Православные храмы

Храм пророка Илии на Подоле (Ильинская церковь)

Ильинская церковь — первый православный храм, построенный в столице…

Храм великомученика Пантелеимона (на Левобережной)

Строительство храма началось в мае 2005 г. Первая Литургия совершена…

Храм Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…
Публикации

Как пригласить священника

Бывают ситуации, когда священника необходимо пригласить в дом для совершения…

Что означает христианская символика

История христианской символики восходит к глубокой древности. В те времена…

Символ незламності Православ’я

Існує багато аргументів і доказів істинності християнства та істинності…

Жизнь и музыка Артемия Веделя. К 200-летию со дня кончины композитора

skylptyra Artemia VedeljaАртемий Ведель родился, жил и умер в Киеве. Его творчество представляет собой органичное единство итальянской хоровой культуры с традициями украинской народной музыки. Поэтому не удивительно, что большинство современных исследователей называют Веделя украинским композитором и именно с Украины началось возвращение аутентичных произведений композитора в репертуары хоровых коллективов мира.

Биографию и музыкографию Артемия Веделя можно назвать симметричными: в обоих случаях предположений, толкований и гипотез значительно больше, чем достоверных фактов. Из многочисленных событий в жизни композитора документально подтвердить можно лишь небольшое количество, преимущественно — со времен его молодости, когда он имел официальные должности, чины и был успешным, даже популярным, музыкантом. То же касается и музыкальных произведений Веделя, которые десятилетиями были под запретом, распространялись в рукописных вариантах, зачастую — без указания авторства, поэтому сегодня даже точно установленные произведения композитора имеют по несколько редакций.

 

Жизнь в поисках

Артемий Ведель родился в 1767 г. Возможно, в марте или октябре, поскольку на эти месяцы приходятся дни памяти святых, имевших такое имя. Отец — Лукиан Власович Ведельский (1730–1815) — был художником-резчиком, имел собственную мастерскую, изготовлял иконостасы. Мать — Елена Григорьевна — управляла хозяйством в семейной усадьбе, расположенной на Подоле. Существует гипотеза, согласно которой родители Веделя были немецкого, а не украинского происхождения, однако бесспорным является тот факт, что настоящая фамилия Артемия была Ведельский. Где, когда и по каким причинам фамилия была сокращена до формы “Ведель”, теперь определить сложно, но именно с ней музыкант завоевал славу и признание.

Имея с детства голос необычайной красоты (тенор), Артемий поступает в хор Киевской духовной академии, а позже начинает учиться и в самой Академии, которую заканчивает 1787 г. по классу философии. Нет никаких данных о том, что Ведель получил специальное музыкальное образование, вероятно, он был самоучкой, однако врожденный талант позволил ему достаточно быстро стать не только солистом и скрипачом, но и дирижером (регентом) хора и студенческого оркестра. Приблизительно в эти годы Артемий начинает составлять свои первые музыкальные произведения.

Очевидно, слава о музыкальном таланте Веделя распространилась далеко за пределами Академии, поскольку уже спустя год по завершении обучения Киевский митрополит Самуил рекомендует Артемия на место руководителя капеллы генерал-губернатора Москвы Петра Еропкина. В то время такая должность была достаточно престижной, ведь эта капелла считалась одной из лучших в Российской империи. Ведель прожил в Москве пять лет. Сначала руководил капеллой П. Еропкина, потом — А. Прозоровского, хотя официально был зачислен на службу и получал заработную плату на строительстве в Кремле, а впоследствии — в канцелярии Сената. Но в конце 1792 г. он по неизвестным причинам увольняется по собственному желанию.

Ведель возвращается в Киев. Некоторое время снова руководит хором Киевской духовной академии. Но уже в 1794 г. возглавляет капеллу генерала Леванидова при штабе украинского пехотного корпуса. Это время можно назвать вершиной как творческого, так и карьерного взлета Веделя, в чем большая заслуга генерала Леванидова, который уважал композитора и высоко ценил его талант. В течение двух последующих лет Ведель пишет 6 известных в настоящее время концертов и, вполне возможно, ряд других, сейчас недатированных или неизвестных произведений. В военной службе он достигает ранга капитана. Хор, которым руководил композитор, по свидетельствам современников, “достиг мистических высот”. Одним из учеников Веделя в этот период был будущий протоиерей и церковный композитор Петр Турчанинов, которому было суждено стать близким другом Артемия. Долгое время общаясь с Веделем, Турчанинов в своих “Записках” изображает его как чрезвычайно мягкого, доброго и религиозного человека, настоящего постника и аскета, избегавшего общества и развлечений, а дома занимавшегося только музыкой, чтением и молитвой. Наделенный особенно острым даром сочувствия, Артемий помогал всем, кому мог: раздавал деньги, одежду, еду.

