, как представителем церковной иерархии, искренность и осознанность своего обращения к христианской вере, то ему нарекается христианское имя, чем полагается начало первоначального союза между ним и Церковью, затем происходит оглашение первое, состоящее из отречений от прежних заблуждений в вере, на следующий день — оглашение второе, при совершении которого оглашаемый свидетельствует свою веру в догматы Церкви. В завершение бывает оглашение третье, содержащее «молитвы во еже сотворити оглашеннаго».

«Желающий огласиться, — говорится в Постановлениях Апостольских (IV век), — пусть оглашается три года, но если кто прилежен и имеет благорасположение к делу (Крещения), да будет принят; ибо ценится не время, но говение» (кн.8, гл.32). Безотлагательно Крещение совершалось только в случае опасной болезни новокрещаемого, с тем условием, чтобы по выздоровлении он был надлежащим образом научен истинам святой веры (Лаодиок. Собор, прав. 47).

Оглашенные весь период подготовки к Крещению проводили в посте и молитвах, посещали церковные службы и с сердечным сокрушением каялись в содеянных грехах. В храме они находились до возглашения диакона: «Елицы оглашеннии изыдите».

В Иерусалимской Церкви в IV веке оглашаемые слушали толкование Священного Писания ежедневно в течение 3-х часов. Оглашение продолжалось 7 недель, а по окончании этого срока им давался для заучивания Символ веры. В это время и в Иерусалимской, и в Константинопольской Церквах чин оглашения совершался торжественно. Благодатные впечатления этих дней позволяли новокрещенным сохранять произносимые ими обеты до конца жизни, исполняя их своими делами.

В последующее время, когда целые государства принимали христианство, преобладающее большинство среди крещаемых стали составлять дети до семи лет. Это привело к сокращению чина и самого периода оглашения.

В Русской Церкви сведения о совершении огласительных молитв чина начинаются с XI—XII веков. В указанный период чтение этих молитв совершалось в различное время: для болгарина, половчанина и чухонца оно начиналось за 40 дней, для славянина за 8 дней до Крещения. Для ребенка чтение молитв соединялось с самим Крещением. Молитвы огласительные были те же самые, какие читаются и в настоящее время, с тем только различием, что каждая читалась по 10 раз.
 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242527282930
31      
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu