Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (в 12-й больнице)

После Пасхи 1998 г. руководство 12 й больницы предоставило верующим…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (на Позняках)

Село Позняки упоминается с 1571 г. В XVIII в. в Позняках был построен…

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…

Публикации

О подвиге архиепископ Иоанн (Шаховской)

В Библии есть рассказ о юноше Давиде, кото­рый вызвался на борьбу с гордым,…

Предательство Иуды Искариотского

Открытие древнего письменного памятника — всегда событие. Чем древнее…

“В исследовании судеб репрессированных не должно быть “кривых зеркал”

Воинствующий атеизм приложил максимум усилий к тому, чтобы не только уничтожить…

Великая Суббота. Сщмч. Ианнуария и дружины его. Сщмч. Феодора, иже в Пергии.

Примечание. По Уставу, утреня Великой Субботы начинается «в 7-й час нощи», т. е., по-нашему — около 1-го часа ночи (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

Начало утрени обычное (с «Царю Небесный…»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов — обычное каждение). Шестопсалмие. Ектения великая.
Примечание. В Великую субботу — на утрени, часах, вечерне, Литургии — все, что обычно читается на солее, как то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы — произносится перед Плащаницей. На малом и великом входах священнослужители также проходят перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст — на амвоне.
На «Бог Гос­подь» — тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Егда снизшел еси…», «И ныне» — ин тропарь, глас тот же: «Мироносицам женам…».
С началом пения тропарей отверзаются Царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу и весь храм. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас — похвалы).
По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители.
При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник — похвалы.
По 1-й статии — ектения малая. Возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
С началом 2-й статии совершается малое каждение. (Малые каждения совершает священник с диаконом). Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее — малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, Иже на Престоле Славы Херувимстем почиваяй, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
В начале 3-й статии, которая по Уставу поется на 3-й глас — малое каждение. По окончании 3-й статии — тропари воскресные, поемые по непорочных, глас 5-й: «Ангельский собор…» (с обычным припевом «Благословен еси, Гос­поди…»). В это время совершается каждение всего храма.
Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
По возгласе седален Триоди, глас 1-й: «Плащаницею чистою…». «Слава» — конец этого седальна, «И ныне» — ин седален, глас тот же: «Ужасошася лицы ангельстии…». Псалом 50-й. Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата затворяются. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не читается.
Канон Великой субботы, глас 6-й: «Волною морскою…» (ирмос дважды, тропари на 12). Припевы к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Библейские песни не стихословятся.
Катавасия по каждой песни — ирмосы того же канона.
По 3-й песни — седален Триоди, глас 1-й: «Гроб Твой, Спасе…». «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 6-й песни — кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый…», и икос: «Содержай вся…».
На 9-й песни — каждение обычное («Честнейшую» не поем).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Вместо светильна поется на 2-й глас: «Свят Гос­подь Бог наш» (трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди (глас 2-й и глас 6-й) — 4. «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Днешний день тайно…», «И ныне» — Богородичен, глас 2-й: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…».
Примечание. До пения великого славословия (обы­чно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения молитв).
На пение «И ныне» хвалитных стихир отверзаются Царские врата, и священнослужители Царскими вратами выходят к Плащанице (предстоятель — в полном облачении). Возглас на славословие предстоятель произносит перед Плащаницей.
Примечание. По древним Уставам, во время пения хвалитных стихир Плащаницу уносили в алтарь и полагали на престоле. Во время великого славословия совершали каждение престола окрест трижды и через северные врата выносили Плащаницу на крестный ход. По окончании крестного хода Евангелие полагали на престол, а Плащаницу на уготованную гробницу; Евангелие читалось в алтаре, а не перед Плащаницей, как это принято сейчас повсеместно (см.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. С. 616, примечание).
Поется великое славословие. Предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение окрест Плащаницы. С началом пения Трисвятого все священнослужители совершают три земных поклона. Затем они подъемлют Плащаницу; предстоятель идет под Плащаницею с малым Евангелием на главе. Если служит один священник, то он поднимает Плащаницу и передает ее благоговейным мирянам, а сам с Евангелием входит под Плащаницу; или сам над главой своей несет Плащаницу, а Евангелие передает диакону, или кому-либо из мирян. Совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода медленно поется «Святый Боже…», и бывает перезвон (от большого колокола к малым, но не наоборот), а когда шествие войдет в храм, полагается краткий трезвон.
По входе в храм Плащаницу подносят к Царским вратам. Предстоятель по окончании пения «Святый Боже…» возглашает, воздвизая Евангелие: «Премудрость, прости», и относит Плащаницу на середину храма. Совершается каждение окрест Плащаницы (трижды). В это время поется тропарь Триоди, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), гласовым распевом. Далее тропарь пророчества, глас 2-й: «Содержай концы…», «Слава» — конец тропаря, «И ныне» — весь тропарь. Диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен паримии Триоди, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради Твоего»; стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иезекиилева чтение». Диакон: «Вонмем». И чтение паримии Триоди (Иезекииля). Диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 7-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесетсярука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца»; стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». Диакон: «Премудрость». Апостол (составной) — 1 Кор., зач. 133. Аллилуиарий, глас 5-й: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»; стих: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня»; стих: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся». Евангелие — Мф., зач. 114 (по установившейся практике читается предстоятелем у Плащаницы). Ектении: «Рцем вси…» и «Исполним утреннюю…», и прочее по обычаю.
Великий отпуст произносится с амвона: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения, страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плотию изволивый, Хрис­тос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистая Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». По отпусте певцы поют многолетны, затем — стихиру Триоди на целование Плащаницы, глас 5-й: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…», и бывает целование Плащаницы.
Час 1-й (отпуст малый).
Отдельно совершаются часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны.
На часах — тропарь и кондак Триоди. Перед началом часов священнослужители совершают входные молитвы (перед Плащаницей), облачаются и начинают проскомидию. Блаженны без пения (как в Великий Четверток). «Лик Небесный…», «Слава» — «Лик святых ангел…», «И ныне» — «Ослаби, остави…», «Отче наш», кондак дня Триоди: «Бездну заключивый…», «Господи, помилуй» (12). «Всесвятая Троице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть», и прочее по обычаю. Отпуст малый: «Хрис­тос, Истинный Бог…».

Вечерня соединяется с Литургией свт. Василия Великого.
Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «о часе 10-м дне», т. е. по-нашему — около 4-х часов пополудни (см. Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).
Возглас: «Благословенно Царство…». Обычное начало (с «Царю Небесный…»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы). Великая ектения.
Кафизмы нет.
«Господи, воззвах», глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия, и совершается каждение всего храма. Стихиры Триоди на 8: воскресные, глас 1-й — 4, и Великой Субботы, глас 8-й — 4 (первая дважды). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Днешний день…», «И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…».
Вход с Евангелием (перед Плащаницей). «Свете Тихий». «Вонмем». «Мир всем». «Премудрость». Прокимна нет. Царские врата затворяются, и тотчас начинается чтение 15 паримий. Сначала читаются 1—6 паримии (по установившейся практике — перед Плащаницей).
В конце 6-й паримии, на словах: «И рекоша глаголюще», Царские врата отверзаются. Чтец возглашает:
«Поим Господеви». Певцы поют на 5-й глас: «Славно бо прославися». Чтец возглашает следующие стихи из песни пророка Моисея, песни на оба лика, после каждого стиха поют: «Славно бо прославися». По прочтении всех стихов, чтец: «Слава». Певцы:
«Славно бо прославися». Чтец: «И ныне». Певцы: «Славно бо прославися». И в заключение сам чтец поет: «Славно бо прославися». Царские врата затворяются.
Читаются 7—15 паримии.
В конце 15-й паримии, на словах: «Благословен еси на тверди небесней, и препетый, и превозносимый во веки», Царские врата отверзаются, и поется песнь трех отроков с припевом: «Господа пойте и превозносите Его во веки» (в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь пророка Моисея); по окончании паримии — чтец: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Певцы — тот же припев. Далее чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому стиху припевают: «Господа пойте и превозносите Его во веки». После 13-го стиха: «Да благословит земля» должно петь: «Господа да поет и превозносит Его во веки». После 34-го стиха: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа» следует петь: «Господа поем и превозносим Его во веки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Господа пойте и превозносите Его во веки». В заключение сам чтец поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки».
Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…». Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен, глас 5-й: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний»; стих: «Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его».
Апостол — Рим., зач. 91 (по установившейся практике — перед Плащаницей).
Аллилуиарий не поется, но чтец произносит вместо «Аллилуиа»: «Глас седьмый», и сам поет: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех»; стих: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит»; стих: «Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете?»; стих: «Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте»; стих: «Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его»; стих: «Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят»; стих: «Да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси, вы же, яко человецы умираете и яко един от князей падаете». Певцы поют тот же припев: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», к каждому стиху 81-го псалма.
Во время пения «Воскресни, Боже…» Царские врата затворяются и закрывается завеса, священнослужители переоблачаются в белые ризы, и все темные облачения в храме заменяются светлыми. К чтению Евангелия Царские врата открываются.
Евангелие (читается диаконом перед Плащаницей, а иереем без диакона — на престоле) — Великой Субботы (Мф., зач. 115).
И далее — по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо «Херувимской» — «Да молчит всякая плоть человеча…».
Задостойник — ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати…».
Причастен — «Воста, яко спя Гос­подь, и воскресе спасаяй нас».
Отпуст Литургии: «Хрис­тос, Истинный Бог наш…». Произносить воскресный отпуст: «Воскресый из мертвых, Хрис­тос…» не следует, ибо это не соответствует смыслу богослужения Великой Субботы.
Примечание. В старопечатных Служебниках для Литургии Великой Субботы имелся особый отпуст: «Иже нас ради и нашего ради спасения, смирив Себе и в нашу нищету облечеся и волею Страсти претерпе и смерть вкусив и во гробе положивыйся, Хрис­тос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Уготованный столец с хлебами и вином поставляется перед Плащаницей, в некотором отдалении от нее, так, чтобы вокруг него можно было совершить каждение. По установившейся практике столец с хлебами поставляется на солее. По обычаю поются тропари: «Благообразный Иосиф…», «Слава» — «Егда снизшел еси…», «И ныне» — «Мироносицам женам…». Диакон совершает троекратное каждение окрест стола с хлебами, затем возглашает: «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй», и иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови хлебы сия и вино, и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей), и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь».
Хлебы раздробляются и раздаются верующим.
На трапезе разрешается пища без растительного масла и вино.
Если освящение куличей и пасок совершается до Светлой заутрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа: «Егда снизшел еси к смерти…».
После уборки храма начинается «чтение великое в Деяниях святых апостолов от начала». Чтец: «Деяния святых апостол благослови, отче, прочести». Иерей: «Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Чтец: «Аминь», и начинает чтение.
Аналой для чтения Деяний поставляется перед Плащаницей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me