Православные храмы

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…
Публикации

Кто такие “штунды”, об их “церкви” и Церкви Христовой “...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся”

В простонародном лексиконе очень часто проскакивает слово “штунда”, “штундист”,…

Феофилакт Болгарский

Известный византийский писатель, богослов и церковный деятель Феофилакт…

“Возложи на Господа заботы твои”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

28 апреля ст.ст. / 11 мая н.ст.

Суббота Светлой седмицы. Aпп. Иасона и Сосипатра. Мчч. Дады, Максима и Кинтилиана.
Все службы суточного круга — по образцу 24 апреля.

Стихиры поются на глас 8-й.

На вечерне — прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние…».

На Литургии прокимен, глас 3-й: «Гос­подь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?»; стих: «Гос­подь защититель живота моего, от кого устрашуся?».
Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — дня.
По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса.

По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раз­дроблять артос начинают заранее).

 

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К БОГОСЛУЖЕНИЮ ОТ ФОМИНОЙ НЕДЕЛИ ДО ОТДАНИЯ ПАСХИ

1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи во всех церковных службах и требах молитва: «Царю Небесный…» заменяется троекратным пением или чтением тропаря «Хрис­тос воскресе из мертвых…».
2) На всенощном бдении «Хрис­тос воскресе из мертвых…» (трижды) поется перед «Приидите, поклонимся…».
3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Хрис­тос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением.
4) На Литургии «Хрис­тос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословенно Царство…».
Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз — кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Хрис­тос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Хрис­тос воскресе…» все три раза поет хор протяжно, чтобы иерей успел совершить каждение храма.
5) «Хрис­тос воскресе из мертвых…» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия и полунощницы вместо «Царю Небесный…».
6) На Литургии «Хрис­тос воскресе из мертвых…» поется (единожды) вместо «Видехом Свет истинный…». Входное: «Приидите, поклонимся… воскресый из мертвых…».
7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Хрис­тос воскресе из мертвых…» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» — окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».
8) Тропарь «Хрис­тос воскресе из мертвых…» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб.
9) «Царю Небесный…» не читается и не поется до дня Святой Троицы.
10) Службы случившимся святым во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгию, ап. Иоанну Богослову, свт. Николаю, свв. равноапостольным Константину и Елене, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а вычитываются на повечериях вместе с каноном Богородице из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).
11) «Воскресение Христово видевше…» на воскресном бдении поется трижды, а в прочие дни на утрени, перед 50-м псалмом, единожды.
12) Канон Пасхи поется на воскресной утрени в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Хрис­тос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме праздника Преполовения и его отдания).
13) Во все Недели до отдания Пасхи на воскресной утрени «Честнейшую» не поем.
14) Ексапостиларий «Плотию уснув…» поется на воскресной утрени в Недели, когда полагается канон Пасхи.
15) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе…» петь кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».
16) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…».
17) Причастен Пасхи «Тело Христово приимите…» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.
18) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются.

О СОЕДИНЕНИИ ТРИОДИ С МИНЕЕЙ В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ ОТ НЕДЕЛИ ФОМИНОЙ ДО ОТДАНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, КРОМЕ СУББОТ И ВОСКРЕСЕНИЙ

Службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем при пении стихир, тропарей и канона исполняются сначала песнопения Триоди, а потом Минеи. Первым поется канон Триоди, к которому присоединяются тропари канона святому. Катавасия, если служба с великим славословием, — Пасхи или праздника Триоди, но не Минеи. Если служба без великого славословия, то катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — канона Минеи.
Следует помнить, что под «праздником» в Цветной Триоди подразумевается служба воскресного дня (ближайшего из прошедших) или праздники Преполовения, Вознесения и Пятидесятницы (в сами эти праздники и в их попразднства). Наименование «праздник» ни в коем случае не относится к празднику Пасхи или празднику Минеи.
I. На Литургии в седмичные дни полагаются:
1) Блаженны — песни праздничного канона со ирмосом на 6: в понедельник — 1-я песнь, во вторник — 4-я, в среду — 5-я, в четверг — 7-я, в пятницу — 8-я, в субботу — 9-я.
2) По входе — тропари и кондаки:
а) На Фоминой седмице — тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядовому святому (если есть), тропарь другому рядовому святому (если два святых, и оба с тропарями); кондак храма святого, кондак первому рядовому святому. «Слава» — кондак второму рядовому святому, «И ныне» — кондак праздника.
б) В седмицу святых жен-мироносиц — тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…», воскресный: «Егда снизшел еси…», праздника: «Мироносицам женам…», тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядовому святому (одному или двум); кондак храма святого, кондак рядовому святому. «Слава» — кондак другому рядовому святому (если их два), «И ныне» — кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».
в) В попразднство Преполовения — тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядовому святому (одному или двум); кондак храма святого, кондак рядовому святому. «Слава» — кондак другому рядовому святому (если их два), «И ныне» — кондак праздника.
г) Во все остальное время — так же, как в попразднство Преполовения, только вместо тропаря праздника — тропарь воскресный.
Таким образом, тропарь праздника поется всю седмицу. Тропарь и кондак храма Христова, а также кондак храма Богородицы во всю Пятидесятницу не поются.
При одном полиелейном святом во все седмицы — тропарь праздника (или воскресный), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядовому святому; кондак храма святого. «Слава» — кондак рядовому святому, «И ныне» — кондак праздника.
При шестеричном и великом святом — тропарь праздника (или воскресный), тропарь великому святому, тропарь шестеричному святому; кондак великому святому. «Слава» — кондак шестеричному святому, «И ныне» — кондак праздника. В этом случае тропарь и кондак храма святого не поются, так как Типикон предполагает бдение.
3) Прокимен праздника (с воскресенья) поется всю седмицу, также и причастен праздника. При святом, которому назначаются Апостол и Евангелие, к праздничным присоединяются прокимен и причастен святому, если есть.
4) Апостол и Евангелие — сначала дня, затем святому (если есть).
II. Стихиры на вечерне и на утрени:
1) На «Господи, воззвах» сначала поются стихиры из Триоди — 3, и святому Минеи — 3. «Слава» — святому (если есть), «И ныне» — праздника; если славника святому нет, то «Слава, и ныне» — праздника.
2) На стиховне — Триоди дня. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника. Если славника святому нет, то «Слава, и ныне» — праздника.
При двух святых, имеющих каждый свои стихиры, на «Господи, воззвах» поем стихиры святым на 6. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника. Если славника святому нет, то «Слава, и ныне» — праздника.
Стихиры Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне с праздничными стиховными припевами; «Слава» — святому, если есть, а если нет, то «Слава, и ныне» — праздника. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди, не поются.
Если святой полиелейный, то на «Господи, воззвах» — стихиры Триоди — 3, святому — 5. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника. На стиховне — святому. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника.
Если празднуется память двух святых, один из которых поется на 6, а другой великий (имеет полиелей), то на «Господи, воззвах» поем стихиры на 10: праздника — 3, шестеричному святому — 3, великому святому — 4. «Слава» — великому святому, «И ныне» — праздника. Вход и паримии великому святому — 3. На стиховне стихиры и «Слава» — великому святому, «И ныне» — праздника.
3) На хвалитех, если святой имеет стихиры на хвалитех, поем стихиры Триоди дня — 3 (воскресную, покаянную и мученичен) и Минеи — 3. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника.
4) На стиховне утрени — стихиры Триоди. «Слава» — святому, если есть, «И ныне» — праздника. Если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» — праздника.
5) Если святой полиелейный (или славословный), то на хвалитех стихиры на 6: Триоди — 3 (см. на стиховне утрени) и святому — 3. «Слава» — святому, «И ныне» — Триоди. В данном случае хвалитные стихиры Триоди не поются.
III. Тропари на вечерне и утрени (по Трисвятом):
1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения, при святом, имеющем тропарь, по Трисвятом — тропарь святому. «Слава, и ныне» — праздника.
При двух святых — тропарь святому. «Слава» — тропарь второму святому, «И ныне» — праздника. При отсутствии тропаря святому — тропарь праздника (единожды).
2) В седмицу 3-ю (святых жен-мироносиц) — тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…». «Слава» — святому, «И ныне» — «Мироносицам женам…». Или же — тропарь воскресный: «Егда снизшел еси к смерти…». «Слава» — святому, «И ныне» — «Мироносицам женам…».
Поскольку при наличии тропаря святому тропари «Благообразный Иосиф…» и воскресный «Егда снизшел еси к смерти…» полагается петь попеременно, можно чередовать их в течение дня: на вечерне — тропарь праздника, на утрени — тропарь воскресный. Если все службы Минеи, приходящиеся на седмичные дни по Неделе мироносиц, содержат тропарь, можно петь в понедельник, среду и пяток один тропарь мироносиц, во вторник, четверг и субботу — другой.
При одном полиелейном святом в седмицу Фомину, мироносиц и в попразднство Преполовения — тропарь святому. «Слава, и ныне» — праздника.
3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю по Пасхе — тропарь воскресный. «Слава» — святому, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы».
IV. Тропари на утрени на «Бог Гос­подь»:
1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения — тропарь праздника (дважды). «Слава» — святому, «И ныне» — праздника. Если нет тропаря святому — тропарь праздника (трижды). На основании общего Устава, при двух святых с тропарями — тропарь праздника (единожды), тропарь первому святому. «Слава» — тропарь другому святому, «И ныне» — праздника.
При одном полиелейном святом Устав указывает следующий порядок тропарей: тропарь праздника (дважды). «Слава» — святому, «И ныне» — Богородичен воскрес­ный, по гласу тропаря святому.
При двух святых — шестеричном и великом: тропарь праздника (единожды), тропарь великому святому (единожды). «Слава» — тропарь шестеричному святому, «И ныне» — праздника.
2) В седмицу жен-мироносиц — тропарь праздника «Благообразный Иосиф…» (единожды), воскресный «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» — святому, «И ныне» — «Мироносицам женам…». Если нет тропаря святому — «Благообразный Иосиф…» (дважды). «Слава» — «Егда снизшел еси…», «И ныне» — «Мироносицам женам…». На основании общего Устава, при двух святых — «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь первому святому. «Слава» — тропарь другому святому, «И ныне» — «Мироносицам женам…».
3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю — тропарь воскресный (дважды). «Слава» — святому, «И ныне» — Богородичен воскрес­ный, по гласу «Славы». Если нет тропаря святому: «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный гласа. На основании общего Устава, при двух святых — тропарь воскресный (единожды), тропарь первому святому. «Слава» — другому святому, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря второму святому.
V. Каноны:
1) Если святой не имеет праздничного знака — канон праздника Триоди на 8 (ирмос дважды, тропари на 6), Минеи святому на 4.
По 3-й песни — кондак, икос и седален святому. «Слава, и ныне» — праздника.
По 6-й песни — кондак и икос праздника.
2) Если святой поется на 6 — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды, тропари на 4) и святому на 6.
По 3-й песни — кондак и икос праздника, седален святому (дважды). «Слава, и ныне» — праздника.
По 6-й песни — кондак и икос святому.
3) Если в Минее два святых — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды, тропари на 4) и святым два канона на 8.
По 3-й и 6-й песни — см. частные указания Типикона в гл. 48.
4) При полиелейном святом — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды, тропари на 4) и святому на 8.
По 3-й песни — кондак и икос праздника, седален святому (дважды). «Слава, и ныне» — праздника.
По 6-й песни — кондак и икос святому.
5) При двух святых, один из которых поется на 6, а другой имеет полиелей, — канон праздника со ирмосом на 4 (ирмос по дважды, тропари на 2), рядовому святому на 4 и великому святому на 6; или канон праздника со ирмосом на 4, великому святому на 6 и рядовому святому на 4.
По 3-й песни — кондак рядовому святому и седален его. «Слава» — седален великому святому, «И ныне» — седален праздника.
По 6-й песни — кондак и икос великому святому.
От Недели Святой Пасхи до отдания — катавасия — «Воскресения день». В день Преполовения Пятидесятницы и на отдание — «Море огустил еси…». В Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи — «Спасителю Богу…».

VI. На часах:
1) В седмицу Фомину и попразднство Преполовения — на часах — тропарь праздника. «Слава» — святому. Кондак праздника. При славословном, полиелейном или бденном святом — кондак праздника и святому чередуются. При двух святых — тропари святым на «Слава» чередуются.
2) В седмицу жен-мироносиц: на 1-м часе тропарь «Благообразный Иосиф…», на 3-м — «Егда снизшел еси…», на 6-м — «Мироносицам женам…», на 9-м — «Благообразный Иосиф…». На «Слава» — на часах — тропарь святому (при двух святых — тропари на «Слава» чередуются). Кондак праздника (при славословном, полиелейном или бденном святом кондаки праздника и святому чередуются).
3) Во все остальное время — см. Устав в седмицу Фомину, только вместо тропаря праздника — тропарь воскресный.

О СОЕДИНЕНИИ ТРИОДИ СО СЛУЖБАМИ СВЯТЫМ ВО 2-Ю, 3-Ю, 4-Ю И 5-Ю СУББОТЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

I. Стихиры:
1) На «Господи, воззвах»:
а) При службе святому, не имеющей праздничного знака, в пятницу вечером стихиры Триоди (праздника)  — 3 и Минеи (святому) — 3. «Слава» — Триоди (или, если есть, святому), «И ныне» — Богородичен воскресный 1-й, т. е. догматик текущего гласа.
б) Если случатся два святых, стихиры Триоди (праздника) — 3 и стихиры одному святому — 3, другому же святому — вечерние стихиры поются на хвалитех.
в) Если случится великий святой, имеющий полиелей, стихиры Триоди (праздника) — 4 и святому — 4. «Слава» — святому, «И ныне» — воскресный догматик текущего гласа.
2) На стиховне неизменно (даже в память великого святого, имеющего полиелей) — стихиры воскресные гласа с воскресными припевами «Гос­подь воцарися…». «Слава» — святому, «И ныне» — всегда праздника.
3) На хвалитех стихиры воскресные из Триоди — 3 и Минеи святому — 3. «Слава» — святому, «И ныне» — праздника.
4) На стиховне утрени, если нет славословия, стихиры Триоди с припевами их. «Слава» — святому (если есть), «И ныне» — праздника.
II. Тропари:
1) Устав тропарей на вечерне и утрени (по Трисвятом) — тот же, что и в седмичные дни. Особенность состоит в том, что в субботу 5-й седмицы на «И ныне» поется воскресный Богородичен текущего гласа, а не по гласу тропаря святому.
2) Устав тропарей на утрени на «Бог Гос­подь…» — тот же, что и в седмичные дни. На 5-й седмице на «И ныне», как и в седмичные дни, поется Богородичен 1-й, по гласу тропаря святому, а Богородичен 1-й текущего гласа прочитывается по седальне 1-й кафизмы. Если нет тропаря святому, то «Слава, и ныне» — Богородичен 1-й текущего гласа.
3) Устав тропарей и кондаков на часах, а также на Литургии по входе — тот же, что и в седмичные дни.
III. Каноны:
1) При святом, служба которому не имеет праздничного знака — канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмос дважды, тропари на 4), канон храма святого на 4 и Минеи (святому) на 4.
В храме Господском или Богородицы — канон Триоди (праздника) со ирмосом на 8 (ирмос дважды, тропари на 6) и Минеи (святому) на 4. Каноны храма Господского и Богородицы в субботы всей Пятидесятницы не поются, кроме субботы перед Пятидесятницей, в которую творится память о усопших.
2) При святом шестеричном — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды, тропари на 4), святому на 6. Канон храма не поется.
3) При двух святых — канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмос дважды) и святым оба канона на 8.
По 3-й песни — кондак и седален святому. «Слава, и ныне» — седален Триоди (праздника).
По 6-й песни — кондак и икос праздника.
4) При великом святом, имеющем полиелей — канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды, тропари на 4) и святому на 8.
По 3-й песни — кондак и икос праздника, седален святому (дважды). «Слава, и ныне» — седален Триоди (праздника).
По 6-й песни — кондак и икос святому.
Кроме того, как в седмичные, так и в субботние дни после чтения обычных кафизм произносятся малые ектении, ради попразднства. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется.
После хвалитных стихир не читается «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (потому что на «Слава» и на «И ныне» были пропеты стихиры), но сразу — «Слава Тебе, показавшему нам свет…» и вседневное славословие.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu