Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…
Щит вводно-учетный
В наличии щит учетный. Оптом и в розницу. Заходите
eastsys.ru

Публикации

Реквием по “мечте”

Наркотики — это медленная смерть. Казалось бы, нет человека, который бы не знал…

Святой Косма Этолийский

Святой Косма Этолийский родился в 1714 г. в не­­большом горном этолийском…

Молодой человек в современном мире

Морально-духовное состояние общества — это один из главных показателей его…

sobranie po istorii Brestskoj uniiС 14 по 18 сентября по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киеве, в Отделе внешних церковных связей Украинской Православной Церкви проходила IV встреча международной рабочей группы по написанию истории Брестской унии.

В состав группы, занимающейся реализацией проекта написания истории Брестской унии 1596 г., входят православные, католические и греко-католические исследователи.

Проект написания истории Бресткой унии был начат международным Фондом “Pro Oriente” в 2002 г., когда было инициировано создание межконфессиональной рабочей группы из богословов и историков. Основная цель проекта — историко-критическое изучение источников, содержащих сведения о событиях 1595–96 гг., развернувшихся вокруг попытки православных иерархов Киевской Митрополии войти в унию с Римской Церковью. Необходимость такого исследования обусловлена, прежде всего, наличием противоположных, зачастую взаимоисключающих интерпретаций событий конца XVI в. в разных исторических исследованиях. Поэтому участники рабочей группы с самого начала ставили перед собой задание выяснить на основании источников, как исторические события четырехсотлетней давности воспринимали и интерпретировали сами их участники.

К настоящему времени состоялось три встречи участников рабочей группы: в Вене (2002), Теплице (2004) и Львове (2006), во время которых также был обсужден и утвержден проект издания материалов исследования.

14 сентября в помещении Киевской Митрополии в Киево-Печерской Лавре началась IV встреча рабочей группы. Ее соорганизаторами выступили Фонд “Pro Oriente” и ОВЦС УПЦ. Во встрече приняли участие президент Фонда “Pro Oriente” Иоганн Марти (Австрия), архиепископ Вроцлавский и Щетинский Еремия (Польская Православная Церковь), председатель ОВЦС УПЦ архимандрит Кирилл (Говорун), профессор Института теологии и истории Христианского Востока и католического богословского факультета Венского университета священник Эрнст Кристоф Суттнер (Австрия), профессор Института истории Белостокского университета Антон Миронович (Польша), профессор Францишек Марек (Польша), декан Института истории Церкви Украинского католического университета Олег Турий (Львов), преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко (Москва), преподаватель Киевской духовной академии Владимир Бурега (Киев, представитель УПЦ), преподаватель Украинского католического университета Игорь Скогиляс, директор Центра европейских исследований Киево-Могилянской Академии Константин Сигов (Киев), генеральный секретарь Фонда “Pro Oriente” Марион Виттине (Австрия).

17 сентября вечером участники встречи были приняты Чрезвычайным и Полномочным Послом Австрии в Украине господином Маркусом Вукетичем, который высоко оценил научные инициативы Фонда “Pro Oriente”.

В течение четырех рабочих дней члены рабочей группы детально обсудили проект первой и второй главы издания. Эта часть книги охватывает предысторию заключения Брестской унии и хронологию событий 1595–96 гг. В ходе обсуждения как в немецкий оригинал текста, так и в его русский перевод были внесены существенные изменения и дополнения. Ожидается, что в 2009 г. работа над первыми двумя главами книги будет завершена и их окончательный немецкий текст будет опубликован Фондом “Pro Oriente”. Также на встрече были заслушаны и обсуждены рефераты польских профессоров А. Мироновича (Белосток) и Ф. Марека, тексты которых должны послужить основой для написания следующей (третьей) главы исследования. Эта часть монографии будет посвящена событиям первой половины XVII в.

Рабочая группа приняла решение, что в 2009 г. состоится несколько встреч членов редакционного комитета, на которых будет завершено согласование первых двух глав исследования. Очередная встреча рабочей группы в полном составе должна состояться в 2010 г. К этому времени предполагается подготовить проект третьей главы монографии.

Участники рабочей группы отметили, что непосредственное общение и совместная исследовательская работа ученых, принадлежащих к разным конфессиям, является ценным опытом, помогающим преодолеть имеющиеся предубеждения и понять позиции друг друга.

18 сентября во второй половине дня после окончания рабочих заседаний для гостей Киева была организована экскурсия по городу.

 

С просьбой прокомментировать ход и итоги работы группы корреспондент “Церковной православной газеты” обратился к одному из ее участников, преподавателю Киевской духовной академии Владимиру Викторовичу Буреге:

— Какой была тональность дискуссии, были ли острые моменты?

— Дискуссия носила рабочий характер. Был представлен готовый проект текста, написанный тремя членами группы, которые принадлежат к разным конфессиям (православный, римо-католик и греко-католик). В ходе обсуждения на общем собрании рабочей группы текст читался по параграфам, и затем каждый из присутствующих мог высказать свои пожелания и замечания. Если высказанные замечания принимались рабочей группой, то в текст вносились соответствующие изменения. Поскольку эта встреча была уже четвертой, собеседники уже были хорошо знакомы друг с другом и потому примерно знали, чего друг от друга ожидать, поэтому все высказывавшиеся аргументы выслушивались спокойно. Хотя острые углы, конечно, были. Ведь на этой встрече подробно обсуждались и переговоры с Римом в 1595 г., и сам момент заключения унии, и Брестские соборы октября 1596 г. Неудивительно, что интерпретации исторических событий зачастую не совпадали. Но при этом тупиковых ситуаций или конфликтных моментов в ходе работы группы не было, и дискуссия за рамки, скажем так, академических приличий не выходила.

— Готовы ли греко- и римо-католики воспринимать православный взгляд на те или иные моменты истории Брестской унии?

— Я бы дерзнул сказать, что эта дискуссия была испытанием и для католической, и для православной стороны. Ведь как мы, православные, так и наши оппоненты сформировались в рамках своих конфессиональных историографий. И надо открыто и честно признать, что когда тот или иной автор пишет книгу, четко зная, что она предназначена “для внутреннего употребления” (то есть исключительно для членов одной конфессии), то нередко он позволяет себе делать определенные натяжки, предлагает излишне полемичные выводы, переходит с сугубо научного стиля на публицистический и т. д. И зачастую мы просто не знаем, что в науке существуют и другие точки зрения. По поводу той же Брестской унии у нас есть свой набор аргументов, но и у наших оппонентов тоже есть апологетические аргументы по поводу этого события. И когда за одним столом собираются представители разных историографических традиций, то это испытание для обеих сторон. И той, и другой стороне нужно уметь отстаивать свою точку зрения, уметь показать, что под ней есть документальная база. В ходе такой дискуссии может выясниться, что тот или иной, казалось бы, общепринятый тезис слабо подкреплен источниками и потому события могут быть интерпретированы иначе. Когда я говорил об этом с участниками группы, представлявшими Украинский католический университет (Львов), то они отмечали, что для них это тоже очень важный опыт. Мы должны уметь понять логику своих собеседников, и если возражать им, то возражать аргументировано. Готовность услышать друг друга, я считаю, проявили обе стороны. Иначе написать общий текст было бы невозможно.

— А не возникало ли в ходе работы группы ощущение “сдачи позиций”?

— Нет, у меня такого ощущения не было. Я бы даже сказал, что православная сторона (и это, думаю, традиционно для нас) занимает более консервативную позицию, порой достаточно жесткую. Один из примеров — оценка деятельности экзарха Никифора Кантакузина, который отверг унию. В католической историографии его личность оценивается отрицательно, порой даже уничижительно. И некоторые традиционные для като­лическойисториографии оценки попали в обсуждавшийся текст. Православная сторона сразу стала серьезно возражать, тем более, что Украинской Православной Церковью по инициативе Львовской епархии Никифор Кантакузин причислен к лику святых. В результате возражения православных исследователей были учтены. Текст будет соответствующим образом переработан. И это лишь один из примеров.

То есть можно сказать, что православная сторона сумела добиться внесения в текст принципиально важных для нас положений. Даже в тех случаях, когда позиции было сложно или практически невозможно согласовать, принималось решение, что в примечании или в самом тексте должны быть обозначены две точки зрения.

Мне представляется, что сложившиеся в ходе работы группы человеческие отношения могут впоследствии способствовать снятию существующей в Украине межконфессиональной напряженности.

Записал Михаил Мазурин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua