Православные храмы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенский собор на Святошино)

По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины…

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…
http://texizol.com.ua
В продаже - натуральный каучук, цены ниже! Неликвидные остатки
texizol.com.ua

Публикации

Православный взгляд на единство Церкви. Флорентийская уния и св. Марк Ефесский

Вопрос единства, воссоединения христиан и ликвидации разделения Восточной и…

Вернуть родник духовности, или Закон один для всех. О Митрополичьей резиденции на Буковине

Митрополичья резиденция на Буковине — это христианская святыня украинцев и…

Доброты, внимания и любви хватит на всех

В мире тяжело без мамы. Это Людмила знает точно. Ее мама ушла из жизни, когда…

Svt Ioann ShanhaiskijРешением очередного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 24 июня 2008 г. святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович) был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Святитель Иоанн был величайшим светильником Православия не только для русской земли, но и для многих верующих Китая, Западной Европы и Америки.

Святитель Иоанн родился 4 июня 1896 г. в семье потомственных дворян Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей в местечке Адамовке Харьковской губернии, был крещен в честь Архистратига Божия Михаила. Предки его по отцовской линии были выходцами из Сербии, один из которых — святитель Иоанн Тобольский, подвижник, миссионер и духовный писатель (XVIII в.).

Святитель рос послушным мальчиком, легко поддающимся воспитанию. Но тогда он еще не имел определенного решения, не знал, посвятить ли себя военной службе или гражданской. Он чувствовал непреодолимое стремление стоять за истину, которое воспитали в нем родители, воодушевляясь примерами людей, отдавших свою жизнь служению высоким и благородным целям.

Родители определили его в Петровский Полтавский кадетский корпус. Учился он отлично. В корпусе его любили, но он чувствовал, что ему нужно избрать другой путь. Особенно тому способствовало общение с законоучителем кадетов протоиереем Сергием Четвериковым, известным автором книг о преподобном Паисии Величковском и о святых Оптинских старцах, и ректором семинарии архимандритом Варлаамом.

День окончания кадетского корпуса Михаилом Максимовичем совпал со днем вступления на Харьковскую кафедру архиепископа Антония (Храповицкого). Этот архипастырь поддерживал церковно-настроенную учащуюся молодежь в ее стремлении к духовной жизни. Услышав о юном Михаиле, о котором заговорили в церковных кругах, он захотел с ним познакомиться и вскоре стал его духовным руководителем.

В Харькове Михаил поступил в университет на юридический факультет, по окончании которого в 1918 г. некоторое время служил в Харьковском суде. Все время, свободное от занятий в университете, он проводил за чтением духовной литературы, особенно житий святых. “Изучая светские науки, — говорил святитель Иоанн в своем слове при наречении во епископа, — я все больше углублялся в изучение науки из наук — в изучение духовной жизни”. Бывая в монастыре, в котором жил владыка Антоний, Михаил имел возможность молиться у гробницы подвижника первой половины XVIII в. архиепископа Мелетия (Леонтовича). Большое впечатление также произвел на Михаила приезд в Харьков в январе 1917 г. молодого епископа Варнавы (впоследствии патриарха Сербского).

Русское лихолетье заставило семью Максимовичей покинуть Родину и переехать в Югославию, где Михаил поступил на богословский факультет Университета святого Саввы, на последнем курсе которого, в 1925 г., в Белградской церкви был посвящен митрополитом Антонием во чтеца, а в 1926 г. им же в монастыре Мильково пострижен в монашество с наречением имени Иоанн в честь его дальнего родственника святителя Иоанна (Тобольского) и посвящен в иеродиаконы. На Введение во храм Пресвятой Богородицы в том же году возведен в сан иеромонаха. Работал законоучителем в сербской государственной гимназии, а с 1929 г. — преподавателем и воспитателем в сербской семинарии во имя Иоанна Богослова в г. Битоле Охридской епархии, где снискал любовь своих воспитанников. Святитель Иоанн беспрерывно молился, ежедневно служил Божественную литургию, а если и не служил сам, то причащался Святых Христовых Таин, строго постился и ел обыкновенно один раз в день поздно вечером. С отеческой любовью он прививал студентам-семинаристам высокие духовные идеалы. Они же первыми обнаружили его величайший подвиг аскетизма, замечая, что святитель никогда не ложился спать, а когда засыпал, то только от изнеможения и, часто, во время земного поклона в углу под иконами.

Епископ Николай (Велимирович) ценил и любил молодого иеромонаха Иоанна. Однажды он, обращаясь к семинаристам, сказал: “Дети, слушайте отца Иоанна; он — ангел Божий в человеческом образе”. События из Святого Евангелия, которое он знал наизусть, переживал так, как будто все это совершалось перед его глазами. У о. Иоанна был дар Божий — необыкновенная память. Он усердно молился о своих семинаристах и знал характер и особенности каждого. Для студентов он был воплощением многих христианских добродетелей, и они не замечали в нем недостатков, даже его легкого косноязычия. Не было проблемы, личной или общественной, которую он не мог бы разрешить. Не было вопроса, на который он не смог бы ответить: ответ всегда был кратким, ясным, полным и исчерпывающим. Образование его и “премудрость” зиждились на самом прочном фундаменте — страхе Божием.

В первую неделю Великого поста о. Иоанн кроме одной просфоры в день ничего не вкушал, так же и на Страстной седмице. Когда наступала Великая Суббота, его тело было очень истощено. Но в день Святого Воскресения он оживал, его силы возвращались. На Пасхальной заутрене он ликующе восклицал: “Христос воскресе!” — будто Христос воскрес именно в эту святую ночь. Его лицо светилось. Пасхальная радость, которой сиял сам святитель, передавалась всем в храме.

В 1934 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей принял решение возвести о. Иоанна в сан епископа Шанхайского, викарным архиереем Пекинской и Китайской епархии. Ничто не могло быть дальше его помыслов. Когда он воспротивился, выставляя свое косноязычие, ему сказали, что и пророк Моисей имел такой же недостаток. Посвящение, совершенное митрополитом Антонием, состоялось 28 мая 1934 г.

Молодой епископ прибыл в Шанхай в 1935 г. на празд­ник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вскоре он разрешил создавшийся там юрисдикционный конфликт и закончил постройку огромного собора в честь иконы Божией Матери “Споручница грешных”, а также трехэтажного приходского дома с колокольней. Особое внимание святитель обращал на духовное образование детей, сам преподавал Закон Божий в старших классах Коммерческого училища и всегда присутствовал на экзаменах по Закону Божию во всех православных школах Шанхая; был вдохновителем и руководителем строительства храмов, лечебниц, приютов, домов для престарелых, общественной столовой и др. Святитель жил жизнью своей паствы.

От постоянного стояния сильно опухла нога святителя и консилиум врачей предписал немедленную госпитализацию, от которой тот отказался. Тогда доктора сообщили приходскому совету, что они отказываются от всякой ответственности за здоровье и жизнь пациента. Члены приходского совета после долгих просьб и даже угроз увезти его туда силой, заставили святителя согласиться, и он был отправлен в госпиталь. Но к вечеру в госпитале его уже не оказалось — в шесть часов, как всегда, он служил всенощную в соборе. Все суточные богослужения он совершал, ничего не пропуская, так что случалось, что на повечерии вычитывалось по пять или более канонов, дабы почтить всех святых. После Литургии святитель Иоанн оставался в алтаре по два или три часа и как-то заметил: “Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному”. Никогда не ходил “в гости”, но неожиданно появлялся у нуждающихся, ежедневно посещал больных со Святыми Дарами. Его часто можно было видеть в ненастную погоду, в поздний час, идущего по улицам Шанхая с посохом в руках и в развевающейся от ветра рясе.

“Заботясь о спасении душ человеческих, — говорил святитель, — нужно помнить, что люди имеют и телес­ные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедовать Евангелие, не проявляя любви в делах”.

Прихожане Шанхайской епархии платили своему архипастырю чувством глубокой любви и уважения, как видно из следующей выдержки из письма, написанного ими митрополиту Мелетию в 1943 г.: “Мы — светские люди, миряне, не касаясь его (святителя Иоанна) богословской начитанности, эрудиции, глубоко проникновенных апостольской верой поучений, произносимых почти ежедневно и нередко печатаемых, — будем говорить о том, что видим и чувствуем в нашем разноплеменном городе со дня приезда в него нашего святителя, что видим грешными глазами и что чувствуем нашим христианским сердцем.

Со дня его приезда прекратилось печальное явление разделения церквей; из ничего создался приют святителя Тихона Задонского, в настоящее время кормящий, обувающий и обучащий 200 детей; постепенно улучшилось положение Дома милосердия имени святителя Филарета Милостивого... Все сектантские организации и инославные исповедания поняли, что борьба с таким столпом православной веры весьма трудна; наш святитель неустанно навещает церкви, больницы, школы, тюрьмы, учреждения светские и военные, всегда принося своим приходом ободрение и веру. Со дня его приезда ни один больной не получил отказа в его молитвах, личном посещении, а по молитвам святителя многие получили облегчение и выздоровление. Он, как факел, освещает нашу греховность, как колокол, будит нашу совесть, зовет нашу душу на подвиг христианский. Он есть тот, который, по словам святого апостола Павла, есть “образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” (1 Тим. 4: 12)”.

Во время японской оккупации, после убийства двух председателей Русского эмигрантского комитета, святитель Иоанн, несмотря на несомненную опасность, объявил себя временным главой русской колонии.

В 1945 г. был избран новый патриарх Московский Алексий I (Симанский). Некоторые иерархи Русской Зарубежной Церкви признали это избрание и перешли в юрисдикцию Московской Патриархии. Владыка Иоанн остался в подчинении Зарубежному Синоду. Вскоре он был возведен в сан архиепископа. Китайское гоминьдановское правительство и городские власти признали его главой Русской Православной Церкви в Китае.

Чудотворная сила молитв и прозорливость святителя Иоанна были известны в Шанхае. Однажды святителя Иоанна попросили причастить умирающего в больнице. Взяв Святые Дары, он отправился с другим священно­служителем в госпиталь. По приезде им встретился молодой и жизнерадостный человек 20-ти с лишним лет, играющий на гармошке. Он уже поправился и скоро должен был покинуть госпиталь. Святитель подозвал его со словами: “Хочу сейчас тебя причастить”. Молодой человек тотчас подошел к нему, исповедался и причастился. Изумленный священнослужитель спросил владыку Иоанна, почему он не пошел к умирающему, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Святитель ответил очень кратко: “Он умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен — будет жить еще много лет”. Так и произошло. Подобные чудеса Господь часто являл через Своего угодника.

В конце 1940-х гг. с приходом к власти коммунистов русские вынуждены были бежать, большинство из них через Филиппины. В 1949 г. почти 5 тыс. беженцев из Китая находились в международном лагере беженцев на острове Тубабао. Жили они в палатках, в самых примитивных условиях, в том числе дети из приютов, старики и больные, под постоянной угрозой страшных сезонных тайфунов. Во время 27-месячного пребывания русских в лагере урагана не было ни разу. Святитель каждую ночь обходил лагерь, осенял его крестным знамением со всех сторон и кропил святой водой. После того, как лагерь был эвакуирован, и люди разъехались, налетел страшный тайфун и разрушил лагерь до основания.

В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен главой Западно-Европейской епархии. О нем писали из Парижа: “Он живет уже вне нашей плоскости. …В одной из парижских католических церквей священник сказал, обращаясь к молодежи: вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические доказательства, когда сейчас по улицам Парижа ходит живой святой — Saint Jean Pieds (Святой Иоанн Босой)”. Благодаря знанию языков и прежде всего личным примером благочестия, святитель Иоанн обратил в Православие многих французов, голландцев и других европейцев.

Осенью 1962 г. владыка Иоанн прибыл на свою последнюю кафедру и опять, как и много лет назад на свою первую кафедру, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сперва он помогал состарившемуся и болевшему архиепископу Тихону, а после его кончины (17 марта 1963 г. по ст. ст.) святитель Иоанн стал правящим архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Снова прибыл святитель в недостроенный храм, посвященный памяти Пресвятой Богородицы, и опять, как в Китае, нестроения терзали Церковь. Прежде всего, необходимо было завершить приостановленное строительство нового кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радосте”. Господь послал эту милость святителю, тяжело переживавшему несогласие и продолжавшему как молитвенный подвиг, так и неустанное наблюдение за строительством, воодушевляя всех на жертвенный труд.

Много пришлось святителю претерпеть в это время. Последние годы его жизни были исполнены горечью клевет и преследований.

В 1964 г. строительство самого большого храма Русской Зарубежной Церкви в Америке, увенчанного пятью золотыми куполами, было почти закончено. Воздвижение крестов предварял торжественный крест­ный ход при огромном стечении народа, который чуть ли не был отменен из-за проливного дождя, но святитель с паствой, без всякого сомнения, вышел и с пением пошел по улицам города. Дождь перестал. Перед новым собором освятили кресты, при воздвижении главного креста просияло солнце, и на ярко блестящее знамение Христа спустился белый голубь. Это видимое торжество возносящихся православных крестов было завершительным победным событием в жизни святителя на земле.

Сопровождая Курско-Коренную чудотворную икону Пресвятой Богородицы в Сиэтл, святитель Иоанн 19 июня 1966 г. (ст. ст.), отслужив в Никольском соборе Божественную литургию, оставался еще три часа в алтаре. Затем, навестив с чудотворной иконой духовных чад около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где останавливался. Вдруг по­слышался грохот и прибежавшие увидели, что владыка лежит на полу и уже отходит. Его посадили в кресло, и перед чудотворной иконой он предал душу Богу.

24 июня (ст. ст.) в Соборе Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радосте” в г. Сан-Франциско состоялось торжественное отпевание святителя Иоанна, которое началось в 6 часов вечера и закончилось, из-за множества людей, прощавшихся с почившим архипастырем, лишь в первом часу ночи.

Шесть дней лежало тело святителя в открытом гробу и, несмотря на жаркую летнюю погоду, не ощущалось от него ни малейшего запаха тления, и рука его была мягкой.

По блаженном преставлении своем святитель Иоанн, как и при жизни, подавал обращающимся к нему с верою различные исцеления и чудотворения.

Осенью 1993 г. архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому вместе с еще двумя архипастырями Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви было поручено освидетельствовать останки святителя Иоанна. Вечером 28 сентября (ст. ст.) после панихиды, отслуженной членами комиссии в усыпальнице архиепископа Иоанна, была снята крышка саркофага. Присутствующие вынули из него металлический гроб святителя и заметили, что во многих местах он совершенно проржавел. Со страхом Божиим и с молитвой открыли гроб. Лицо святителя было закрыто и все сразу обратили внимание на его светлые, нетленные руки. Помолившись, открыли лицо святителя, и все увидели нетленный лик Богом прославленного святого.

Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, заслушав сообщение комиссии о результатах обретения, благословил продолжать труды по подготовке к прославлению святителя Иоанна. Прославление в лике святых святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, состоялось 19 июня (2 июля) 1994 г., в годовщину его блаженной кончины.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 24–29 июня 2008 г., святитель Иоанн прославлен в лике общецерковных святых.

Молитвами святителя Иоанна да сохранит Господь нас грешных от всякого зла, да укрепит нашу веру и да поможет нам идти верным путем ко спасению.

Материал Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me