Православные храмы

Храм Рождества Пророка Иоанна Предтечи (на территории института Национальной академии внутренних дел)

Храм построен на территории учебно-научного института подготовки…

Храм в честь трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…

Публикации

Не ищите окольных путей к Богу

В последние годы все чаще приходится слышать о тоталитарных сектах — “Церковь…

Резолюция конференции “Педагогика духовности: православные традиции и современное образование”

Участники конференции были единогласны в одобрении инициатив высшего…

Конференция в Брюсселе

20–22 сентября 2006 г. в Брюсселе проходила третья встреча представителей…

Njametskij monastirЧасть I. От принятия христианства до османского завоевания

Ранняя история Румынии. Принятие христианства

На румынской земле жили люди с незапамятных времен. Археологи обнаружили здесь поселения практически всех эпох — от нижнего палеолита до железного века. Индоевропейские племена, предки иллирийцев и фракийцев, переселяются на берега Дуная из Северного Причерноморья во второй половине III тыс. до н. э. Скотоводческо-земледельческие фракийские племена гетов и даков к VII–VI вв. до н. э. расселились по территории всей нынешней Румынии: даки — на севере и западе, геты — по берегам нижнего Дуная. В Добрудже чуть позже поселяются и скифы, а еще через несколько столетий — кельты и германцы. Значительное влияние на развитие гето-дакийских племен оказали расположенные на западном побережье Черного моря греческие города-государства Истрос, Томис (Томы, совр. Констанца), Каллатис. Широкая торговля с ними способствовала развитию у гето-даков земледелия и ремесла, накоплению богатств у вождей и родо­племенной знати. В III–I вв. до н. э. складываются первые протогосударства — союзы племен, начинающие чеканить свою монету. Полтора столетия они упорно сопротивлялись римскому завоеванию. Царь Децебал, объединив гето-даков под своей властью, одержал ряд побед над римлянами. Две тяжелые войны понадобились императору Траяну для покорения даков. Только в 106 Дакия (совр. Трансильвания, Банат и Олтения) была завоевана и превращена в римскую провинцию. Здесь поселяется много римских солдат-ветеранов, а местное население выселяется в другие части империи или бежит в горы, что объясняет быструю романизацию края.

Предание гласит, что первые семена христианства были принесены в пределы современной Румынии святым апостолом Андреем и учениками святого апостола Павла. “Если не подлежит никакому сомнению, — писал более ста лет назад православный писатель и проповедник отец Николай Лашков, — что римский язык и нравы, римские порядки и общественность оставили глубокие следы в поселенцах Дакии времен Траяна, то справедливость требует допустить и то, что основное исконное начало новоисторической цивилизации — христианство — пустило первые свои лучи в здешний край именно в это время”. Современные румынские археологи подтвердили это предположение. Они обнаружили древнюю христианскую базилику, под алтарем которой были найдены гробницы четырех христианских мучеников — Зотика, Аттала, Камасиса и Филиппа. Проведенные специалистами исследования показали, что праведная кончина этих мучеников наступила по причине мучений и суровых темничных условий при императоре Траяне (98–117). В 1972 г. их святые мощи были торжественно перенесены в храм монастыря Кокош. Немало мучеников было в провинциях по Дунаю и во времена гонений императора Диоклетиана (284–305). Среди них — священники и диаконы, а также епископы Ириней Сирмийский и Ефрем Томский. Хотя Рим под напором варваров в 272 г. вынужден был отказаться от Дакии, часть населения, в том числе христиан, несомненно, осталась на обжитых землях. После разделения Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византию) Добруджа и устье Дуная вошли в состав последней. О сохранении и развитии здесь христианства свидетельствует факт участия во Втором, Третьем и Четвертом Вселенских Соборах епископа из г. Томы в Добрудже. В хрониках VI в. упоминается и епископ из г. Акве, боровшийся с еретиками того времени. В V в. на берегах Дуная христианство распространял латинский миссионер св. Никита Ремесьянский.

Первоначально дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Римского папы. После разрушения Сирмии гуннами в V в. церковная область Дакии вошла в ведение архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. Император Юстиниан I (527–565) отвоевал земли по Дунаю и учредил в своем родном городе — Первой Юстиниане — центр церковной администрации, которому вместе с другими провинциями была подчинена и Дакия. “Ввиду такого возвышения Юстинианы, епископы ее отныне должны владеть всеми прерогативами и правами архиепископа и первенствовать среди епископов вышеозначенного округа”, — говорилось в императорском рескрипте. Двести лет спустя император Лев Исаврянин поставил Церковь Первой Юстинианы, а вместе с ней и Дакии под полную юрисдикцию Константинополя.

Великое переселение народов в IV–VII вв. привело на земли нынешней Румынии последовательно племена готов, гуннов, гепидов, лангобардов, аваров и славян. Славяне оказали важнейшую роль в формировании восточнороманской этнической общности — волохов (влахов) и развитии здесь государственности. Значительная часть будущих румынских земель три столетия находились в составе Первого Болгарского царства. В X в., с возвышением южных славян, г. Охрид становится религиозным центром и для предков румын. “Зависимость румын от Болгарской Церкви имела то следствие, — пишет профессор МДА К. Е. Скурат, — что румыны приняли алфавит, изобретенный братьями Кириллом и Мефодием, и славянский язык в качестве языка церковного. Случилось это естественно, ибо румыны тогда еще не имели своей — румынской — письменности”.

 

Валашская и Молдавская митрополии (ХI—ХIV вв.)

После завоевания Византией Первого Болгарского царства к северу от Дуная у волохов в ХI–ХII вв. начали формироваться первые раннефеодальные государственные объединения, пришедшие в столкновение со вторгшимися сюда печенегами, а затем и половцами. В ХII в. — первой половине ХIII в. области левобережья Дуная входили в состав Второго Болгарского царства. Подвергнувшись в 1241–1242 гг. монголо-татарскому нашествию, они, как и ранее Трансильвания, вскоре попали под власть Венгерского королевства. “Враждебность местного православного населения заставляла венгерскую корону проводить колонизационные меры на территории Валахии, — пишет доктор исторических наук Л. Е. Семенова, — …на захваченных у болгар пограничных землях были поселены венгры и немцы, основаны католические храмы”. Земли восточного Подунавья были захвачены монголо-татарами.

В начале ХIV в. воеводе Басарабу I (ок. 1310–1352) удалось объединить под своей властью других местных феодалов. Образовалось княжество Угровлахия, позднее получившее название Валахия. Оставаясь формально вассалом венгерского короля, Басараб в союзе с монголо-татарами выступил против своего сюзерена. В 1330 г. он заманил в засаду войско короля Карла Роберта и разгромил его в битве при Посаде. Басараб добился уступки Венгрией важного города Кымпулунг, где ранее пребывал венгерский наместник. При его сыне Николае Александру (1352–1364) Валахия еще более укрепилась и расширила свою территорию. В 1359 г. в столице Куртя де Арджеш была образована “угровлашская” митрополия. Первым митрополитом стал Иакинф Критопул. До упразднения в 1393 г. Тырновского Патриархата митрополиты Валахии находились в его ведении, а затем снова попали в зависимость от Константинополя. Несмотря на экономический подъем в княжестве, сыну Николае Александру Владиславу Влайку и его преемникам все же не удалось добиться полной независимости от Венгрии. На время этого удалось добиться соседнему влашскому кня­жеству — Молдове.

Два столетия в Восточное Прикарпатье и долину р. Молдова, спасаясь от притеснений венгерских феодалов и набегов монголо-татар, стекались влахи из Трансильвании, смешавшись с немногочисленным здесь славянским населением. К середине ХIV в. они заселили и земли, освободившиеся после отхода на восток разбитых венграми монголо-татар. В 1359 г. восставшие против венгерского короля влахи Марамуреша во главе с воеводой Богданом переселяются в район Молдовы. Объединив владения местных мелких властителей, Богдан через шесть лет добился признания королем независимости своего княжества. Правивший в 1375–1391 гг. воевода Петр I Мушат основал (ранее 1387 г.) митрополию в Молдове. Первым митрополитом стал Иосиф Мушат. Стремление молдавских господарей добиться права выдвигать своих кандидатов в митрополиты вызвало конфликт с Константинополем, разрешившийся лишь в 1401 г., когда патриарх признал Иосифа митрополитом Молдовы.

Только что утвердившиеся в своей государственности и церковной автономии, начавшие осваивать благодатные земли, трудолюбивые влахи, как и соседние балканские народы, с конца ХIV в. столкнулись с новой смертельной угрозой — Османским нашествием.

 

Борьба с османскими завоевателями (1391—1601)

После битвы на Косовом поле, подчинив Сербию, султан Баязид I Йилдырым (Молниеносный, 1389–1402 гг.) обратил свой взор на север. В 1391 г. его войско под началом Фируз-бея подвергло Валахию страшному разорению. Завоевав Болгарию, султан осенью 1394 г. во главе пятидесятитысячной армии переправился через Дунай. Господарь Мирча I Старый (1386–1418) в битве при Ровине оказал ему достойное сопротивление. Крупные бояре, боясь усиления власти господаря, пошли на сговор с турками, посадив на трон своего ставленника. Битва под Никополем осенью 1396 г., когда на стороне Мирчи и его союзника короля Венгрии Жигмонда сражались рыцари-крестоносцы со всей Европы, окончилась победой султана. Лишь в 1402 г. Мирча вернул себе престол и земли. Вынужденная с 1415 г. выплачивать дань султанам, Валахия после смерти Мирчи погрузилась в хаос боярских усобиц. Только занявшему престол с помощью Трансильванского господаря Яноша Хуньяди Владу III Цепешу (Дракуле, 1448 г., 1456–1462 гг., 1476 г.) удалось жесткими методами добиться определенной консолидации княжества и оказать посильное сопротивление османам. В 1462 г. войска покорителя Константинополя султана Мехмеда II (1451–1481) вторглись в Валахию. На трон был посажен брат Дракулы Раду Красивый, ставший марионеткой султана. В 1476 г. Влад Дракула ненадолго смог вернуться к власти. Но жестокий тиран (“Колосажатель”), к тому же перешедший в католичество, Влад III уже потерял поддержку народа. Последующие господари Валахии стали послушным орудием Порты.

В соседнюю Молдову османы впервые вторглись еще в 1420 г., но благодаря выдающемуся государственному деятелю и полководцу Стефану III Великому (Штефан чел Маре, 1457–1504 гг.) ее покорение затянулось почти на век. Опираясь на среднее боярство, крестьянство и города, умело используя противоречия между Польшей, Венгрией и Османской империей, Стефан создал единую фортификационную систему княжества и боеспособное войско, одержавшее ряд блестящих побед. В 1467 г. в битве у Байи он разбил армию венгерского короля Матьяша Корвина. Он трижды сажал на трон Валахии своих ставленников, но те предавали его, переметнувшись к Порте. В битве у Васлуя в январе 1475 г. он раз­громил турецкую армию и призвал (безрезультатно) европейских государей создать антиосманскую коалицию. Но в следующем году султан Мехмед II, подчинив себе Крымское ханство и заключив договор с польским королем Казимиром, двинул в Молдову 150 тыс. солдат. Применив тактику “выжженой земли”, Стефан вынудил султана, в войске которого вспыхнула эпидемия чумы, отступить.

Всячески способствовал Стефан Великий связям с единоверным Московским государством. Он выдал в 1483 г. дочь Елену за сына Ивана III Ивана Молодого, при посредничестве России заключил договора с Крымским ханством и Великим Литовским княжеством, что позволило ему отбить в 1497 г. нападение войск польского короля Яна Ольбрахта.

Важнейшей опорой Стефана была Православная Церковь, и он ее всячески укреплял. При Стефане по­строено немало монастырей и храмов, среди которых Путна, Нямц, Бистрица, Воронец. Он возродил монастырь Зограф на Афоне, щедро помогал другим обителям Святой Горы.

В Валахии о монастырях заботился господарь Нягое Басараб (1512–1521), причем не только в своих владениях, но и по всему Балканскому полуострову.

После поражения Венгрии в битве с турками при Мохаче (1526) и распада Венгерского королевства валашские княжества все более попадают в зависимость от Османской империи. В конце века попытку освободить свою родину сделал господарь Валахии Михай Храбрый (1593–1601). В августе 1595 г. он разгромил турецкие войска, опустошавшие Валахию. В 1599–1600 гг. ему удалось под своей властью объединить с Валахией Трансильванию и Молдову. Централизаторская политика Михая Храброго вызвала противодействие боярства. В результате поднятых боярами мятежей, поддержанных Польшей, Михай Храбрый был свергнут и позднее убит.

На более чем два с половиной века на румынской земле установилось османское иго.

Владимир Моисеенко

Продолжение

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua