Православные храмы

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…

Храм апостолов Петра и Павла (в Академии управления МВД)

Строительство храма началось в апреле 2008 г. Первая Литургия была…

Публикации

Одно сияние и одна светлость. Иконография Троицы

Догмат о Троице является основой христианской веры. По образному высказыванию…

Светильник земли Звенигородской

В 2007 г. древний Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь под Москвой…

Піст і молитва

В одному з євангельських оповідань розповідається про милість, яку Господь…

patr VarfolomejВаши Блаженства, дорогие братья Предстоятели Поместных Церквей, Ваше Величие, Президент Украины, Высокопреосвященные братья, преподобные священники и диаконы, благословенные сыновья и дочери Церкви, дорогие дети Украины!

На глас архангельских труб, раздающихся с небес, и по молитвам святого равноапостольного князя Владимира собрались мы здесь, у его памятника, Преосвященные Предстоятели Поместных Церквей, святой хор иерархов, представители государства, политические, духовные и интеллектуальные лидеры Богохранимой Украины, уважаемые гости из всех уголков земли, благочестивый украинский народ и мы, представители Константинопольской Церкви, чтобы праздновать вместе, в духе и правде, тысяча двадцатилетний юбилей Крещения Киевской Руси, которое произошло в 988 году.

1020 лет назад Константинополь, Царьград, послал митрополита Михаила с большим количеством ромейских, т. е. византийских, миссионеров, чтобы вести этот великий народ ко Христу через святое Крещение и святое Вероучение. После крещения великого князя Владимира в Херсонесе и его бракосочетания с византийской царевной Анной Багрянородной совершилось всеобщее Крещение украинского правдолюбивого народа, которое сопровождалось чудесным знамением, в протекающей здесь поблизости реке Почайне. Таким образом, Почайна стала новым Иорданом Севера, потоком благодати перерождения. Сегодня та самая Константинопольская Церковь, которая тогда принесла сюда свет веры, отправила Вселенского Патриарха вместе с другими благочестивыми сослужителями этого празднования для совершения жертвы хвалы, приношения и благодарения нашему Богу Спасителю, а также, чтобы принести в своем лице детям Украинской Церкви любовь, попечение, материнское благословение Церкви, ее искреннее поздравление. От имени благословенной нашей Матери, Святейшей Великой Церкви Христовой в Константинополе, мы приветствуем каждого из вас, дорогие братья и сестры, чада во Иисусе Христе, обращаясь ко всем вам: “Радуйтесь!”, “Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа” (Еф. 6: 23)!

Собравшись здесь, на этом историческом месте, по благоизволению Святого Духа, мы можем соединить наши души, сердца и уста в одном совместном и искреннем славословии Святейшего Божия Имени за все совершившиеся тогда замечательные и спасительные события и принести Ему, так как это наш долг, Божественную Евхаристию. Мы исповедуем благоизволение с благодарностью и громко вспоминаем доброе дело, которое совершил Господь для этой великой нации, подчеркивая вместе с Нестором Летописцем, монахом Киевской Лавры, сохранившим для нас описание всенародного крещения, этот святой день просвещения киевлян, когда “великая радость окутала небеса и землю за эти бесчисленные души, обретшие спасение”. Слава Богу! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков!

Это всеобщее Крещение в 988 году, мои дорогие, стало результатом длительных и заботливых усилий Вселенской Патриархии, которая проводила евангелизацию Киевского государства. Около ста тридцати лет ранее этого (860), также по инициативе Вселенского Патриарха, святого Фотия Великого, были катихизированы и крещены многие купцы из Киевской Руси в церкви святого Маммия, в пригороде Константинополя. Позже он направил миссионеров во главе с архиепископом, которые начали катихизацию и крещение. В своем письме к другим Патриархам Востока Фотий с радостью писал: “И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, что они приняли Епископа и с великим усердием исполняли христианские обряды” (PG 102, 736–737). Однако по многим причинам эти усилия не принесли больших плодов. Но эта миссия осталась в памяти и киевлян, и византийцев. Когда княгиня Ольга приехала в Царьград, она приняла Святое Таинство Крещения, и двери для евангелизации Киевской Руси и соседних русских княжеств были вновь отворены. Итак, мы дошли до 988 года Божия, когда внук княгини Ольги принял Крещение в Херсонесе, а вместе с ним крестились и люди, стремившиеся к Свету и спасению. Это великое событие было подготовлено и поддержано Константинопольской Церковью так, чтобы многочисленные миссионеры во главе с Митрополитом Михаилом имели все необходимые средства, как материальные, так и духовные, чтобы свет Евангелия как можно быстрее распространялся не только в пределах Великого княжества Киевского, но и в других землях от Черного до Балтийского моря. По Божией воле и Божию благословению плоды этого всенародного крещения были щедрыми в общественной и духовной сферах и личной жизни тех, кто принял Крещение, так как через Крещение они приобщились не только к православному духовному опыту и духовной жизни, но также и ко всему Византийскому строю, который составил максимально гармоничный синтез христианской духовности и величественного культурного наследия, далекого от всякой дискриминации будь то этнической, расовой или языковой.

Киевская Митрополия была сразу образована Константинопольской Церковью-Матерью, а через некоторое время был сооружен и прекрасный собор Святой Софии Киевской, названный так же, как и самая большая святыня Вселенского Православия — собор в Царьграде. София Киевская стала административным центром и средоточием усилий возрождения во Христе для всех славян русской земли. Первый митрополит из вашего народа Иларион был прав, когда в 1051 году сказал: “Тогда идольский мрак стал удаляться от нас, и слово евангельское осияло нашу землю. Капища разрушались, и поставлялись церкви, идолы сокрушались, являлись иконы святых, бесы убегали, крест же освящал грады. Пастыри словесных овец Христовых, епископы, предстали святому алтарю, принося бескровную жертву. Пресвитеры и диаконы и весь клир благоукрасили и в благолепие облекли святые церкви. Труба апостольская и гром евангельский огласили все грады. Мужи и жены, малые и великие… наполнили святые церкви”. Действительно, дорогие братья и дети, все это совершила Господня десница!

Щедрые плоды этого всеобщего Крещения были результатом не только бескорыстного труда византийских миссионеров, их трудной и многогранной миссии или попечения Матери-Церкви, чтобы эта миссия имела успех, но и поддержки княжеской властью, которая всеми силами содействовала утверждению плодов Крещения ради благотворной связи с другими народами и нациями. Итак, посредством настойчивого сотрудничества государственных и духовных руководителей жажда веры и желание креститься стало все более проявляться в новой духовной жизни во Христе, которая постоянно питается животворящими Телом и Кровью нашего Бога. Это — Евхаристия, которая свидетельствует и скрепляет единство всех членов Церкви Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Крещение, посредством которого мы становимся участниками Христовых страданий и Воскресения, “одной крови и одного тела” с Ним, согласно святому Павлу, является, главным образом, Таинством единства в теле Церкви, и это подтверждается общим участием в единой Божественной литургии, в единой Чаше Жизни. Большой сторонник византийской миссии, Вселенский Патриарх святой Николай Мистик, (901–907 и 912–925) говорит об этой объединяющей силе Святого Крещения, когда обращается к болгарскому царю Симеону, чтобы предотвратить кровавый конфликт между христианами: через Крещение “мы единое тело в вере, и у нас есть единая Глава Христос, и мы являемся членами друг друга, и поэтому не могут одни члены восставать на другие” (PG 111, 77).

Поэтому единство во Христе как для местных жителей, так и для всего церковного тела Ойкумены (Oecumene) не допускает разделения или конфликтов, потому что, как говорит апостол Павел: “Мы все одним Духом крестились в одно тело... Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены” (1 Кор. 12: 13, 26–27). Любое разделение церковного тела оскорбляет его Божественного Главу и расточает дары Святого Духа, Который не действует в тех, кто служит причиной разделений и кто безразличен к Нему. Поэтому Вселенский Патриарх и напоминает царю болгар о нерушимости духовного родства, объединяющего всех христиан: “Бог, который возлюбил мир и возвратил Себе Свое собственное творение через Крест и смерть Своего Сына, позволил нам быть просвещенными светом Его знания, разрушив таким образом стену враждебности, и пригласил нас на торжество Его славы, присоединяясь к ромеям в любви и вере; вражду примирив, звон оружия прекратив, и разделение завершив любовью и единством и поддержкой друг друга” (PG 111, 61–64).

В этом смысле сегодняшнее торжественное празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси, достигшее своей вершины в Литургии, является, с одной стороны, воспоминанием (anamnesis) неисчислимых Божиих даров великой украинской нации, которые стали результатом Крещения, а с другой — вынужденным приглашением (prosklesis) к скорейшему преодолению разделения церковного тела, которое стало следствием трудностей нашего времени, является подтверждением нашего общего Крещения посредством собрания всех в одном месте “в едином смирении”, как говорит святой Игнатий Богоносец (ΒΕΠΕΣ 2, ΙΙ 28), через единодушное сближение и участие в общем собрании у животворящего Евхаристического алтаря Божия. Константинопольская Церковь-Мать страдает вместе с дражайшей своей дочерью — Украинской Церковью из-за опасных разделений ее церковного тела и переживает так, как будто это ее тело. Надеется на быстрое и полное достижение любезного Богу единства. В то же время она обращается ко всем участникам продолжительного церковного противостояния с просьбой считать своим личным долгом — во имя Господа Бога! — действовать искренне, делая все возможное для достижения мира и единства, чтобы зло не закалилось временем, не усугубились очевидные негативные последствия духовного и социального несогласия украинского народа.

Мы, Патриархи и Предстоятели Поместных Церквей, и через нас вся Православная Церковь, собравшиеся сегодня вокруг Алтаря Господня, разделяем радость 1020-летнего юбилея Крещения благочестивого украинского народа, которое открыло дорогу для евангелизации всех славянских княжеств Восточной Европы. Наша радость велика, так как это великое Таинство с нами разделяет и празднует Его Блаженство Патриарх Московский и всея Руси, наш возлюбленный брат и сослужитель Алексий II. С одной стороны, его присутствие подчеркивает благую силу, которую Крещение имеет для всех нас, а с другой — его собственный опыт трудных времен выражает жертвенную борьбу, необходимую для постоянного подтверждения Божественных Даров, которые изливаются в Крещении на всех верных. Его борьба по охране Божественных Даров Крещения в крайне враждебных и недоброжелательных обстоятельствах в период атеизма всем известна и засвидетельствована памятью всех русских мучеников. Его борьба ради нашего святого братства является примером и гордостью для всех нас. Приветствуя его как брата-сослужителя, в его лице мы воздаем хвалу всей Святой Церкви России, так как от этого памятного сослужения великая радость объемлет небеса и землю во славу Триединого Бога и Его Святой Церкви. Матерь-Церковь знает и признает все это, поэтому она засвидетельствовала это в знак уважения к нашему дорогому брату и сослужителю Патриарху Алексию.

Произнеся эти слова из глубины нашего сердца, мы искренне благословляем Украину, землю святых, ее досточтимых руководителей, ее христолюбивых людей, вознося от их имени прошения о заступничестве к Богородице, святым равноапостольным Владимиру и Ольге и всем святым. “Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами!” (2 Кор. 13: 11).

Слово Патриарха Вселенського Варфоломея I после Божественной литургии на Владимирской горке в Киеве. 27 июля 2008 г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua