Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в Военной части № 3066)

Храм размещается на территории Военной части № 3066 управления…

Храм апостолов Петра и Павла (на Нивках)

Первая Литургия отслужена 19 октября/1 ноября 2000 г. Храм…

Воскресенский храм (на Радужном массиве)

Часовня во имя Воскресения Христова стоит на берегу озера Радунка,…
Публикации

Пастырское попечение об одиноких и престарелых людях

Северодонецк. По благословлению епископа Северодонецкого и Старобельского…

Приемыш

Ранним утром, когда белый туман покрывал еще Святое озеро сплошным мягким…

Вузька і простора дорога

У Царство Небесне є дві дороги: одна вузька, або скорботна, поєднана з…

Первомученики Руси

Mchh Fedor Ioann gibelСреди канонизированных Православной Церковью святых времен Киевской Руси привлекает внимание сравнительно небольшое количество мучеников, что, очевидно, связано с довольно мирным путем обращения Руси в христианство. В летописях был зафиксирован лишь один случай мученической смерти христиан от тогда еще язычников-русов именно из-за исповедания веры — история варягов Феодора и его сына Иоанна, позже названных первомучениками Руси.

Понятие “первомученик” в христианской традиции относится прежде всего к святому Стефану — забитому камнями на смерть архидиакону, одному из 70-ти апостолов. Однако Стефан — первомученик не только потому, что он был хронологически первым, пострадавшим за веру Христову. Его смерть стала символом мученического венца для многих первых христиан, которые, не желая отрекаться своей веры, умирали под пытками. В своем мученичестве Стефан наследовал страдание и жертву Иисуса Христа, а также свидетельствовал о победе Христа над смертью и реальности Царствия Божия, которого он достиг в мученичестве. Описанный в “Деяниях святых апостолов” подвиг Стефана стал образцом для многих первомучеников, пострадавших в странах, новообращенных в христианство. На Руси такими были двое киевлян — варяги Феодор и Иоанн.

 

Киеворусские варяги

История христианства на русских землях начинается задолго до времен Владимира Крестителя. Византийские источники (Константин Багрянородный, патриарх Фотий) позволяют говорить о христианизации Руси еще во времена Аскольда и даже о крещении самого князя Аскольда. То есть, уже в середине ІХ в., на территории Киевской Руси и в самом Киеве жили христиане, однако их было меньшинство, ввиду того, что страна оставалась языческой еще более века, несмотря на крещение княгини Ольги.

Статьи договора, заключенного между русичами и греками в 944 г., во времена княжения Игоря, подтверждают существование общины христиан среди варягов, которые к тому времени составляли большинство княжеской дружины (знати и войска). Очевидно, именно из таких “обруселых” варягов происходил Феодор, который, по словам прп. Нестора Летописца, “пришел был из Греков и втайне держался веры христианской”. Можно предположить, что своего сына Иоанна, который был “красив лицом и своей душой”, Феодор воспитывал в христианской вере от рождения. Кстати, в летописи “Повесть временных лет” имена мучеников-варягов не упоминаются. Конкретизация их имен появляется уже только в житиях, однако вполне возможно, что эта традиция базировалась на более ранних устных переводах.

Летописи не сохранили никаких других сведений об отце и сыне, кроме деталей их смерти. В этом есть своя логика, ведь единственное, чем действительно была важна их жизнь в глазах потомков-христиан, — своей мученической смертью засвидетельствовать перед согражданами-язычниками истинность своей веры и Царствия Божия.

 

983 год от Рождества Христова

Фрагмент “Повести временных лет”, где описывается гибель двух варягов-христиан, по форме и содержанию напоминает отрывок из агиографии, что не удивительно, потому что Нестор известен не только как автор летописи, но и как автор житийных произведений. Фабула этого мученичества очень проста: в честь удачного похода князя Владимира язычники решили принести жертву богам, и жребий пал на юного христианина Иоанна. Отец не захотел отдавать сына “бесам”, чем разъярил толпу, разрушившую их жилище, под обломками которого погибли оба варяга. Значительную часть нескольких небольших абзацев, посвященных в летописи мученичеству Феодора и Иоанна, занимает речь Феодора об истинности христианства и тщетности язычества, а потом утверждение скорой победы веры Христовой над диаволом в русских землях.

Нестор помещает этот сказ в летописи под 983 годом от Рождества Христова. Хотя в действительности это событие вполне могло произойти в любой другой из первых годов правления Владимира, отмеченных усилением религиозной нетерпимости к христианам. Назвать эту нетерпимость “гонениями” было бы преувеличением. Можно предположить, что слепая ярость толпы, приведшая к трагической гибели двух людей, а также достоинство, с которым держался отец, защищая свою веру и чистоту души своего сына, произвели впечатление как на самого Владимира, так и на его окружение. Ведь почти сразу после Крещения Руси на месте мученической смерти Феодора и Иоанна была построена Десятинная церковь.

 

Святые места

О нахождении церкви Успения Пресвятой Богородицы, больше известной как Десятинная, на месте, где жили и погибли первомученики Феодор и Иоанн, писал еще Нестор. Но найти хоть какое-то подтверждение этого свидетельства удалось лишь в 1908 г., когда под юго-восточной стеной храма были найдены остатки деревянного здания — возможного жилища (“двора”) убитых варягов.

Многое указывает на особенное внимание князя к построенному приблизительно в 989–996 гг. храму. Это была первая каменная церковь на территории Киевской Руси, на содержание которой князь выделил десятину своих доходов (отсюда и название — Десятинная). Более того, летопись зафиксировала произнесенное Владимиром проклятие в адрес того, кто нарушит его волю. В 1007 г. Владимир перенес в Десятинную церковь мощи своей бабушки — княгини Ольги. Он сам и его жена — византийская царевна Анна — также были похоронены в этой церкви. Кроме того, Десятинная церковь была средоточием очень популярного в те времена на Руси культа святого Климента Римского, мощи которого, по легенде, были привезены сюда Владимиром из Корсуни. Согласно преданиям, Десятинная церковь была последним местом обороны Киева во время Батыева нашествия в 1240 г., но сооружение не выдержало веса тысяч людей, пытавшихся найти в ней спасение, и обрушилось, похоронив киевлян под собой.

Так что единственным местом, которое на сегодняшний день можно считать центром почитания святых первомучеников, являются Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры, где покоятся мощи отрока по имени Иоанн, которые уже в середине XVIII в. начинают ассоциироваться с мучеником Иоанном, сыном варяга Феодора, убитых язычниками в Х в.

* * *

Мученичество святых Феодора и Иоанна, несмотря на свою важность для истории христианства на русских землях, не приобрело черт символической значимости. Как первомученики — они находятся в тени значительно более сильной и яркой фигуры первомученика Стефана. Как одни из первых святых Руси — их образы затмились первыми канонизированными и действительно знаковыми фигурами святого Феодосия Печерского и святых князей Бориса и Глеба. И тогда как смерть святого Стефана была одновременно одним из этапов жизненного пути Савла (апостола Павла), но вместе с тем и отдельным подвигом, смерть Феодора и Иоанна в большей мере воспринимается как часть, эпизод жизни князя Владимира — будущего крестителя Руси.

Но, несмотря на избирательность человеческой памяти, Феодор и Иоанн были и будут первыми “русскими гражданами небесного града”, мученическая смерть которых, вполне возможно, оказала значительное влияние на обращение князя Владимира в христианство и крещение им всей Русской земли.

Екатерина Усачева

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu