Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на Позняках)

Строительство храма началось в октябре 2004 г. Первая Литургия…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…

Публикации

Богословие языком иконописи

С установлением Церковью дня празднования Рождества Христова, это событие…

Поэма о покаянии

У каждого народа и у каждой эпохи есть имена, символическое значение которых не…

“Альтернативы реформе духовного образования просто не существует”. Интервью с игуменом Кириллом (Говоруном)

В современных условиях, при повышении уровня образованности прихожан, возникает…

Svt Antonij SmirnitskijРешением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 24 июня 2008 г. святитель Воронежский Антоний (Смирницкий) был причислен лику святых для общецерковного почитания. Святитель Антоний был одним из выдающихся светильников Православия, просиявших в земле Воронежской.

Будущий святитель (в миру Смирницкий Авраамий Гаврилович) родился 29 октября 1773 г. в Полтавской губернии (совр. Воронежская область) в семье священника. В 1783 г. был отдан в школу, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. По окончании ее с отличием стал одним из лучших студентов богословского курса Киевской духовной академии.

В августе 1796 г. Антоний поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, “желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах”, а в 1797 г. принял иноческий постриг. Молодой монах отличался нестяжательностью, раздавал нищим все получаемое. Будучи строгим постником, благодетелем бедных и богомольцев, молитвенником (носил власяницу, питался и отдыхал мало, ночи проводил без сна), 20 сентября 1814 г. был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение принять схиму, но разрешения не получил. Антоний стремился скрыться от мира, но вместо просимой схимы Промыслом Божиим в 1815 г. был назначен наместником Киево-Печерской Лавры.

В должности наместника Лавры архимандрит Антоний продолжал соблюдать строгое молитвенное правило, установил еженедельное совершение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность Ей за спасение Киева и Лавры от нашествия галлов в 1812 г. (этот обычай сейчас возобновлен).

 

Прославление святителя Митрофана

31 января 1826 г. в Киево-Печерской Лавре архимандрит Антоний хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского.

Двадцатилетнее архипастырское служение на одной кафедре (1826–1846) выдающегося иерарха XIX в. архиепископа Антония составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысел Божий избрал его орудием прославления святителя Митрофана Воронежского. “Еще ничего не было известно, — говорил Антоний, — как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия”.

В 1830 г. Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод. 25 июня 1831 г., после повторного донесения в Синод, мощи были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого — истинными. 6–7 августа 1832 г. Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил организованные по случаю открытия и обретения мощей торжества, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. Через 40 дней после праздника на поклонение прибыл император Николай I. 23 ноября 1832 г. Антоний торжественно переложил мощи в новую, подаренную воронежским купечеством, серебряную раку. 25 июня 1833 г. святые мощи были перенесены из Архангельского в возобновленный стараниями владыки Благовещенский кафедральный собор, после чего день перенесения мощей стал по указу Преосвященного Антония обще­епархиальным праздником.

 

Подготовка канонизации святителя Тихона Задонского

Преосвященный Антоний всегда почитал святителя Тихона Задонского. Еще в Киево-Печерской Лавре он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную Литургию и панихиду. По прибытии на Воронежскую кафедру Антоний постоянно ездил в Задонск и совершал память святителя Тихона. И хотя прославление Задонского чудотворца произошло через 15 лет после кончины Антония, 13 августа 1861 г., именно владыка Антоний сподобился обрести мощи святителя и был инициатором его скорейшего прославления. В мае 1846 г., при сносе старого храма, тело святителя Тихона было найдено нетленным, а архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, оказалось целым, о чем 20 марта 1846 г. Антоний сообщил Святейшему Синоду. Считая своим архипастырским долгом довести начатые труды до конца, Антоний, уже слабеющий от болезней, вновь в октябре 1846 г. свидетельствовал перед Святейшим Синодом о всенародном благоговейном почитании святителя множестве чудесных знамений и ходатайствовал (после повторного освидетельствования святых мощей) о прославлении нового всероссийского чудотворца Тихона. За несколько часов до своей кончины 20 декабря 1846 г. он писал императору Николаю I о всеобщем желании обретения честных мощей святителя Тихона “перед очию всех”.

 

“Епископство есть сораспятие Христу”

В начале своего пребывания на Воронежской кафедре Антоний обновил архиерейский дом, расширил Крестовую церковь, перестроил здание консистории и соборную колокольню. При Антонии, как на средства благотворителей, так и на его собственные, были восстановлены и отремонтированы все приходские храмы; за последние 12 лет его управления епархией построены 63 новых; восстановлен древнейший монастырь Подонья — Дивногорский Успенский (1828); переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь; организованы иноческие общины, ставшие позже такими известными монастырями, как Задонский Богородице-Тихонов Тюнинский и Белогорский Воскресенский. 1 сентября 1836 г. был открыт учрежденный по прошению Антония первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, настоятелем которой был назначен Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. К титулу пре­освященного Антония прибавился новый: Митрофанова монастыря священноархимандрит. В 1839 г. в монастыре был сооружен и освящен Антонием храм во имя святителя Митрофана с братскими келиями и трапезной, а в 1833–1845 гг. в Воронеже и епархии Антонием было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь святителя Митрофана. В 1841 г. Антоний освятил Покровский храм в Воронеже, который в настоящее время является кафедральным собором епархии.

Особую любовь и заботу о своей пастве владыка Антоний проявлял во время эпидемий холеры: губернатор Бегичев доносил Николаю I о благотворительной деятельности воронежского духовенства и лично архиепископа Антония. В 1830 г. архиепископ Антоний наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, совершал молебны и крестные ходы, — и эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 г. холера свирепствовала по всей России, что вызывало волнения и слухи. Архипастырь издал указ о безвозмездных панихидах, исповеди и причащении в холерных больницах и о ежедневных служениях молебнов об избавлении от мора. С этого года Антоний возобновил повсеместное почитание чудотворной Сицилийской (Дивногорской) иконы Божией Матери, когда по молитвам перед ней прекратилась холера в южной части Воронежского края.

В начале 1840 г. Антоний подал прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую Лавру, но отказался от него, услышав в видении голос святителя Митрофана: “Епископство есть сораспятие Христу на Кресте, а с Креста не сходят, но им возносятся или с него снимают”.

 

Милосердное служение

Много сил и времени святитель уделял делам милосердия. Ежегодно Антоний, производя объезды благочиний, особое внимание обращал на состояние храмов, совершал литургии и устраивал после службы благотворительные народные обеды с посещением тюрем. Он был щедрым благотворителем и побуждал других к делам милосердия, вменяя клирикам епархии сообщать ему о нуждающихся, которым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм активно опекаемого им “Попечительства о бедных духовного звания” и “Воронежского попечительного о бедных комитета”. В 1830 г. владыка открыл “Воронежский тюремный комитет”, в 1833 г. он организовал подписку в пользу голодающих (во многих местах России был неурожай), жертвуя значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов. В 1834 г. при участии святителя Антония губернатор и дворянство Воронежа организовали беспрецедентный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов. За полгода необходимые средства были собраны и построено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа. Антоний посылал пожертвования в Иерусалим, Вифлеем, на Синайскую гору и на Афон. По его благословению и при его помощи в Афонском Русском Пантелеимоновском монастыре был основан первый за пределами России храм святителя Митрофана. Многие пожертвования Антоний направлял тайно от имени святителя Митрофана.

Архипастырь поощрял паломничества, как к местным, так и всероссийским святыням, принимал многочисленных посетителей, как гостей святителя Митрофана, “а я, — говорил он, — только последний его служка”, и не отпускал без подарков: образков, Псалтири, отпечатанных слов из творений святых отцов, “Алфавита духовного” и прочего, внимательно всех выслушивал, давал советы. Получая несколько десятков писем в день со всей России как от простых людей, так и от известных особ, прочитывал их и по возможности удовлетворял просьбы.

 

Вопросы образования и духовного просвещения

Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых отцов. В 1837–1838 гг. были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске. Число воспитанников Воронежской духовной семинарии возросло в 1827–1845 гг. с 485 до 665 человек, наставникам и лучшим ученикам выдавались от архиерея денежные вознаграждения, были устранены розги. Воронежская духовная семинария при личном отеческом окормлении Антония воспитала много известных ученых, общественных деятелей и архиереев.

Без архипастырского попечения святителя Антония не оставалась и современная ему богослужебная практика. В продолжение лучших лаврских традиций в 1830–1831 гг. во всех епархиальных монастырях было установлено чтение неусыпаемой Псалтири в дни Великого поста, а в Благовещенском Митрофановском монастыре — по субботам соборное чтение акафиста Божией Матери (1836), а по четвергам — акафиста святителю Митрофану (1842). Последнее было возобновлено митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием в 1989 г. не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и во всех приходах епархии.

По особому вниманию к трудам и в помощь Преосвященному Антонию Святейшим Синодом 28 октября 1841 г. в Воронежскую епархию был назначен викарный епископ Острогожский Иринарх (Попов), бывший епископ Рижский, и учреждено Острогожское викариатство.

 

Великий архиерей Божий

Святитель Антоний снисходил к слабостям других, будучи строгим к себе. О злоупотреблениях в епархии при архиепископе Антонии нет сведений, в его управление Воронежская консистория не получила ни одного замечания от Святейшего Синода; все представления архипастыря уважались и не оставлялись без внимания.

Святитель был удостоен наград: алмазного наперсного креста (1816); орденов святой Анны II степени (1817), святой Анны I степени (1831), святого равноапостольного князя Владимира II степени (1837); алмазного креста на клобук (1837); ордена святого благоверного князя Александра Невского (1840); алмазных знаков на орден святого благоверного князя Александра Невского (1846).

Святитель Антоний был невысокого роста, но представительного вида, в последние годы жизни — даже величественного, приятные черты лица имели печать серьезности; проницательные, живые и ласковые глаза всегда располагали к нему. Нередко на службе и после многие видели его “полузакрытые очи, полные слез”, которые “катились по седой длинной бороде”. Голос имел ясный, говорил с незначительным украинским акцентом, до самой кончины читал и говорил внятно, имел хороший слух и голос. Никто не видел, чтобы владыка Антоний смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой.

В последний год своей жизни, будучи уже больным, Антоний освятил два храма, находящиеся в 200 километрах от Воронежа: в Дивногорском монастыре — в честь Рождества Иоанна Предтечи и в хуторе Гнилом Острогожского уезда — в честь Преображения Господня, действующие в настоящее время. Накануне своей кончины посетил храм и молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 декабря вечером исповедался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием, на следующий день приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 декабря святитель все дела по управлению епархией передал своему викарию — епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь под 20 декабря провел в молитве, утром соборовался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа. Продиктовал духовное завещание (известное, как “Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве”, которое по силе своего нравственного воздействия напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана) и подписал последнее письмо на имя Государя. 20 декабря в полдень благословил присутствующих и, по окончании чтения отходной, тихо и мирно отошел ко Господу. Панихиды по святителю были отслужены по всей России. 27 декабря после заупокойной Литургии было совершено погребение в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана. Над местом погребения была положена чугунная плита: святитель Антоний завещал похоронить себя при самом входе в церковь (вне ее) с западной стороны, не ставя никакого памятника, “да вся приходящая попирают меня ногами”, без дорогих архиерейских украшений в схимонашеском образе. В 1914 г. тщанием архимандрита Александра (Кременецкого) и А. А. Полянского на пожертвования почитателей памяти Антония были устроены над могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид.

Из многих добродетелей, роднивших владыку Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: “Засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия”. По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно “полный, отрадный, идеальный образ архиерея”. Еще при жизни Антония многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл Преосвященного Антония не иначе, как “великим архиереем Божиим” и своим “старшим братом”, хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагией Ивановной Серебренниковой.

Святителя почитают и много лет спустя после его праведной кончины. Имеется более 100 письменных свидетельств чудес и знамений милости Божией, явленных по молитвам святителя Антония до 1890 г. И сегодня память его чтится не только в Воронеже, но и по всей земле Русской: служатся панихиды, имя его предваряет многие синодики, а в некоторых семьях сохраняются, как святыни, иконки и молитвы, подаренные или присланные архиепископом Антонием.

 

Могила архипастыря

Архиепископ Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 г. в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело Антония было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован.

По утверждению митрополита Мануила (Лемешевского) к Поместному Собору 1917–1918 гг. были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония — великого светильника Церкви. 24 сентября 1953 г. архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте № 760 на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного монастыря. В годовом епархиальном отчете за 1956 г. архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 г. на городское кладбище, после чего была отслужена панихида.

В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Среди перечисленных на надгробии — и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 г. — года 150-летия кончины святителя Антония — и по настоящее время место захоронения уточняется.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua