Православные храмы

Храм Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Пантелеимоновский собор, Феофания

Главный храм Пантелеимоновского женского монастыря города Киева, один…
Публикации

Церковь и государство в служении народу

Подводя итоги научно-богословской жизни Украинской Православной Церкви за 2005…

Как “малой церкви” дойти до большой?

Жизнь часто ставит перед нами задачи, которые трудно решить самому. Автор этой…

14 сентября ст.ст. / 27 сентября н.ст.

Пятница. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. День постный.
Древний православный обычай воздвигать Крест Христов, давший название празднику, восходит к IV в.
Для чина Воздвижения рекомендуется особый, специально для этого предназначенный Крест, который не бывает в обычном употреблении в другое время года. Лучше всего, если Крест будет большой по размеру, писанный на дереве или резной деревянный, чтобы самым своим материалом напоминать о «Треблаженном Древе, на немже распяся Хрис­тос…».

9-й час — по обычаю.
Перед началом малой вечерни иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое по «Отче наш». После возгласа поют (тихо) тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава, и ныне» — кондак Кресту: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения и­ерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие поставляет на горнее место престола, где оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике.

На великой вечерне «Блажен муж» не поется.
На «Господи, воззвах» — стихиры праздника, глас 6-й — 8. «Слава, и ныне» — праздника, глас 2-й: «Приидите, вси языцы…».
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника — 3.
На литии стихиры праздника, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 4-й: «Честнаго Креста, Христе…».
На стиховне стихиры праздника, глас 5-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Егоже древле Моисей…».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (трижды).

На утрени на «Бог Гос­подь» — тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника.
Полиелей. Величание праздника и избранный псалом (величание поется в алтаре пред Крестом, лежащим на престоле). Седален по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие — праздника (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше…». Царские врата затворяются. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Кресте Христов…». (Помазание святым елеем совершается после выноса Креста.)
Канон праздника на 14 (ирмос дважды).
Библейские песни: «Поем Господеви…».
Катавасия — «Крест начертав…».
По 3-й песни — седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника так, как это указано в Минее. 1-й припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Гос­подень».
По 9-й песни — светилен праздника: «Крест, хранитель всея вселенныя…» (дважды). «Слава, и ныне» — ин светилен праздника: «Крест воздвизается днесь…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й — 4. «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Днесь происходит…».
Великое славословие. Во время пения славословия предстоятель совершает с диаконом трое­кратное каждение окрест престола, на котором лежит Крест. По окончании великого славословия при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже…») и исходит (через горнее место) северными вратами (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до Царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в Царских вратах: «Премудрость, прости». Певцы поют трижды: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает окрест него троекратное каждение.

ЧИН ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА
В соборах и в приходских храмах, по благословению епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста.
После выноса Креста священник с диаконом делают три земных поклона (в какой бы день седмицы ни случился праздник Воздвижения). Предстоятель берет Крест, украшенный живыми цветами, и становится лицом на восток (к алтарю), начиная первое воздвижение. Диакон стоит лицом к Кресту, на некотором расстоянии от него, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и произносит велегласно ектению: «Помилуй нас, Боже…», состоящую из пяти прошений, на каждом из которых совершается чин воздвижения.
Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет 100 раз: «Господи, помилуй».
В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток.
При соборном служении два сослужащих священника поддерживают предстоятеля под руки, а один или два других священника возливают непрерывно и медленно, помалу, из сосудов воду на Крест. Вода сливается в лохань, держимую свещеносцем. В воду можно добавить несколько капель розового масла или иных ароматов, но не духов или одеколона. По обычаю, эту воду разбирают молящиеся после службы.
После этого предстоятель обращается с Крестом лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, продолжает ектению, возглашая: «Еще молимся о оставлении грехов великаго господина и отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина и отца нашего Владимира, Блаженнейшего Митрополита Киевскаго и всея Украины, и господина нашего Высокопреосвященнейшего (Преосвященнейшего) имя рек (поминается правящий архиерей), и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси». Предстоятель совершает второе воздвижение, как и первое.
Третье воздвижение, лицом к югу, совершается, как и первое. Диакон возглашает: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси».
Четвертое воздвижение, лицом на север, совершается, как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и о­злобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».
Пятое воздвижение, снова лицом на восток, совершается, как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или: храме сем), отцех и братиях наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси».
После пятого воздвижения поется: «Слава, и ныне» — кондак Кресту: «Вознесыйся на Крест волею…». При этом священник полагает Крест на аналой. Затем священнослужители поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», с земными поклонами, затем хор повторяет трижды, и далее стихиры Кресту, и совершается помазание елеем из лампады у Креста. Диакон произносит ектении: «Помилуй нас, Боже…» и «Исполним утреннюю молитву…». Окончание службы по обычаю.
Если чин воздвижения не совершается, то и­ерей, окадив аналой со святым Крестом, трижды поет: «Кресту Твоему…» (каждый раз завершая пение земным поклоном). Это песнопение трижды повторяют певцы, совершается поклонение Кресту, целование его и помазание елеем при пении стихир, глас 2-й: «Приидите, вернии…» и проч. Ектении: «Помилуй нас, Боже…» и «Исполним утреннюю молитву…» и отпуст: «Хрис­тос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, преподобных и богоносных отец наших и всех святых…».
На часах — тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны праздника.
Входный стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).
По входе — тропарь праздника. «Слава, и ныне» — кондак праздника.
Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — праздника.
Примечание. Рядовые чтения переносятся на четверг 13 сентября.
Задостойник праздника — припев: «Величай, душе моя…» и ирмос: «Таин еси, Богородице, рай…» (до отдания).

С 15 по 20 сентября — попразднство Воздвижения Креста Господня.
Службы совершаются только по Минее (кроме воскресенья).
Примечание. В этот период на Литургии на входе поется: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа» (кроме воскресенья). Прокимен, аллилуиарий, причастен — праздника, а также святому, если есть. Задостойник праздника. Во все дни на отпусте добавляется: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…».

21 сентября — отдание праздника Воздвижения.

Примечание. «И по скончании целования Честнаго Креста поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну Царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября).

 
Поиск на сайте
Календарь
<Сентябрь 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425272829
30      
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu