Православные храмы

Храм трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (в Голосеево)

Деревяный однокупольный храм в честь трех святителей был построен в…

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери (в Академии эстрадного и циркового искусства)

Киевская Муниципальная Академия эстрадного и циркового искусства им.…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Троещине)

Строительство начато летом 2008 г., первая Литургия была отслужена…
Публикации

Протоиерей Николай Агафонов: Молитва алтарника (Святочный рассказ)

В Рождественский сочельник, после чтения Царских часов, протодиакон сетовал: —…

Отрада для трезвящихся

19 декабря/1 января — день памяти св. мученика Вонифатия, которому молятся об…

Святыни Православия во Франции

Многие наши соотечественники даже не подозревают, что в традиционно…

Пассия

Самая поздняя по времени возникновения православная служба — пассия (греч. страдание) — была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу Евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются Евангельские повествования об этом: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из Богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, Ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...» Эти и другие молитвы возводят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.

На пассии непременно произносится проповедь с поучением о Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо других частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову, или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят православные христиане.

Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия — порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение безосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование пассии в противовес пышным католическим Богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православен; случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.
 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
252627282930
31      
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu