Православные храмы

Храм мученицы Татьяны (на Оболони)

Храм размещается в приспособленном палаточном помещении. Первый…

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…
Публикации

Свобода выбора

Свобода является даром Божьей благодати, мудрости и любви.

Колдовские сети

Светлана не верила до последней минуты. Не верила, когда шла по тому адресу,…

Возлюби ближнего твоего

Говоря о Своем Втором Пришествии, Господь показывает благотворение ближним в…

Светлый духом. К 155-летию со дня рождения В. Г. Короленко

korolenko“Совесть эпохи”, “солнце России”, “светлый духом” — так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко современники. Родился он 15(27) июня 1853 г. в г. Житомире Волынской губернии. Отец его был чиновником судебного ведомства, мать — дочерью помещика. В 1868 г. отец умер. Семья — мать и пятеро детей — осталась без кормильца. В это время будущий писатель был гимназистом шестого класса ровенской реальной гимназии.

В 1871 г., окончив гимназию с серебряной медалью, Короленко переехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако нужда вынудила его оставить учение и перейти на работу в “корректурное бюро”.

Учась в 1874 г. в Петровской земледельческой и лесной академии, Короленко увлекается народничеством. Вскоре его исключают из академии и высылают в Вологодскую губернию. Потом он поступил в Горный институт (1877 г.), но через два года был арестован по подозрению в связях с революционными деятелями и отправлен уже в Вятскую губернию. За отказ от присяги Александру III в 1881 г. сослан в Якутию.

Вся молодость Владимира Галактионовича прошла в скитаниях по тюрьмам, ссылкам и этапам. В это время писатель работает сапожником, письмоводителем, занимается земледельчеством и сапожным ремеслом, дает уроки, пишет рассказы.

Отбыв якутскую ссылку, Короленко осенью 1884 г. двинулся в обратный путь — с тем, чтобы на 11 лет поселиться в Нижнем Новгороде (1885–1896). Нижегородский период был самым плодотворным временем в жизни и деятельности писателя. За эти годы были созданы наиболее значительные его художественные произведения: “В дурном обществе”, “Слепой му­зыкант”(выдержавший при жизни автора пятнадцать изданий), “Художник Алымов” (1896) и др. Когда Короленко заканчивал работу над лучшим своим рассказом “Художник Алымов”, с ним случилось то же, что с его героем: “светотень в душе совсем изменилась <...> переменилась точка зрения”. В этот момент Короленко испытывает чрезвычайное недовольство собой, работой, всей своей жизнью за последние годы. Кризис, переживаемый Короленко, оказался, говоря евангельским языком, болезнью “не к смерти” (Ин. 11: 4), так как он привел к простому выводу: “нужно многое изменить и в своей жизни, и в своем отношении к жизни”. Преодоление разлада в душе выводит писателя на “путь жизни”. “Надо думать — оживу, — замечает он. — Меня не оставляет надежда, что вернется опять вера и сила...”. Через несколько лет уже мало кто догадывался, что в жизни “цельного”, “трезвого” во всем человека был период сомнений, душевного смятения и разлада.

Летом и осенью 1890 г. Короленко написал цикл очерков “В пустынных местах” (их всего 8), которые печатались в газете “Русские ведомости” (Москва), с подзаголовком: “Из поездки по Ветлуге и Керженцу”. Третий очерк этого цикла озаглавлен “Приемыш”.

Короленко считал себя писателем-беллетристом “только наполовину”, другой половиной его работы была публицистика, тесно связанная с его многогранной общественной деятельностью. К середине 80-х годов Короленко публикует десятки корреспонденций и статей. Редакционная работа заставила Владимира Галактионовича навсегда расстаться с Нижним Новгородом — он переезжает в Петербург, где становится совладельцем и одним из трех редакторов журнала “Русское богатство”. В 1900 г писатель переселился в Полтаву. “Полтавский период” охватывает два последних десятилетия его жизни.

Выехав накануне Первой мировой войны для лечения за границу, Короленко смог вернуться домой лишь в 1915 г. На Февральскую революцию 1917 г. Короленко откликнулся статьей “Падение царской власти”. В годы гражданской войны он живет в Полтаве, переходящей из рук в руки; не раз рискует жизнью, апеллируя к гуманности с обеих сторон. В эти тяжелые годы Владимир Короленко организует сбор продовольствия для детей Москвы и Петро­града, основывает колонии для сирот и беспризорных.

В. Г. Короленко еще при царской власти отвоевал право писать о правах человека и смертной казни “печатно много больше, чем это было вообще дозволено цензурой”, остался таким же последовательным и непреклонным после семнадцатого года. Особенно показательны 6 писем к Луначарскому, написанные в 1920 г., в которых он протестует против жестокостей большевиков (Луначарский на письма не ответил).

Даже при царях, твердо напоминает Короленко, не было, чтобы роль следственных комиссий не проверялась судом, особенно когда это касается расстрелов людей. Ни расстрелы священников с подачи лично Ленина, ни даже насилие над захолустными крестьянами не прошли мимо чуткой души Владимира Галактионовича. И благодаря его смелости и таланту тут же становились достоянием всей читающей страны. Сколько душ он спас от физической расправы? А скольких, как того же поэта Гумилева, не удалось спасти?

В 1921 г. Короленко тяжело заболел, но от лечения за границей отказался.

Умер Владимир Галактионович Короленко 25 декабря 1921 г. от рецидива воспаления легких, на 69-м году жизни. На похороны в Полтаву съехалось великое множество народа. Это были проводы человека, который всю свою жизнь был защитником обездоленных и угнетенных.

Короленко был привлекателен для современников именно “здоровьем” и “порядком” своей души. “Он обаятелен для нас в своей духовной целостности, в изумительной гармонии своего душевного строя... — писал сразу после смерти писателя П. Н. Сакулин. — Художник, публицист, общественный деятель — всюду творил он жизнь, как воплощение красоты и правды. Короленко ни разу не изменил самому себе. Натура синтетическая, он не знал разлада ни в своем внутреннем “я”, ни в творчестве, ни в общественной деятельности. Все стороны его бытия были прочно слажены и скреплены единым духом здорового, трезвого идеализма...”

По мнению критиков, такое состояние души писателя отразилось в его творчестве как верность на протяжении всей жизни одной идее, идее любви к личности, к людям, к вечному.

Подготовила Лия Тан

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu