Православные храмы

Свято-Троицкая церковь Ионинского монастыря

Первую деревянную Свято-Троицкую церковь в 1864 г. построил насельник…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…

Храм благоверного князя Александра Невского (в полку МВД «Беркут»)

Престольный праздник: дни памяти Блгв. кн. Александра Невского (30…
Публикации

Українські сектанти — апостоли чи зайди?

Різноманітні секти, як гриби після дощу, проростають на нашій православній…

Крест Господень — знамя жизни

Святая равноапостольная Елена, мать царя Константина, чудом Божиим нашла в…

Церковная продленка, или как привить детям православную культуру

В последнее время уделяется огромное внимание проблеме работы с молодежью в…

“Душу этого народа составляет православная вера…”. История Румынской Православной Церкви

Njametskij monastirЧасть I. От принятия христианства до османского завоевания

Ранняя история Румынии. Принятие христианства

На румынской земле жили люди с незапамятных времен. Археологи обнаружили здесь поселения практически всех эпох — от нижнего палеолита до железного века. Индоевропейские племена, предки иллирийцев и фракийцев, переселяются на берега Дуная из Северного Причерноморья во второй половине III тыс. до н. э. Скотоводческо-земледельческие фракийские племена гетов и даков к VII–VI вв. до н. э. расселились по территории всей нынешней Румынии: даки — на севере и западе, геты — по берегам нижнего Дуная. В Добрудже чуть позже поселяются и скифы, а еще через несколько столетий — кельты и германцы. Значительное влияние на развитие гето-дакийских племен оказали расположенные на западном побережье Черного моря греческие города-государства Истрос, Томис (Томы, совр. Констанца), Каллатис. Широкая торговля с ними способствовала развитию у гето-даков земледелия и ремесла, накоплению богатств у вождей и родо­племенной знати. В III–I вв. до н. э. складываются первые протогосударства — союзы племен, начинающие чеканить свою монету. Полтора столетия они упорно сопротивлялись римскому завоеванию. Царь Децебал, объединив гето-даков под своей властью, одержал ряд побед над римлянами. Две тяжелые войны понадобились императору Траяну для покорения даков. Только в 106 Дакия (совр. Трансильвания, Банат и Олтения) была завоевана и превращена в римскую провинцию. Здесь поселяется много римских солдат-ветеранов, а местное население выселяется в другие части империи или бежит в горы, что объясняет быструю романизацию края.

Предание гласит, что первые семена христианства были принесены в пределы современной Румынии святым апостолом Андреем и учениками святого апостола Павла. “Если не подлежит никакому сомнению, — писал более ста лет назад православный писатель и проповедник отец Николай Лашков, — что римский язык и нравы, римские порядки и общественность оставили глубокие следы в поселенцах Дакии времен Траяна, то справедливость требует допустить и то, что основное исконное начало новоисторической цивилизации — христианство — пустило первые свои лучи в здешний край именно в это время”. Современные румынские археологи подтвердили это предположение. Они обнаружили древнюю христианскую базилику, под алтарем которой были найдены гробницы четырех христианских мучеников — Зотика, Аттала, Камасиса и Филиппа. Проведенные специалистами исследования показали, что праведная кончина этих мучеников наступила по причине мучений и суровых темничных условий при императоре Траяне (98–117). В 1972 г. их святые мощи были торжественно перенесены в храм монастыря Кокош. Немало мучеников было в провинциях по Дунаю и во времена гонений императора Диоклетиана (284–305). Среди них — священники и диаконы, а также епископы Ириней Сирмийский и Ефрем Томский. Хотя Рим под напором варваров в 272 г. вынужден был отказаться от Дакии, часть населения, в том числе христиан, несомненно, осталась на обжитых землях. После разделения Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византию) Добруджа и устье Дуная вошли в состав последней. О сохранении и развитии здесь христианства свидетельствует факт участия во Втором, Третьем и Четвертом Вселенских Соборах епископа из г. Томы в Добрудже. В хрониках VI в. упоминается и епископ из г. Акве, боровшийся с еретиками того времени. В V в. на берегах Дуная христианство распространял латинский миссионер св. Никита Ремесьянский.

Первоначально дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Римского папы. После разрушения Сирмии гуннами в V в. церковная область Дакии вошла в ведение архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. Император Юстиниан I (527–565) отвоевал земли по Дунаю и учредил в своем родном городе — Первой Юстиниане — центр церковной администрации, которому вместе с другими провинциями была подчинена и Дакия. “Ввиду такого возвышения Юстинианы, епископы ее отныне должны владеть всеми прерогативами и правами архиепископа и первенствовать среди епископов вышеозначенного округа”, — говорилось в императорском рескрипте. Двести лет спустя император Лев Исаврянин поставил Церковь Первой Юстинианы, а вместе с ней и Дакии под полную юрисдикцию Константинополя.

Великое переселение народов в IV–VII вв. привело на земли нынешней Румынии последовательно племена готов, гуннов, гепидов, лангобардов, аваров и славян. Славяне оказали важнейшую роль в формировании восточнороманской этнической общности — волохов (влахов) и развитии здесь государственности. Значительная часть будущих румынских земель три столетия находились в составе Первого Болгарского царства. В X в., с возвышением южных славян, г. Охрид становится религиозным центром и для предков румын. “Зависимость румын от Болгарской Церкви имела то следствие, — пишет профессор МДА К. Е. Скурат, — что румыны приняли алфавит, изобретенный братьями Кириллом и Мефодием, и славянский язык в качестве языка церковного. Случилось это естественно, ибо румыны тогда еще не имели своей — румынской — письменности”.

 

Валашская и Молдавская митрополии (ХI—ХIV вв.)

После завоевания Византией Первого Болгарского царства к северу от Дуная у волохов в ХI–ХII вв. начали формироваться первые раннефеодальные государственные объединения, пришедшие в столкновение со вторгшимися сюда печенегами, а затем и половцами. В ХII в. — первой половине ХIII в. области левобережья Дуная входили в состав Второго Болгарского царства. Подвергнувшись в 1241–1242 гг. монголо-татарскому нашествию, они, как и ранее Трансильвания, вскоре попали под власть Венгерского королевства. “Враждебность местного православного населения заставляла венгерскую корону проводить колонизационные меры на территории Валахии, — пишет доктор исторических наук Л. Е. Семенова, — …на захваченных у болгар пограничных землях были поселены венгры и немцы, основаны католические храмы”. Земли восточного Подунавья были захвачены монголо-татарами.

В начале ХIV в. воеводе Басарабу I (ок. 1310–1352) удалось объединить под своей властью других местных феодалов. Образовалось княжество Угровлахия, позднее получившее название Валахия. Оставаясь формально вассалом венгерского короля, Басараб в союзе с монголо-татарами выступил против своего сюзерена. В 1330 г. он заманил в засаду войско короля Карла Роберта и разгромил его в битве при Посаде. Басараб добился уступки Венгрией важного города Кымпулунг, где ранее пребывал венгерский наместник. При его сыне Николае Александру (1352–1364) Валахия еще более укрепилась и расширила свою территорию. В 1359 г. в столице Куртя де Арджеш была образована “угровлашская” митрополия. Первым митрополитом стал Иакинф Критопул. До упразднения в 1393 г. Тырновского Патриархата митрополиты Валахии находились в его ведении, а затем снова попали в зависимость от Константинополя. Несмотря на экономический подъем в княжестве, сыну Николае Александру Владиславу Влайку и его преемникам все же не удалось добиться полной независимости от Венгрии. На время этого удалось добиться соседнему влашскому кня­жеству — Молдове.

Два столетия в Восточное Прикарпатье и долину р. Молдова, спасаясь от притеснений венгерских феодалов и набегов монголо-татар, стекались влахи из Трансильвании, смешавшись с немногочисленным здесь славянским населением. К середине ХIV в. они заселили и земли, освободившиеся после отхода на восток разбитых венграми монголо-татар. В 1359 г. восставшие против венгерского короля влахи Марамуреша во главе с воеводой Богданом переселяются в район Молдовы. Объединив владения местных мелких властителей, Богдан через шесть лет добился признания королем независимости своего княжества. Правивший в 1375–1391 гг. воевода Петр I Мушат основал (ранее 1387 г.) митрополию в Молдове. Первым митрополитом стал Иосиф Мушат. Стремление молдавских господарей добиться права выдвигать своих кандидатов в митрополиты вызвало конфликт с Константинополем, разрешившийся лишь в 1401 г., когда патриарх признал Иосифа митрополитом Молдовы.

Только что утвердившиеся в своей государственности и церковной автономии, начавшие осваивать благодатные земли, трудолюбивые влахи, как и соседние балканские народы, с конца ХIV в. столкнулись с новой смертельной угрозой — Османским нашествием.

 

Борьба с османскими завоевателями (1391—1601)

После битвы на Косовом поле, подчинив Сербию, султан Баязид I Йилдырым (Молниеносный, 1389–1402 гг.) обратил свой взор на север. В 1391 г. его войско под началом Фируз-бея подвергло Валахию страшному разорению. Завоевав Болгарию, султан осенью 1394 г. во главе пятидесятитысячной армии переправился через Дунай. Господарь Мирча I Старый (1386–1418) в битве при Ровине оказал ему достойное сопротивление. Крупные бояре, боясь усиления власти господаря, пошли на сговор с турками, посадив на трон своего ставленника. Битва под Никополем осенью 1396 г., когда на стороне Мирчи и его союзника короля Венгрии Жигмонда сражались рыцари-крестоносцы со всей Европы, окончилась победой султана. Лишь в 1402 г. Мирча вернул себе престол и земли. Вынужденная с 1415 г. выплачивать дань султанам, Валахия после смерти Мирчи погрузилась в хаос боярских усобиц. Только занявшему престол с помощью Трансильванского господаря Яноша Хуньяди Владу III Цепешу (Дракуле, 1448 г., 1456–1462 гг., 1476 г.) удалось жесткими методами добиться определенной консолидации княжества и оказать посильное сопротивление османам. В 1462 г. войска покорителя Константинополя султана Мехмеда II (1451–1481) вторглись в Валахию. На трон был посажен брат Дракулы Раду Красивый, ставший марионеткой султана. В 1476 г. Влад Дракула ненадолго смог вернуться к власти. Но жестокий тиран (“Колосажатель”), к тому же перешедший в католичество, Влад III уже потерял поддержку народа. Последующие господари Валахии стали послушным орудием Порты.

В соседнюю Молдову османы впервые вторглись еще в 1420 г., но благодаря выдающемуся государственному деятелю и полководцу Стефану III Великому (Штефан чел Маре, 1457–1504 гг.) ее покорение затянулось почти на век. Опираясь на среднее боярство, крестьянство и города, умело используя противоречия между Польшей, Венгрией и Османской империей, Стефан создал единую фортификационную систему княжества и боеспособное войско, одержавшее ряд блестящих побед. В 1467 г. в битве у Байи он разбил армию венгерского короля Матьяша Корвина. Он трижды сажал на трон Валахии своих ставленников, но те предавали его, переметнувшись к Порте. В битве у Васлуя в январе 1475 г. он раз­громил турецкую армию и призвал (безрезультатно) европейских государей создать антиосманскую коалицию. Но в следующем году султан Мехмед II, подчинив себе Крымское ханство и заключив договор с польским королем Казимиром, двинул в Молдову 150 тыс. солдат. Применив тактику “выжженой земли”, Стефан вынудил султана, в войске которого вспыхнула эпидемия чумы, отступить.

Всячески способствовал Стефан Великий связям с единоверным Московским государством. Он выдал в 1483 г. дочь Елену за сына Ивана III Ивана Молодого, при посредничестве России заключил договора с Крымским ханством и Великим Литовским княжеством, что позволило ему отбить в 1497 г. нападение войск польского короля Яна Ольбрахта.

Важнейшей опорой Стефана была Православная Церковь, и он ее всячески укреплял. При Стефане по­строено немало монастырей и храмов, среди которых Путна, Нямц, Бистрица, Воронец. Он возродил монастырь Зограф на Афоне, щедро помогал другим обителям Святой Горы.

В Валахии о монастырях заботился господарь Нягое Басараб (1512–1521), причем не только в своих владениях, но и по всему Балканскому полуострову.

После поражения Венгрии в битве с турками при Мохаче (1526) и распада Венгерского королевства валашские княжества все более попадают в зависимость от Османской империи. В конце века попытку освободить свою родину сделал господарь Валахии Михай Храбрый (1593–1601). В августе 1595 г. он разгромил турецкие войска, опустошавшие Валахию. В 1599–1600 гг. ему удалось под своей властью объединить с Валахией Трансильванию и Молдову. Централизаторская политика Михая Храброго вызвала противодействие боярства. В результате поднятых боярами мятежей, поддержанных Польшей, Михай Храбрый был свергнут и позднее убит.

На более чем два с половиной века на румынской земле установилось османское иго.

Владимир Моисеенко

Продолжение

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu