Православные храмы

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм равноапостольной Нины (в больнице ученых)

Освящение Креста и первое богослужение состоялись 14/27 января 1998…

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…
Картридж черный hp цена
Заправка картриджей. Копировальная техника и картриджи
kartridgy.ru

Публикации

Tainstvo SvjachenstvaСвященное Писание Нового Завета званием священства удостаивает всех христиан. Апостол Петр именует верующих во Христа “родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел” (1 Пет. 2: 9). Этим он указывает на избранничество нового, духовного Израиля.

Объединяясь в Источнике вечной жизни — Христе, верующие составляют единое целое — Святую Церковь, литургическая жизнь которой созидается благодатью Святого Духа и усилиями верующих, их участием в священнодействиях, молитвословиях и благовестии Слова Божия. Хотя все христиане призваны к служению в Церкви, однако служения эти различны, потому что различны и дары, полученные каждым от Господа. “Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?” (1 Кор. 12: 29), – спрашивает апостол Павел. Церковь организована иерархически: не все составляющие ее члены равны с точки зрения литургической жизнедеятельности; одним принадлежит главенствующая роль, другим подчиненная. Одни являются пастырями, другие — паствой; среди пастырей Церкви одни поставлены на более высокую ступень и наделены большей духовной властью, чем другие.

 

Установление Таинства

Из всех уверовавших Господь Иисус Христос избрал 12 апостолов, а потом еще 70 учеников и послал их с дарами чудес и исцелений проповедовать Царствие Божие. В день Своего воскресения Он даровал апостолам власть отпускать грехи, а по вознесении ниспослал им Святого Духа, силою Которого посвятил их в “ловцы человеков”. Таким образом, они обрели способность низводить на других спасительную благодать Божию и управлять Церковью. По примеру Спасителя и по воле Святого Духа апостолы избрали себе достойных преемников и учеников. Через таинственное рукоположение они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения. Святой Климент Римский, ученик апостола Павла, в своем Первом послании к Коринфянам говорит: “Апостолы благовествовали нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос послан от Бога, апостолы от Христа. Апостолы поставляли первых верующих по духовном испытании во епископы и диаконы”. С момента сошествия Святого Духа на апостолов в Церкви продолжается непрерывающаяся нить преемственного поставления пастырей от Господа, посвящаемых на духовное служение через Таинство Священства.

 

О священно- и церковнослужителях

По каноническим постановлениям Православной Церкви все христиане разделяются на духовенство и мирян, или иначе — клир и народ. К клиру принадлежат лица, занимающие в Церкви должности священно- и церковнослужителей. Они наделены иерархическими полномочиями и выполняют особые, свойственные каждому чину, обязанности. Возведение в ту или иную степень духовного служения в Церкви совершается через литургическое посвящение, которое осуществляется посредством либо Таинства Священства, либо церковного священнодействия.

Таинство Священства совершается только над мужчиной, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты.

Посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа) производится через рукоположение, или хиротонию (греч. χειροτονέω — избирать поднятием руки). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира.

Посвящение в степени церковнослужителей (чтеца, певца, иподиакона) производится по благословению епископа через церковный обряд руковозложения, называемый хиротесией (греч. χείρ — рука и τίθημι — класть; назначать, возлагая руку). Церковнослужители, принадлежащие к низшим степеням клира, получают благодать Божию для соучастия в церковных службах и во всех своих действиях в Церкви подчиняются священнослужителям.

Прообраз новозаветного священства представлен был в служении ветхозаветных левитов, священников и первосвященников, которых отделил Господь из богоизбранного народа, “чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его” (Втор. 10: 8). Богослужение ветхозаветной Церкви предуказывало на искупительное служение Спасителя, Который, “принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога” (Евр. 10: 12). Иисус Христос, нареченный “от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека” (Евр. 5: 10), основал Церковь, в которой Он, “пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее” (Евр. 7: 24).

 

Символика хиротонии и хиротесии

К внешней, видимой стороне Таинства Священства относятся возложение рук архиерея на голову посвящаемого и молитвенное призывание Святого Духа. Внутренним, невидимым действием рукоположения является особая благодать Священства, которая наделяет духовной силой, властью учительствовать, священнодействовать и управлять паствой.

Рукоположение в степени Священства — это таинственное действие, в котором, по словам святителя Иоанна Златоуста, “возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается, как должно”. Благодатная действенность Таинства Священства со­стоит во внутреннем освящении рукополагаемого, в преображении его души.

Благодать Священства избранник Церкви получает от Святого Духа по силе ее соборной молитвы. Поэтому хиротонии совершаются в присутствии всей Церкви — народа Божия, с его согласия и одобрения. Они происходят в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу.

В отличие от хиротонии, посвящение в чины церковнослужителей — хиротесия — не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносятся таинственные слова призывания благодати, рукополагающей во Священство.

 

Епископство — служение церковного управления

Епископ (греч. επίσκοπος — блюститель, хранитель) — священнослужитель высшей степени, совершает все семь Таинств и имеет власть через Таинство Рукоположения преподавать другим этот благодатный дар. Он называется также архиереем, или иерархом, т. е. священноначальником, иногда — святителем. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин — архимандритов.

С древнейших времен епископскому сану вменялось право служения, управления, учительства и поставления священнослужителей.

39-е Апостольское правило гласит: “Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их”. Епископ призван и поставлен Богом на служение управления пасти Церковь Христову. Миряне, не имея дара управления, не могут быть соуправляющими епископу, не могут они и сами собой управляться.

Тем не менее, “люди Господни” имеют дар рассуждения и испытания, который предполагает особый вид служения, вверенного не отдельным членам Церкви, а всему народу Божию, т. е. всем членам Церкви в их совместном делании. Епископ управляет народом Божиим совместно с пресвитерами не от своего имени и не на основе права, как получивший власть от людей, или через людей, — он управляет от имени Бога, как поставленный Богом на служение управления. Имея дар рассуждения и испытания, народ свидетельствует, что все совершающееся в Церкви под водительством пастырей совершается согласно воле Божией, по откровению Духа Святого. В Древней Церкви все церковные акты, будь то совершение Таинств, прием в Церковь оглашенных, кающихся, отлучение еретиков и т. д., совершались с участием народа. Свидетельство народа об открытии воли Божией в Древней Церкви носило характер согласия (консенсуса) на то, что должно совершиться в Церкви, и принятия (рецепции) того, что в ней совершилось, как соответствующее воле Божией. Согласие и рецепция народа, однако, не означали того, что каждый представитель клира или мирянин выражал свое личное мнение или желание на совершение того или иного церковного акта. Церковная власть в лице епископов не была связана волей мирян, как и народ не был связан волей своих предстоятелей. Известный богослов древности епископ Киприан Карфагенский свидетельствовал: “С самого начала епископства моего я положил за правило ничего не делать по одному своему усмотрению без совета вашего (пресвитеров) и без согласия народа”. Ни воля епископов, ни воля мирян не достаточны сами по себе для действования в Церкви. Церковь живет и действует не волей человеческой, а волей Божией. Согласие и принятие означали свидетельство всей Церкви, что предстоятели действуют и управляют согласно воле Божией.

В Древней Церкви управление было делом и клира, и народа. Если справедливо то, что епископ есть высший представитель Поместной Церкви, а Церковь в ее составе представляет совокупность клира и мирян, то участие последних в выборе епископа с принципиальной точки зрения вполне нормально.

История свидетельствует: епископ не мог быть избран без участия клира и народа. Исключение представляли лишь Церкви новообразованные, еще не имевшие достаточной авторитетности в деле избрания. Иногда при этом народ предлагал на усмотрение епископов своего кандидата. Иногда, наоборот, воля народа, за отсутствием законных возражений, имела решающее значение. Участие народа в избрании епископа не было только формальным. В случае единогласного решения народ выражал свой приговор восклицанием “достоин!” или “недостоин!”.

Но эта практика существовала в Церкви недолго: уже в законах императора Юстиниана (VI в.) право избрания епископов предоставляется не народу, но клиру и вельможам.

В современной практике порядок избрания епископов следующий: избирателями являются члены Священного Синода; само избрание и наречение епископа производится также в Синоде.

При избрании в сан епископа кандидат зачитывает текст архиерейской присяги. Причиной такого действия стало, с одной стороны, отстранение народа от избрания епископов, а с другой — появление в Церкви многочисленных ересей и расколов. Существование многочисленных еретических заблуждений в среде христиан требовало внесения ясности — действительно ли новопоставленный епископ исповедует православную веру и не держится никакой ереси и никакого раскола.

Сущность присяги составляет клятва — соблюдать неизменно все догматы веры, Символ веры, церковные каноны святых апостолов и святых отцов, уставы Вселенских Соборов, сохранять мир и поучать паству.

Чин посвящения во епископа совершается за Божественной Литургией после малого входа собором архиереев (по меньшей мере, двумя епископами).

Сан епископа в административном отношении имеет ряд степеней. Викарный епископ имеет власть над приходами небольшого города или группы сел, которые называются викариатством. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (т. е. старший епископ) часто управляет епархией большего размера. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх, т. е. первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх — отценачальник — предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Соборе — высший чин церковной иерархии. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование управляемой им епархии, а к имени патриарха — полное наименование возглавляемой им Поместной Церкви.

 

Священство — служение Предстоятельства

Пресвитер (греч. πρεσβύτερος — старец), который иначе называется священником, или иереем (греч. ιερεύς — священник) — священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Хиротонии. В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий).

Возникновение служения пресвитеров совпадает с образованием местных Церквей. Это означает, что их служение было необходимо для существования самой местной Церкви. Апостол Павел заботился о поставлении пресвитеров: “Для того я поставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности”, — пишет он в Послании к Титу (1: 5-6).

Права и обязанности пресвитерского служения достаточно четко определяются. Пресвитер действует согласно тем полномочиям, которыми наделил его правящий архиерей и по его благословению. Кроме того, пресвитер имеет право наравне с епископом совершать все Таинства, кроме Рукоположения.

Современный чин пресвитерского посвящения, окончательно определившийся в XVII веке, состоит в следующем: после окончания Херувимской песни по перенесении Даров с жертвенника на престол два диакона приводят новопоставляемого к Царским вратам и возглашают поочередно: первый — “Повели!”, второй — “Повелите!”, первый — “Повели, Преосвященнейший Владыко!”. Первое из этих возглашений относится к народу, который в древности имел право избирать себе пресвитеров; второе — к клиру, который также принимал участие в избрании, и третье — к архиерею. Это — остаток первоначальной формы пресвитерского посвящения, и хотя в настоящее время он утратил уже свой первоначальный смысл, должен быть драгоценным для нас, потому что служит доказательством непосредственной связи современного пресвитерского посвящения с древнейшим. Вслед за этим новопоставляемый идет в алтарь, где его принимают священники, в среду которых он вступает, и старший из них обводит ставленника трижды вокруг престола. Хождение производится против солнца по направлению к Востоку, который символически изображает Христа. Этот обряд хождения новопоставляемого вокруг престола, несомненно, имеет глубокий символический смысл. Точно такое же хождение (вокруг аналоя) входит в состав чинопоследований Брака и Крещения, и во всех этих случаях имеет одно и то же значение — является символом теснейшего единения с Господом Иисусом Христом и заключения нерушимого союза. По окончании обряда хождения архиерей становится у правого угла престола, а новопоставляемый преклоняет пред ним колена. Архиерей, сделав над главою новопоставляемого знамение креста, возлагает на него свою руку и край омофора и произносит при этом тайнодейственную молитву: “Божественная благодать, всегда немощная врачующи...” Певчие поют: “Господи, помилуй”. Далее следуют три молитвы рукоположения, в которых епископ призывает на новопоставляемого благодать Святого Духа, испрашивая у Бога дары, необходимые для Священства. По прочтении молитвы архиерей подает новопоставляемому священнические одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, крест и еще Служебник, возглашая при передаче каждой из этих принадлежностей “аксиос”, т.е. “достоин”. По освящении Святых Даров епископ дает частицу Тела Христова новопоставленному со словами “Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”. Новопоставленный берет частицу в руки, становится позади престола и читает 50-й псалом. Перед возгласом “Святая Святым” он возвращает этот “залог” архиерею и прежде других, после предстоятеля, причащается Святых Тайн.

Пресвитер, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом, а принявший схиму — схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, прото­пресвитерами, т. е. первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие — игуменами, т. е. вождями монашествующей братии, архимандритами, т. е. настоятелями монашеских обителей; принявшие схиму — схиигуменами и схиархимандритами.

 

Диаконство — служение вспомоществования

Диакон (греч. διάκονος — служитель) — священно­служитель младшей степени, который, участвуя в общественном и частном богослужении, служит при Таинствах, но не совершает ни одного из них.

Появление диаконов, как особой категории священнослужителей, отмечено в шестой главе Деяний апостольских, где описывается избрание и поставление семи мужей на службу попечения о столах. Они были исполнены “Святого Духа и мудрости”.

“Их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки” (Деян. 6: 5-6). Все это показывает, что с самого начала диаконского служения круг их обязанностей был шире, чем простое служение при столе. Так, из той же книги Деяний апостольских нам известно, что архидиакон Стефан проповедовал слово Божие: “исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе” (Деян. 6: 8). Другой диакон из семи, Филипп, не только проповедовал, но и крестил.

В дальнейшем круг диаконских обязанностей расширяется и строго определяется. Диакон должен быть ухом, оком и устами, а также сердцем и душою епископа: он должен доводить до сведения епископа все, что происходит в жизни Церкви; он даже мог сам разрешать некоторые вопросы второстепенной важности. Но главное — активное участие диакона в совершении богослужения.

В первые века христианства диаконы по распоряжению епископов извещали общину христианскую о времени и месте богослужения, а во время самой Литургии наблюдали за порядком: они указывали верующим их места и наблюдали за тишиной, указывали, когда верующие должны были стоять, сидеть или преклонять колена; наблюдали за церковными дверями и высылали оглашенных и кающихся из церкви по окончании литургии оглашенных. Другие диаконы прислуживали епископу и пресвитерам в алтаре: они приготовляли здесь церковные сосуды и облачения; двое из них с опахалами стояли по сторонам престола и отгоняли насекомых; другие принимали от верующих приношения и, когда наступало время, приносили эти приношения к престолу и читали пред жертвенником имена приносящих. На Литургии диаконы читали Священное Писание и иногда произносили поучения; вместе с епископом они предлагали Святые Дары верующим, а по окончании Литургии причащали больных на дому. Они наблюдали за точным выполнением епитимий, наложенных на тяжко согрешивших, и в крайних случаях, например при смертельной опасности, имели право разрешать кающихся. Нередко они являлись уполномоченными епископов на Вселенских и Поместных Соборах. Все это значительно расширяло круг деятельности диаконов, и некоторые из числа их прямых обязанностей требовали для них особого иерархического посвящения.

Как видно из Деяний апостольских, посвящение первых диаконов совершено было чрез рукоположение и молитву. В современных чинопоследованиях диаконское посвящение сходно с посвящением пресвитерским. В отличие от епископской и священнической хиротоний рукоположение во диакона может совершаться не только на литургиях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, но и на литургии Преждеосвященных Даров. На полной литургии диаконская хиротония совершается уже после освящения Святых Даров, а именно после слов архиерея: “И да будут милости…”.

Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму — схииеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве — архидиаконом (старшим диаконом).

***

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. Православный народ с большим благоговением относится к священнослужителю, носителю благодати Христа: принимая благословение священника или епископа, люди целуют ему руку, как руку Самого Христа, потому что он благословляет не своей силой, а силой Божией. Если Таинство Священства бывает торжеством в жизни всей Церкви, то для самого посвящаемого оно является его личной Пятидесятницей, когда на него сходит Святой Дух и он получает особые благодатные дары. Став священнослужителем, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его Апостолы. От имени Господа он проповедует Евангелие, прощает грехи раскаявшимся, совершает Евхаристию и причащает верующих, освящает брачные союзы и творит молитву над больными. Ведь именно через Таинства Господь продолжает Свое служение в нашем мире — ведет нас к вечной жизни в Царстве Божием.

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me