Православные храмы

Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Южное кладбище)

25 сентября 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Храм благоверного князя Александра Невского (на Оболони)

21 сентября 2011 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы…

Публикации

Социальная значимость больничных церквей

Православная церковь с глубокой тревогой констатирует, что народы, традиционно…

Різдвяний піст

Різдвяний піст, який ще зветься Филипівка, починається наступного дня після…

Святой Иоанн Русский

Святой Иоанн родился около 1690 г. в Украине. Простой солдат в армии Петра І,…

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3-й. Благовещение Пресвятой Богородицы.
Совершается бденная служба праздника Благовещения вместе с воскресной службой Октоиха и службой Триоди по 2-й Марковой главе под 26 марта: «Аще случится Благовещение в Неделю 3-ю постов».

9-й час и малая вечерня — по обычаю.
Примечание. После 9-го часа и малой вечерни или непосредственно перед началом великой вечерни иерей входит в сосудохранительницу, берет Честное Древо Креста Господня, в преднесении кадила и при пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя...» переносит на престол и возжигает пред ним свечу.

На великой вечерне «Блажен муж» — вся кафизма.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: воскресные, глас 3-й — 3, Триоди, глас 5-й — 3 и праздника, глас 6-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — Триоди, глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» — праздника, глас 6-й: «Послан бысть...».
Вход. Прокимен дня. Паримиии праздника — 5.
На литии стихиры праздника, глас 1-й и Триоди, глас 4-й (см. стихиры на хвалитех). «Слава» — праздника, глас 8-й: «Да веселятся Небеса…», «И ныне» — Триоди, глас 5-й: «Зрящи Тя тварь вся...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» — Триоди, глас 4-й: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду...», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Днесь радость Благовещения…».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 4-й (дважды) и тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (единожды).

На утрени на «Бог Гос­подь» — тропарь воскрес­ный, глас 3-й (дважды). «Слава» — тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «И ныне» — тропарь праздника, глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Примечание. Полиелей совершается на средине храма.
Полиелей. Величание празника. «Ангельский собор». Ипакои гласа. Седальны праздника по 1-м и 2-м стихисловии. «Слава, и ныне» — седален праздника по полиелее, глас 4-й. Степенны — гласа. Прокимен и Евангелие — праздника. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами Богородицы...», «И ныне» — тот же припев. «Помилуй мя, Боже...», и стихира праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...». (Помазание елеем совершается после выноса Креста).
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмос единожды), Триоди на 4 и праздника на 6.
Библейские песни: «Поем Господеви...».
Примечание. Припев к тропарям Триоди: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному».
Катавасия — «Отверзу уста моя...».
По 3-й песни — кондак Кресту, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Икос, глас тот же: «Три кресты водрузи...»; седален Триоди, глас 6-й: «Крест Твой, Господи...», стих: «Возносите Господа Бога нашего...» — ин седален Триоди, глас тот же: «Днесь пророческое...». «Слава» — ин седален Триоди, глас тот же: «Токмо водрузися древо...», «И ныне» — праздника, глас 8-й: «Слово Божие...».
По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Гос­подь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» — светилен Кресту: «Крест Христов Честный...», «И ныне» — праздника: «Ангельских сил Архистратиг...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й — 4, и праздника, глас 1-й и глас 2-й — 4 (со славником: «Еже от века таинство…»), стих: «Воскресни, Господи Боже мой...», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...». «Слава» — тот же самогласен Триоди, «И ныне» — «Преблагословенна еси...». Отверзаются Царские врата.
Великое славословие поется «тихогласно». При пении славословия предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) и, приняв кадильницу, кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест, троекратно кланяется, затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает его на свою главу; при пении Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых Царских врат. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, прости». Хор поет тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив Царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...». Затем то же самое трижды поет хор, и совершается целование Креста. При этом поются особые стихиры Триоди, глас 2-й: «Приидите, вернии...» и др. Обычные ектении и отпуст: «Воскресый из мертвых, Хрис­тос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Живо­творящаго Креста, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — евангельская стихира 11-я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропари Кресту и празднику читаются попеременно. Кондаки Кресту и празднику читаются попеременно.

Литургия свт. Василия Великого.
На проскомидии заготовляются два дополнительных Агнца — для среды и пятницы.
Блаженны гласа — 4, праздника, песнь 3-я — 4 и Креста, песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь воскрес­ный, тропарь Кресту, тропарь праздника. «Слава» — кондак Кресту, «И ныне» — кондак праздника.
Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему...».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — праздника и Недели Крестопоклонной.
Вместо «Достойно» — задостойник праздника.
Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой — «четвероножец» со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: «И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну Царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября).
Такой вопрос возникает из-за установившейся со второй половины ХХ века практики, что посередине храма стоит стационарный аналой, не сдвигаемый со своего места ни при каких условиях. Это новшество не соответствует Уставу и древней практике — от взора молящихся верных христиан ничто не должно закрывать иконостас, Царские врата и священнодействия иереев и диаконов. Место аналоев с иконами: с храмовой — под местной иконой Спасителя; со святцами — под ликом Божией Матери. На праздники иконы меняются местами: праздничной отдается преимущество перед храмовой.
Аналой под икону, Крест, Евангелие, Плащаницу поставляется на средину храма только на время пения величания и прикладывания молящихся к святыне во время поклонения и помазывания, а после поставляется на свое обычное место, о чем говорится в Типиконе на праздник Воздвижения Честного Креста 14 сентября. Об этом же свидетельствуют и частные источники — чиновники Холмогорского, Новгородского и Московского Успенских Соборов. Такой порядок подтверждает и неповрежденная практика всех обителей и храмов Русской Зарубежной Церкви, большинства Поместных Церквей и греческих обителей на Афоне.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me