Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на кладбище Берковцы)

В бывшем ритуальном зале на Берковцах (81‑й участок, на центральной…

Храм мученика Иоанна Воина (в Быковне)

Первая Литургия была совершена в день престольного праздника, 30…

Храм Архистратига Михаила (в 6-й больнице, в Медгородке)

Храм размещается в переоборудованном помещении в 4-м (главном)…
Публикации

Как пригласить священника

Бывают ситуации, когда священника необходимо пригласить в дом для совершения…

Крест на детских плечах

Вам когда-либо  приходилось бывать в отделении, где проходят лечение дети со…

“Наша святая Церковь — источник, утоляющий жаждущих”. История Албанской Православной Церкви

Yspenia hram AlbaniaУтверждение христианства на албанской земле

Предки албанцев — иллирийцы — расселились на территории нынешней Албании в конце II тыс. до н. э. Несколькими веками позже на побережье Ионического и Адриатического морей возникают греческие колонии, важнейшей из которых стал г. Эпидамн, основанный в 623 г. до н. э. После римского завоевания в конце III в. до н. э. город был переименован в Диррахий (ныне Дуррес), ставший важным стратегическим пунктом, откуда шла дорога на Фессалоники и Византий. Во время одной из гражданских войн в Риме в 48 г. до н. э. у стен города состоялось одно из решающих сражений между Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем.

Территория нынешней Албании была разделена римлянами между тремя провинциями — Македонией, Далмацией и Эпиром. Христианство появилось в этих краях еще в апостольские времена. Апостол Павел, возможно, побывал на территории нынешней Албании: “Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика” (Рим. 15: 19). Его ученик Тит проповедовал в Далмации. Церковное предание считает апостола от 70-ти Кесаря первым епископом Диррахия. В 98 г. епископ Диррахия святой Астий принял мученическую смерть за Христа. После разделения в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную (Византия) территория Албании вошла в состав последней, но в церковном отношении до начала VII в. подчинялась Риму, входя в викариат Фессалоник. “Историческая информация об этом периоде очень ограничена, — пишет предстоятель Албанской Православной Церкви Блаженнейший архиепископ Анастасий (Яннулатос). — Дополнительные данные поступают в результате археологических находок и часть в мозаике — имен некоторых святых и епископов. Однако этого недостаточно, чтобы составить полную картину местной церковной истории… Наш регион пропитан кровью святых, — замечает далее владыка Анастасий. — Это Елевферий, “епископ Авлона и Иллирикума”, принявший мученическую смерть в 120 г., его мать Анфия; Донат и Ферин, замученные в Бутротосе в 250 г., Данакс (ІІІ в.); Исавр, Василий, Иннокентий, Феликс, Гермий и Перегрин (все из Апполонии, ІІІ в.); Трифон (из Секисты в Берате, 313 г.); Донат, епископ Евройи (в 387 г.)”. Археологами найдены в разных местах страны раннехристианские базилики, размеры которых свидетельствуют о процветавших в V–VI вв. христианских общинах. Нашествие готов, гуннов, аваров, а с конца VI в. продвижение славянских племен на Балканский полуостров обусловили значительные изменения в составе населения Албании. Из-за военной и политической обстановки греко-римские города переживали упадок, и многие епископские кафедры были перенесены в другие города или упразднены.

В 731 г. византийский император Лев III Исавр подчинил восточную Иллирию (Диррахскую митрополию) Константинопольскому патриархату. Еще через полтора столетия территория Албании была завоевана Первым Болгарским царством. Немало потрудились для утверждения христианства здесь ученики святых братьев Кирилла и Мефодия свв. Климент и Наум. В конце IX — начале X вв. города Девол (вблизи нынешнего г. Корча), где был епископом ученик св. Климента Марк, и г. Главеница (возле нынешнего г. Авлона) были известными христианскими просветительскими центрами. С тех времен сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ано Ламбово.

 

Албанская церковь в юрисдикции Охридской архиепископии (1018–1767)

После завоевания Болгарии византийским императором Василием II епархии на территории нынешней Албании в 1019 г. были подчинены Охридской архиепископии, но митрополия Диррахия еще двести лет продолжала подчиняться Константинопольскому патриархату. В 1081 г., когда при поддержке папы Григория VII на Диррахий напали норманны, в источниках впервые появляется упоминание византийской области Албания и народа албанцев. С конца ХI в., и особенно после завоевания Константинополя крестоносцами и во времена существования Латинской империи (1204–1261), Римо-Католическая церковь усиленно проникает в северные районы нынешней Албании. После разрушения Диррахия и его православной митрополии землетрясением (1273) в отстроенном городе утверждается католический епископ. Основная часть албанских земель попала в состав Эпирского деспотата, соперничавшего с Никейской империей за первенство в воссоздании Византии, император которой Андроник III в 1335 г. ненадолго завоевал их, а в 1348–1355 гг. они входили в состав обширных владений “короля сербов и греков” Стефана IV Душана. После его смерти возрождается Эпирский деспотат, наряду с которым существовали владения албанских феодалов Балша, Спата, Топиа и др. Последние в 1392 г. сдали Диррахий венецианцам, которые владели им до 1501 г. — до подчинения Османской империи. Несмотря на постоянные войны в этом регионе, подъем и упадок государств, усобицы албанских кланов, церковная жизнь продолжалась — в албанских епархиях возводились величественные храмы, украшенные прекрасными иконами и фресками. ХIII и ХIV вв. стали периодом расцвета христианской архитектуры и церковной живописи в Албании.

Албанцы оказали упорное сопротивление османскому завоеванию. Особенно успешно они отражали натиски турков под предводительством своего национального героя Скандербега (1405–1468). Сын албанского князя, Георгий Кастриоти ребенком был отдан заложником ко двору султана. Приняв ислам и окончив военную школу в Эдирне, он стал одним из наиболее успешных османских военачальников, за что турки сравнивали его с Александром Македонским и прозвали Искандер-беем. В 1443 г. во главе небольшого отряда албанцев Искандер-бей (искаж. алб. Скандербег) вернулся на родину, отрекся от ислама и возглавил восстание своего народа. Талантливый полководец и способный дипломат, Скандербег в течение четверти века сражался с войсками султанов Мурада II Амурата и Мехмеда II Фатиха (Завоевателя). Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установить свою власть над всей Албанией.

Последующие более четырех веков османского господства пагубно сказались на развитии Албании, на то время — одной из самых отсталых стран Европы. “В период Оттоманского правления наиболее серьезной проблемой были постоянные массовые обращения в ислам, — пишет владыка Анастасий. — Именно албанское население оказалось наиболее уязвимым: помимо прочих причин, был недостаток христианской литературы на родном албанском языке. В то же время различные пропагандистские католические миссии действовали в прибрежном регионе Химара. Для укрепления православия, начиная с ХVII в., во многих регионах были построены новые монастыри, развившиеся в православные центры духовной культуры и образования. В то же время многие священники стремились укрепить православное население в вере. Самым известным среди них был святой монах Нектарий Терпос из Мосхополиса, подвизавшийся в областях Берата и Спафии с 1719 по 1730 г. Он бежал от преследований в Италию, где издал свою книгу “Вера”, которой стремился отвратить православных от ислама”. Выдающимся борцом против исламизации был и епископ Дриинопольский Софиан (1672–1700). Чтобы избежать исламизации и сохранить веру, часть христиан в период Османского завоевания становились “криптохристианами”. Они имели имена и внешность мусульман, однако в семейной жизни сохраняли православные традиции.

Продолжалось и развитие иконописи. Замечательные иконы были созданы в ХVI в. Онуфрием Неокастритом из Эльбасана. В ХVII в. многие храмы украшаются настенной росписью и иконами. В трудно­доступной местности был построен город Мосхополь с многочисленным православным населением, где в 1744 г. была основана “Новая Академия” с библиотекой и типографией.

 

В составе Константинопольского Патриархата (1767–1937)

В 1767 г. османские власти ликвидировали Охридскую архиепископию. Албанские епархии перешли в юрисдикцию Константинопольского патриарха.

В начале этой эпохи в Албании подвизался св. Косма Этолийский, миссионерская деятельность которого завершилась мученическим венцом в 1779 г. в Берате. Священномученик Никита Албанский проповедовал Христа и пострадал в районе Серр и Драмы в 1809 г.

В ХVIII–XIX вв. предпринималось также несколько попыток перевода Священного Писания на албанский язык.

Общий упадок Османской империи выразился в этой части Балкан в обособлении Шкодринского пашалыка во главе с албанским родом Бушати и Янинского пашалыка во главе с Али-пашой Тепелены (1788–1822). Эти фактически самостоятельные правители не только оказывали вооруженное сопротивление войскам султана, но и вступали в переговоры с Россией и другими европейскими странами. С большим трудом султану Махмуду II (1808–1839) удалось подчинить себе непокорных пашей.

Подъем национально-освободительного движения на Балканах в ХIХ в. коснулся и Албании. Восстания против османского владычества происходили в 1833–1835, 1847, 1866–1867 гг. Крупное восстание горцев Северной Албании случилось перед русско-турецкой войной 1877–1878 гг. В 1878–1881 гг. возникла Албанская лига, или Лига Призрена — самое крупное общенациональное движение за автономию и территориальную целостность Албании, но и оно было подавлено Портой. Образованная в 1899–1900 гг. Лига Пейи также потерпела неудачу. Только в результате народных восстаний 1909–1912 гг. в ходе Первой Балканской войны была завоевана независимость Албании, провозглашенная 28 ноября 1912 г. в г. Влера. Временное правительство возглавил Исмаил Кемали. Этот день отмечается в стране как национальный праздник.

Теперь встал вопрос о самостоятельности албанских религиозных общин. Решающую роль здесь сыграла албанская диаспора в США и в Европе, особенно Фан (Феофан Стилиан) Ноли (1882–1965), выступавший за автокефалию Албанской Церкви и демократические преобразования в стране. Он перевел многие церковные тексты на албанский язык, настаивал на введении албанского языка в богослужение. Знаток многих иностранных языков, Фан Ноли переводил на албанский язык произведения классиков мировой литературы (Шекспира, Сервантеса, Тютчева и др.).

Провозглашение автокефалии Албанской Православной Церкви состоялось на “Великом Албанском православном церковно-народном соборе”, состоявшемся в г. Берате 10–12 сентября 1922 г. Собор избрал первым национальным епископом архимандрита Виссариона (Джованни), албанца, окончившего Богословский факультет Афинского университета, и постановил найти и других кандидатов во епископы Албанской Православной Церкви, а также избрал Временный верховный церковный совет. Вскоре из Константинополя в Албанию прибыл специальный патриарший экзарх по делам Албанской Церкви епископ Мелитопольский Иерофей, занявший свободную Корчинскую кафедру. Через год из Константинопольской Церкви в Албанию прибыл Синадский епископ Христофор (Киси), албанец по происхождению, занявший здесь Бератскую кафедру. По решению Временного верховного церковного совета ими был хиротонисан во епископа Албанской Церкви Фан Ноли, который в 1924 г. возглавил антифеодальную революцию и ненадолго пришел к власти, но через несколько месяцев был свергнут. В стране установился диктаторский режим полковника А. Зогу, который вскоре стал президентом Республики, а в 1928 г. — “королем всех албанцев”.

18 февраля 1929 г. был образован Священный Синод Албанской Православной Церкви. После немалых разногласий из-за неканоничности избрания трех новых албанских епископов, Константинополь, наконец, 12 апреля 1937 г. Синодальным Томосом утвердил автокефалию Албанской Православной Церкви. Архиепископом Тираны и всея Албании был поставлен Синодский епископ Христофор (Киси, 1937–1949).

 

Албанская церковь после установления автокефалии (с 1937 г. по настоящее время)

В 1939 г. Албания была оккупирована фашистской Италией, после чего возник проект церковной унии. Римо-католические миссионерские ордена стали проникать в южные районы Албании. В стране развернулось партизанское движение, в котором участвовали многие священнослужители молодой Автокефальной Православной Церкви. В 1943 г. после капитуляции Италии Албания была оккупирована фашистской Германией и освобождена от гитлеровцев в ноябре 1944 г.

11 января 1946 г. была провозглашена Народная Республика Албания. Правящая коммунистическая партия (с 1948 — Албанская партия труда) во главе с генеральным секретарем Э. Ходжей (1908–1985) вскоре начала политические репрессии, в том числе преследование верующих. А 4 апреля 1967 г. Албания была объявлена первым (и единственным в мире) атеистическим государством, всякое отправление религиозного культа было запрещено. В Конституции 1976 г. имелись статьи о непризнании религии государством (Ст. 36) и о запрещении религиозных организаций, религиозной деятельности и пропаганды (Ст. 54). В стране развернулись массовые гонения в отношении всех религиозных общин. Были разрушены сотни храмов, большинство монастырей, клириков лишали сана, заключали в тюрьмы или отправляли в ссылку, многие из них приняли мученическую смерть.

Весной 1991 г. пал коммунистический режим, и в стране началось восстановление религиозной жизни. По Конституции 1991 г. в Албании Церковь отделена от государства, которое соблюдает свободу вероисповеданий и создает условия для ее осуществления. Православная Церковь за прошедшие с тех пор 17 лет полностью возродилась. С 1992 г. ее возглавляет Блаженнейший Анастасий (Яннулатос), митрополит Тираны и Дурреса, Архиепископ всея Албании, видный церковный и общественный деятель и церковный историк. По прибытии в страну 16 июля 1991 г. владыка Анастасий застал печальную картину. Если в 40-х гг. ХХ ст. в Албании насчитывалось более 650 храмов и часовен, 440 приходских священников, две семинарии и 28 монастырей, то когда он прибыл в страну, из священников осталось лишь 22, все они были старыми и больными. Не уцелел ни один монастырь. В первые месяцы архиепископ совершал богослужения под открытым небом, поскольку не было ни одного храма с целой крышей.

С тех пор восстановлены и вновь построены сотни храмов, налажено церковное образование и печать. Открытая в 1992 г. Духовная семинария через несколько лет, обретя новое пристанище в возрожденном монастыре святого Власия в Дурресе, была преобразована в Духовную академию. К 2008 г. ее окончил уже 201 студент, из которых 125 стали священниками. В 1998 г. был восстановлен Священный Синод Албанской Православной Церкви, в 2006 г. были хиротонисаны три новых епископа. 3–4 ноября 2006 г. в монастыре св. Власия состоялся церковно-народный Собор, обсуждавший вопросы церковной жизни в стране. Православные составляют более 20 % населения; около 70 % — мусульмане; 10 % — католики. В 2002–2007 гг. президентом Албании был Альфред Мойсю, православный христианин. Несмотря на существующие трудности и даже определенные межконфессиональные трения, православие в Албании успешно развивается, влияние его растет.

Владимир Моисеенко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu