Православные храмы

Храм благоверного князя Олега Брянского (на Дарнице)

Строительство храма началось в августе 2009 г. Первую Литургию в нем…

Преображенский храм (при пенитенциарной службе)

Решение о возведении храма при пенитенциарной службе было принято на…

Храм Рождества Пророка Иоанна Предтечи (на территории института Национальной академии внутренних дел)

Храм построен на территории учебно-научного института подготовки…
Публикации

Малоизвестное лаврское житие святых Бориса и Глеба

Письменная традиция, связанная с почитанием святых мучеников Бориса и Глеба, —…

Пастырское попечение об одиноких и престарелых людях

Северодонецк. По благословлению епископа Северодонецкого и Старобельского…

Приют для малолетних преступников

Трудно представить вокзалы, подземные переходы, городские рынки и автобусные…

“Душу этого народа составляет православная вера…”. История Румынской Православной Церкви

Njametskij monastirНачало

Часть II. От османского завоевания до настоящего времени

Период османского господства

Молдова сопротивлялась натиску Османской империи на несколько десятилетий дольше, чем Валахия. Молдавский господарь Петр IV Рареш (1527–1538 и 1541–1546) пытался идти по стопам своего отца Стефана Великого. Он оказывал покровительство Церкви, построил прекрасный монастырь Молдовица (Молдовита). Опираясь на служилых людей города и крестьян, используя благоприятную международную обстановку, Петр Рареш попытался оказать сопротивление османам, но в 1538 г. огромное войско султана Сулеймана Великолепного по просьбе крупных бояр, предпочитавших иноземное и даже иноверческое господство централизации власти, вторглось в Молдову и подчинило страну Порте окончательно. Неудачей закончилось и восстание во главе с господарем Иоаном Водэ Лютым (1572–1574), которому помогали запорожские казаки.

Оба правителя пытались опереться на помощь Русского государства. Но границы России тогда были слишком далеко, и военную помощь в ХVI и даже в ХVII в. было оказать нелегко. Царь Федор Иоаннович прислал валашскому господарю Михаю Храброму, восставшему в самом конце ХVI в. против османского владычества (см. ч. I), лишь денежную субсидию. “Однако, — пишет известный историк Ирина Степановна Достян, — русское правительство через православное духовенство поддерживало постоянные связи с народами Балканского полуострова. Материальная помощь духовенству балканских народов носила систематический характер”. Большое значение имели взаимоотношения Валахии, и особенно Молдовы, с украинским казачеством. На Сечь от феодального гнета бежало немало крестьян из Дунайских княжеств, неоднократно казаки вместе с войсками княжеств сражались с войсками султана и его вассала — крымского хана. Господарь Молдовы Василий Лупу, поколебавшись, принял сторону Богдана Хмельницкого во время Освободительной войны украинского народа 1648–1654 гг., за что был свергнут с престола своими боярами, ориентировавшимися на Польшу.

Валашская и Молдавская митрополии подчинялись юрисдикции Константинопольского патриархата. “Однако с XV-го и до начала XVIII вв., — замечает профессор Константин Ефимович Скурат, — зависимость от Константинополя была, скорее, номинальной, хотя с середины XVII в. (до XIX-го) митрополиты Румынской Церкви именовались Экзархами Константинопольского Патриарха, что было занесено и в их церковно-юридические сборники (например, в Кормчую книгу 1652 г.). Румынские митрополиты избирались местными епископами и князьями. Патриарха только ставили об этом в известность и испрашивали у него благословения. Во всех внутренних делах управления Церковью румынские митрополиты были совершенно самостоятельны… Румынские митрополиты оказывали большое влияние на ход гражданских дел. Они выступали в качестве главных советников своих государей, в случае отсутствия господаря председательствовали в государственных советах. Во время решения важнейших судебных и уголовных дел в присутствии самого господаря первый голос подавался митрополитом”.

После присоединения Левобережной Украины к России правящие круги обоих княжеств все более ориентировались на Москву. Выдающийся ученый, поэт и переводчик, переведший Псалтирь на румынский язык, митрополит Молдавский Дософтей участвовал в 1674 и 1684 гг. в переговорах о переходе Молдавского княжества в русское подданство. Ему принадлежит изречение: “Свет идет к нам из Москвы…” (“De la Moscova vine lumina…”

Однако надежды на освобождение оказались преждевременными. В ходе войны с Османской империей 1710–1713 гг. русский царь Петр I предпринял т. н. Прутский поход, намереваясь выйти к Дунаю в Валахии, не дать турецкому войску переправиться и затем поднять восстание балканских народов. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир выступил на его стороне. Господарь Валахии Константин Брынковяну готовился к выступлению, ожидая подхода русских войск. По свидетельству румынского летописца, бояре и почетные горожане во главе с митрополитом Гедеоном вместе со всеми священно­служителями для торжественной встречи царя вышли за г. Яссы, где с великой радостью поклонились Петру I, воздавая хвалу Богу, что наконец настало время освобождения их от турецкого ига. Но летом 1711 г. русская армия была разбита значительно превосходящими силами султана и крымского хана. Последствия поражения для Дунайских княжеств были трагическими.

Дмитрий Кантемир и около тысячи бояр вынуждены были уехать в Россию. Валашский господарь Брынковяну и четыре его сына были публично казнены в Стамбуле. В 1711 г. и в 1716 г. турки отдали Молдову и Валахию под безраздельную власть греков-фанариотов (богатых греков из стамбульского квартала Фанар), из которых султан стал назначать господарей.

“Фанариотский режим”, установившийся более чем на столетие, — один из мрачнейших периодов в истории православного румынского народа. Покупая себе власть, господари-фанариоты стремились с лихвой возместить понесенные затраты; население подвергалось систематическим поборам, приводившим к обнищанию. Автономия княжеств была урезана, дань Порте сильно увеличена. В полной мере гнет фанариотов испытала на себе и Церковь Молдовы и Валахии. Если прежде ее зависимость от Константинопольского Патриарха была номинальной, то теперь епископами назначались греки, богослужение в городах совершалось на греческом языке. Некоторые епископы-греки рассматривали свою епархию как доходное место и направляли на церковные должности всякого, кто мог внести в их казну значительную сумму денег. Только низшее духовенство продолжало оставаться национальным, но оно вместе с крестьянством должно было нести все государственные повинности, платить налоги в казну и было совершенно бесправным.

Победы России в войнах с Османской империей во второй половине ХVIII в. принесли лишь частичное облегчение. Румынам, действовавшим во время войн против Порты на стороне русских войск, объявлялась амнистия; предоставлялась свобода христианского вероисповедания; господари Молдовы и Валахии получили право иметь в Константинополе своих поверенных православного исповедания.

 

Борьба румын за национальную независимость и церковную автокефалию

Румыны стремились к полному освобождению от турецкого и фанариотского ига. Последовательным выразителем этих устремлений был выдающийся румынский просветитель начала XIX в., митрополит Молдавский Вениамин Костаки. Всю свою жизнь он неустанно заботился о народном просвещении, которому старался придать национально-румынское направление. В 1804 г. он основал в Яссах в монастыре Сокола семинарию, которой позже было присвоено его имя. В старинном Нямецком монастыре, в котором хранится величайшая православная святыня — честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца, — открыл типографию, где печатал книги догматического и религиозно-нравственного содержания на родном языке.

В 1789 г., во время русско-турецкой войны 1787–1792 гг., Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия. Во время русско-турецкой войны 1806–1812 гг. Святейший Синод на время пребывания в Молдове и Валахии русских войск временно присоединил их епархии к Русской Церкви. В марте 1808 г. экзархом в Молдове, Валахии и Бессарабии был назначен находившийся на покое бывший Киевский митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони), румын по национальности, умный и энергичный церковный деятель. Митрополит Гавриил старался всеми силами и имевшимися в его распоряжении средствами улучшить положение духовенства, поднять его авторитет, боролся против происков фанариотов, которые вернулись к власти после заключения Бухарестского мира, по которому к России отошла лишь Бессарабия.

В начале 1821 г. бывший командир валашских добровольцев и поручик русской армии Тудор Владимиреску поднял в Валахии восстание. В это же время в Дунайские княжества с территории России вторгся отряд греческих повстанцев во главе с Александром Ипсиланти. Недоверие к грекам привело к несогласованности действий антиосманских сил, и оба восстания были подавлены. Но в Греции началось всеобщее восстание, в борьбе с которым султан Махмуд II пытался опереться на поддержку народов своей империи. В 1822 г. фанариотский режим в Дунайских княжествах был отменен, господари стали избираться из местных бояр. Начался подъем национального духа, греческий язык устраняется из богослужения и заменяется родным, повсеместно учреждаются румынские школы, румынская молодежь устремляется для получения образования за границу, особенно в родственную по языку Францию. К сожалению, это отразилось на отношении к Церкви. “Воспитанная на Западе новая румынская интеллигенция, — пишет профессор К. Е. Скурат, — стала проявлять враждебное отношение к Православной Церкви. Ненависть к фанариотам, которые исповедовали православную веру, несправедливо была перенесена и на Православие. Теперь Православие получило название “фанариотской культуры”, “мертвого учреждения”, губящего народ, исключающего возможность прогресса и обрекающего на постепенное умирание”.

Победа России в очередной войне с Турцией в 1828–1829 гг. привела к официальному восстановлению автономии Валахии и Молдовы, которые фактически стали протекторатами Российской империи. Подозрение, что Россия питает тайное намерение окончательно поглотить княжества, а также подавление царскими (и султанскими) войсками Бухарестского восстания 1848 г. охладили отношения румын с Россией и способствовали росту влияния Франции. Однако впоследствии именно Россия поддержала Францию и вопреки возражениям других великих держав сделала возможным объединение в 1859–1861 гг. Валахии и Молдовы в единое государство — Румынию.

 

Православие в объединенном Румынском государстве. Обретение автокефалии (1862–1925)

Румынский князь Александру Куза (1859–1866) и его премьер-министр Михаил Когэлничану, пытавшиеся модернизировать страну и провести весьма умеренные реформы, натолкнулись на упорное нежелание бояр уступить часть земли, даже за выкуп, крестьянству. Нуждаясь в земле и желая “изгладить следы фанариотского наследия”, Куза конфисковал в пользу государства все движимое и недвижимое имущество монастырей, многие из которых были закрыты. В 1865 г., несмотря на резкий протест Константинопольского патриарха Софрония, была провозглашена автокефалия Румынской Церкви. Для управления Церковью был создан “Генеральный Национальный Синод”, в состав которого вошли все румынские епископы и по три депутата от духовенства и мирян из каждой епархии. С критикой правительственных антиканонических мер выступили виднейшие деятели Румынской Православной Церкви, в том числе великий святитель румынской земли Филарет Скрибан. В результате реформы не удовлетворили ни либералов, ни консерваторов, ни крестьян. Сложившаяся в парламенте “чудовищная коалиция” в феврале 1866 г. совершила военный переворот и свергла Кузу. Князем был провозглашен Карл (Кароль I) Гогенцоллерн. В 1881 г. Румыния была провозглашена королевством.

Законом 1872 г. Церкви было предоставлено больше свободы, но важнейшим вопросом церковной и государственной жизни Румынии оставалось получение Румынской Церковью законной автокефалии. Лишь после обретения Румынией полной независимости в результате русско-турецкой войны 1877–1878 гг., в которой, сражаясь на стороне России, румынская армия внесла весомый вклад в победу, этого удалось достичь. После затянувшегося спора, кто должен освящать для румын святое миро, новый Константинопольский патриарх Иоаким IV выслал в Румынскую Церковь Томос Синодикос. 13 мая 1885 г. в Бухаресте этот документ был торжественно прочитан. В нем, в частности, говорилось: “Итак, признавая через сие священное Патриаршее и Синодальное деяние… крепко хранимую Православную Церковь Румынского королевства автокефальной и во всем управляющейся самостоятельно, мы провозглашаем Священный ее Синод возлюбленным во Христе братом, пользующимся всеми, присвоенными Автокефальной Церкви преимуществами и всеми владычественными правами…”.

Успешно защищали права Православной Церкви, урезанные новым законом 1885 г., ученики Филарета Скрибана Мелхиседек (Стефанеску), выпускник Киевской духовной академии, с 1892 г. епископ Романский, талантливый публицист и ученый, и Сильвестр (Баланеску), с 1900 г. епископ Хушский. Заботами епископа Мелхиседека был учрежден Богословский факультет при Бухарестском университете. Своими талантливыми речами в сенате епископ Сильвестр производил большое впечатление и нередко склонял законодателей в пользу Церкви.

 

Румынская Церковь в ХХ в. Учреждение патриаршества. Церковь на современном этапе

В результате Первой мировой войны территория Румынии, выступившей на стороне Антанты, выросла вдвое. К ней были присоединены Трансильвания, Буковина, входившие ранее в состав распавшейся Австро-Венгрии, и оккупирована Бессарабия. В 1919 г. был созван Церковный Собор, на котором состоялось объединение епархий Румынии, Трансильвании и Буковины. Епископ Карансебешский Мирон был избран Митрополитом-Примасом (так именовался Румынский первоиерарх с 1875 до 1925 г.). Решением Священного Синода от 4 февраля 1925 г. Румынская Православная Церковь была провозглашена Патриархатом. Это определение Поместные Православные Церкви, в том числе Константинопольский Патриарх, признали каноническим. 1 ноября 1925 г. Митрополит-Примас Мирон (Кристя, 1925–1939 гг.) был торжественно возведен в сан Блаженнейшего Патриарха всея Румынии, наместника Кесарии Каппадокийской, митрополита Унгро-Влахийского, архиепископа Бухарестского. Тридцать лет спустя Патриарх Юстиниан (Марина, 1948–1977 гг.), оценивая этот акт, скажет: “Румынская Православная Церковь... была достойна этого особенного почета и по своему прошлому православной христианской жизни и по своему положению и роли в сегодняшнем Православии, будучи второй по числу верующих и по величине в лоне Православия”.

Но Румынии и ее Церкви в ХХ в. пришлось пройти нелегкий путь. Сложный межвоенный период, участие страны во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии (до 23 августа 1944 г.), долгий период коммунистического правления стоили ей немалых жертв. Духовно укрепило Румынскую Православную Церковь знаменательное событие — возвращение в октябре 1948 г. в Православие более полутора миллионов румын Трансильвании, которые австрийским правительством в 1700 г. были насильно вовлечены в Католическую Церковь на началах унии.

Значительным событием стала торжественная канонизация в 1955 г. святых румынского происхождения: святителя Каллиника (1868), иноков Виссариона и Софрония — Трансильванских исповедников и мучеников времен римо-католического прозелитизма в XVIII в., мирянина Орфея Николауса и других подвижников веры и благочестия. Тогда же было определено всем православным румынам почитать также некоторых местночтимых святых нерумынского происхождения, мощи которых почивают в Румынии, например преподобного Димитрия Нового Басарбовского (XIII в.) из Болгарии, имя которого чтит православное население Бухареста, считая его покровителем столицы, и афонского монаха греко-сербского происхождения святого Никодима Тисманского (1406), заложившего в румынских землях основы организованного монашества и создавшего монастыри Водица и Тисмана.

К сожалению, в годы правления в стране коммунистов было разрушено немало древних храмов. В 1970–1980 гг., чтобы построить городской административный центр, снесли 26 церквей, располагавшихся в исторической южной части Бухареста.

В постсоветский период между Русской и Румынской Православными Церквами возникли трения в связи с взаимными юрисдикционными притязаниями на территории Молдовы. Бессарабия по условиям Бухарестского мира отошла к России, и здесь еще в 1813 г. была учреждена Кишиневская епархия Русской Православной Церкви. В 1918 г. Румынская Православная Церковь без предварительных сношений с Московским Патриархатом включила Кишиневскую епархию в свой состав, преобразовав ее в так называемую “Бессарабскую митрополию”. На украинской территории, оккупированной Румынией в 1941 г., в составе Румынской Церкви была также создана румынская миссия в Заднестровье, включившая Одесскую область, часть территории Николаевской и Винницкой областей. Кроме того, в одну из румынских епархий была включена Северная Буковина. На освобожденных территориях Украины и Молдовы в 1944 г. была восстановлена юрисдикция Московского Патриархата, признанная вскоре и Румынской Церковью.

В 1992 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви Молдовы все необходимые ей права внутреннего самоуправления. Однако решением Священного Синода Румынской Церкви от 14 сентября 1992 г. Бессарабская митрополия в ее составе была восстановлена. Переговоры не дали результатов. 12 сентября 2007 г. был избран новый Патриарх Румынский Даниил (Чоботя). После принятия 24 октября 2007 г. Священным Синодом Румынской Церкви решения о создании в составе Румынского Патриархата в Бессарабской митрополии новых епископатов (два из них охватывают часть Черновицкой и Одесской областей Украины) конфликт вновь обострился. 14 ноября 2007 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви признал неправомерными действия Румынской Православной Церкви по созданию своих епархий на территории Украины и выступил с соответствующим заявлением. 21 января 2008 г. президент Молдовы Владимир Воронин и Блаженнейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совместно осудили политику Румынского Патриархата на территории Молдовы.

Румынская Православная Церковь насчитывает сейчас около 20 млн. верующих в Румынии и за границей, состоит из 5 митрополий (митрополичьих округов), каждая из которых включает несколько архиепископий и епископий; имеет 296 монастырей и 97 скитов.

Владимир Моисеенко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu