24 Январь 2011
Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает помазанник. Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа.
Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40, 15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10,1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).
После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, Елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью Крещения и во время всенощных бдений.
Крещальное помазание всего тела (лба, груди, ушей, рук и ног) имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной; во-вторых, говорит о умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».
Елеопомазание за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.
От обычного Елеопомазания необходимо отличать Таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуют семь раз.
И еще одно помазание в Церкви имеет силу Таинства — помазание святым миром — благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. В храме святое миро должно храниться только на Престоле алтаря.
Миропомазание совершается сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник ставит капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это Таинство не повторяется, как и Крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его вторично.
Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое Крещение непременно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же Таинство, по существующей практике, присоединяют к Церкви представителей некоторых старообрядческих и инославных конфессий.
← Царские часы | Соборование → |
---|