24 Январь 2011
Наступали последние дни земной жизни Господа. Приближалось время, когда Единородный Сын Божий, пришедший в мир ради спасения грешных людей, будет предан позорной и мучительной казни — распятию на кресте, как один из преступников.
Но прежде совершения сего великого и спасительного для нас Таинства, Господь благоволил явить в последний раз славу Свою как обещанный пророками народу еврейскому Мессия, как Царь не только Неба, но и земли.
Незадолго перед этим Господь сотворил одно из величайших чудес своих: воскресил из мертвых Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе. Весть о небывалом, чуде облетела всю окрестность иерусалимскую. Всем хотелось видеть великого Чудотворца. Как бы отвечая на желания народа, Господь решил идти в Иерусалим.
Узнав об этом, весь народ пришел в движение; многие из нетерпения скорее видеть великого Чудотворца вышли из города навстречу Спасителю.
Господь с учениками уже приближался к Иерусалиму. Тогда Он, призвав двух учеников Своих, сказал им: "Пойдите в селение, лежащее напротив. Там вы найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею. Приведите его ко Мне. Если же кто скажет вам что-нибудь, ответьте, что так повелел Господь".
Ученики пошли и исполнили все, что сказал Господь. Приведя молодого осла, они накинули на него свои одежды, и Господь сел поверх их. Когда же бесчисленные толпы народа, так страстно жаждавшие видеть Господа, увидали наконец Его, то радостно воскликнули: "Осанна (спаси, даруй спасение) Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!"
Всеобщий восторг усиливался по мере приближения Господа к Иерусалиму. Вот торжественная, медленно шествующая процессия подошла к последней возвышенности, с которой нужно было спускаться вниз до самого Иерусалима. Иерусалим представлял отсюда красивое зрелище: прямо перед глазами возвышался величественный храм Иерусалимский со своими мраморными колоннами ослепительной белизны и с золотым куполом, отражавшим тысячью молний горячие лучи южного солнца. Дворцы первосвященников казались взору несколько отдаленными от храма, как бы в знак духовного отдаления их обитателей от Бога отцов своих. Дворцы же царей Давида и Соломона обратились теперь в развалины. Среди всех этих впечатлений, из которых каждое напоминало сердцу еврея и когда-то бывшую древнюю славу, и настоящее унижение Отечества под римским угнетением, взоры всех и каждого как-то невольно обращались к Иисусу из Назарета, Который теперь, шествуя на осляти, как бы нес Иерусалиму его прежнее святое величие. В радостном восторге взирая на Иисуса, многие снимали с себя верхние одежды и постилали их по пути шествия; другие срезывали ветви тут же в изобилии растущих финиковых пальм и устилали ими путь; иные держали их в руках или торжественно потрясали ими в воздухе.
"Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" — беспрерывно слышалось со всех сторон. Так с торжеством и ликованием встретил Иерусалим своего Царя — Мессию.
Но, несмотря на эту радость и ликование народа, глубокая скорбь была в душе Господа. Скорбел же Он о том, что народ иудейский не хотел узнать своего Мессию. Он знал, что тот самый народ, который сегодня встретил Его с таким торжеством и ликованием, взывая Ему: "Осанна, Сын Давидов!",— через несколько дней будет неистово вопить: "Распни, распни Его!" и произнесет страшное проклятие на свой народ, осуществляющееся и поныне: "Кровь Его на нас и на детях наших".
Он предвидел скорую погибель Иерусалима и его обитателей; Его святым взорам ясно представилось теперь, как рушатся стены этого славного города, как сотни тысяч ликующих теперь иудеев погибают от меча неприятельского, и весь Израиль, как пыль, развеваемая ветром, рассевается по всему свету.
Торжественный путь Господа окончился около храма. Вслед затем Господь отправился в храм для преподания учения народу. Заметив здесь торговцев и меновщиков, обративших дом Божий в дом торговли, Господь изгнал их из храма и грозно заметил им: "Дом Мой есть дом молитвы; вы же сделали его вертепом разбойников!"
Бывшие в храме и около храма увечные, хромые и слепые приступили к Господу, и Он исцелил их всех.
Так совершился торжественный вход Господень в Иерусалим. Это событие имело глубоко поучительный смысл и значение как для самих современников Господа, так и для нас — христиан, несмотря на то, что нас отделяют почти два тысячелетия от того момента, когда славный Царь Израилев с торжеством вступил в Иерусалим. Для современников Господа вход Его был поучителен потому, что Господь явил Себя при вшествии в Иерусалим как Мессия, как славный Царь Израилев.
Не менее поучителен и для нас вход Господень в Иерусалим по своему символическому (преобразовательному) значению. И теперь, почти две тысячи лет спустя, мы, христиане, с зеленеющими ветвями верб (ваиями) и со свечами предстоим в церкви Господу и в радостном чувстве взываем: "Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!"
Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это — один из великих праздников и называется еще Вербным Воскресеньем.
← Воскресение Христово — Пасха | Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа → |
---|