В 1796 г., вслед за генералом Леванидовим, которого назначили генерал-губернатором Харьковского наместника, Ведель переезжает в Харьков, где организовывает новый наместнический хор и оркестр. Одновременно он преподает пение и музыку в Казенном училище при Харьковском коллегиуме, а также пишет новые собственные произведения, которые сразу же становятся популярными в Харькове. Однако уже через год по приказу императора Павла І был расформирован корпус Леванидова и ликвидирован Харьковский наместник. Леванидов покидает Харьков, а Ведель подает в отставку. Его новым официальным местом работы стало гражданское ведомство А. Теплова, губернатора вновь созданной Слободо-Украинской губернии, однако композитор не оставляет свою музыкальную деятельность: руководит губернской капеллой, ведет вокальный класс в Казенном училище (его ученики потом занимали первые места в столичных капеллах).

Однако вскоре Ведель опять возвращается в Киев. Живет у родителей, пишет музыку, но, по свидетельству Турчанинова, чувствует себя неустроенным, ненужным. В начале 1799 г. Артемий поступает послушником в Киево-Печерскую Лавру, но затем отказывается стать монахом и оставляет монастырь, начиная юродствовать. Существовало и существует много попыток объяснить его поведение: безумие, сектантство, политическая неблагонадежность, но Турчанинов, в частности, был убежден, что юродство Артемий взял на себя добровольно, как подвиг веры. В любом случае поведение известного композитора вызывало недовольство.

Летом того же года Веделя арестовали. По одной из версий композитора попросили написать кантату на встречу великого князя Константина Павловича, но вместо музыкального произведения Ведель принес письмо неизвестного содержания на имя императора. По другой — в Академии нашли книгу, на полях которой были написаны слова, оскорблявшие царскую семью, а митрополит Иерофей (Малицкий) признал почерк в книге почерком Веделя и объявил его сумасшедшим. Многие исследователи считают дело “капитана Веделя” сфальсифицированным, а самого композитора ясновидцем, предусмотревшим смерть императора Павла І, тогда как, по мнению историка Л. Е. Махновца, причиной надписи в книге о смерти императора было обострение психической болезни. Но какой бы ни была причина, следствием стало личное распоряжение Павла І об аресте и изоляции Артемия Веделя в киевской лечебнице для душевнобольных, с отдельным запретом давать композитору любые средства для письма. Он пробыл там девять лет. Однако сам Ведель воспринял эти изменения в своей жизни с терпением, говоря, что “получил сей дом от Господа”. Лишь перед смертью отцу удалось забрать тяжелобольного Артемия домой. Существует, по меньшей мере, три даты смерти композитора: 1806, 1808 и 1810-й, — это легко объяснить, учитывая то, что уже спустя несколько лет после смерти Веделя Петр Турчанинов не смог найти его могилу на подольском Щекавицком кладбище, которое в настоящее время вообще разрушено. Однако смерть композитора не означала амнистию, его произведения были запрещены.

 

Музыка души

При жизни Артемий Ведель был известен как талантливый певец, скрипач-виртуоз, выдающийся дирижер, незаурядный педагог, однако наибольшей славы он достиг именно как композитор. Мемуары современников Веделя сохранили многочисленные истории о впечатлениях, которые производила музыка Артемия на слушателей. Так, однажды после исполнения концерта “Доколе, Господи” пораженный князь Дашков подарил автору собственный расшитый золотом шарф и 50 червонцев. Генерал Леванидов плакал, когда впервые услышал, как Ведель поет собственные произведения. Украинские помещики конкурировали за право получить для своих домашних капелл ноты произведений композитора.

Одной из причин такой популярности музыки Веделя было ее соголосие со вкусами тогдашней публики. Так, в творчестве композитора чувствуется влияние модной в те времена итальянской музыки, что особенно заметно в его концертах, саму форму которых Ведель также усвоил от итальянцев. Это влияние настолько заметно, что возникла гипотеза, согласно которой Ведель во время пребывания в Москве был учеником Джузеппе Сарти, итальянского композитора, во второй половине XVIII в. работавшего в России при дворе Екатерины ІІ. Вероятность того, что два музыканта встречались, существует, однако большинство исследователей, ссылаясь на заметное в произведениях Веделя отсутствие систематического музыкального образования, исключают возможность “уроков Сарти”. Однако, бесспорно, именно в Москве Артемий получил широкую возможность познакомиться со светской музыкой конца XVIII в., влияние которой также прослеживается в произведениях композитора.

Тем не менее Ведель не был эпигоном итальянских композиторов. Еще во время обучения в Академии он увлекся религиозным пением, особенно кантами и псалмами, развивавшимися тогда в традициях польской музыки и украинской песенной культуры. По свидетельствам современников, Артемий знал наизусть все псалмы, очень любил их петь. На тексты псалмов Ведель написал значительное количество произведений. Поэтому не удивительно, что именно он привнес в тогдашнюю музыку особую душевность, глубокий лиризм и драматизм. Ведель был первым композитором, который пытался иллюстрировать текст музыкой, органически их соединить, воспроизвести в мелодии молитвенное настроение и содержание.

Все это производило значительное впечатление на современников композитора. Поэтому понятно, почему, невзирая на полнейший запрет исполнять и печатать произведения Веделя, они распространялись в рукописях, их знали и исполняли. Однако “подпольный путь” распространения музыки композитора в период официальных запретов в ХІХ в. и умалчивание в ХХ в. создали по крайней мере две проблемы. Творческое наследие было не просто утрачено, но и искажено. Возник огромный массив рукописных источников с многочисленными и неравнозначными редакциями и вариантами музыкальных текстов. За исключением 12 концертов, утеряно датирование произведений Веделя. Во многих случаях невозможно установить точное авторство, поэтому до сих пор существует вероятность ошибочной атрибуции некоторых произведений.

Кроме того, со временем интерес к музыке Веделя начал исчезать. Сказывалась официальная опала и отсутствие печатных нот для пользования, изменялись музыкальные вкусы и предпочтения публики. Однако самое главное, произведения Веделя постепенно исчезли из репертуара церковных хоров. Широкоупотребляемыми оставались только концерт “Покаяния отверзи ми двери” и ирмосы Пасхального канона. Только в начале ХХ в. были осуществлены попытки возродить интерес к музыке Артемия Веделя. Выдающийся украинский хормейстер А. Кошиц исполнил некоторые концерты с хором Киевского университета. В Санкт-Петербурге было издано собрание произведений Веделя, однако в редакциях, которые, по мнению составителей, должны были облегчить восприятие этой музыки слушателями начала ХХ в.

В декабре 1990 г. вновь созданный муниципальный камерный хор “Киев” под руководством Н. Гобдича начал включать в свою программу другие произведения Артемия Веделя, пропагандируя его творчество в Украине и за границей. А уже на начало ХХІ в., усилиями многочисленных исследователей, количество известных произведений композитора достигло 80. Среди них 31 хоровой концерт, 6 трио, среди которых “Покаяния отверзи ми двери”, две Литургии Иоанна Златоуста, всенощная и один светский кант. И это только начало возвращения к слушателям творческого наследия одного из самых талантливых украинских церковных композиторов. Возрождение продолжается.

* * *

В. Петрушевский в исследовании, посвященном музыке Артемия Веделя (Труды Киевской духовной академии, 1901 г.), писал: “…искренность и непосредственность чувств, отражающаяся в музыке Веделя, всегда подкупала слушателей в ее пользу... огонь зажигается от огня, и искреннее живое чувство всегда находит отклик в душах других людей”. Эти слова справедливы как в отношении музыки Веделя, так и в отношении его жизни. Доброта и сочувствие, совершенно симметрично, в обоих случаях играли главную роль.

Екатерина Усачева

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu