Православные храмы

Храм Рождества Богородицы (в «Царском Селе»)

Строительство храма началось 26 марта / 8 апреля 2008 г. Первую…

Храм великомученика Георгия Победоносца (в госпитале МВД)

Расположена на территории Центрального госпиталя МВД Украины на…

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…

Публикации

Встречать Рождество по-христиански

Всего несколько дней осталось до 7 января — того дня, когда более двух тысяч…

Святой Серафим Саровский

Божественная литургия и праздничный молебен были совершены в день празднования…

Василий Никифоров-Волгин: Отдание Пасхи

Василий Акимович Никифоров-Волгин (наст. фамилия — Никифоров) (1900–1941) —…

panihidaЕще во времена ветхозаветной Церкви молитвенное поминовение усопших считалось благочестивым и богоугодным делом. Тогда существовал обычай преломлять над умершими хлебы (Втор. 26: 14; Иер. 16: 7), раздавая их при гробах неимущим, и в случае кончины близких налагать на себя пост (1 Цар. 31: 13; 2 Цар. 1: 12, 3: 35), что, конечно, соединялось и с соответствующими молитвами. Иуда Маккавей принес жертву за воинов, умерших во грехе: они взяли военную добычу от идольских даров, которыми благочестивый не должен был осквернять рук своих. Народ обратился к Богу с молитвой о совершенном прощении их греха (2 Мак. 12: 39–45).

Господь наш Иисус Христос, благовествуя спасение, сказал саддукеям: “А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лк. 20: 37–38). Христос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми, и Сам сошел во ад, чтобы избавить души, ожидавшие Его пришествия (см.: 1 Пет. 3: 19). Смерть и погребение отныне не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими при земной жизни последних. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших.

 

Древнехристианское поминовение

В Церкви Новозаветной обычай поминать умерших к концу II — началу III вв., по удостоверению Тертуллиана и святого Киприана, установился уже твердо. С тех пор как образовалось общественное христианское богослужение, моление об усопших является его постоянной составной частью. Об этом свидетельствуют все древние Литургии, которые употреблялись или употребляются в Православной Церкви (Литургии святого Иакова, брата Господня, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова).

С особенной ясностью о поминовении усопших говорится в Постановлениях апостольских (кн. 8, гл. 12, 13, 41, 42), где мы находим как молитвы об усопших при совершении Евхаристии, так и указание на дни особенного поминовения усопших. Отцы и учители Церкви последующего времени, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его в молитвах, совершении Бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви. Оно восторжествовало над заблуждением ариан, этих новых саддукеев, отрицавших пользу молитвы для умерших.

Следует сказать и о духовном воспитательном аспекте поминальных дней. Приношения за усопших, согласно 93-му правилу IV Карфагенского Собора, не принимались от людей, имеющих вражду в сердце против ближнего, от тех, кто был обличен в тяжком преступлении, как-то: в воровстве, распутстве, притеснении ближних, а также от способствоваших распространению языческих суеверий. Об этом писали святители Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский.

 

Троицкая суббота, ее богослужение

Ближайшее общественное поминовение усопших наша Православная Церковь совершает 14 (1 ст. ст.) июня. Этот день именуется Троицкой родительской субботой. С апостольских времен перед днем Пятидесятницы поминаются все от века усопшие благочестивые праотцы, отцы и братия наши, поскольку в день Пятидесятницы родилась Церковь, спасительная миссия которой благодатно простирается и на усопших. Как было сказано, Спаситель, сошедший во ад и узы его сокрушивший, явился великим Помощником всем грешникам. Пятидесятница же — первый день открывавшегося во всей силе Царства Христова. Поэтому Церковь, молясь о соединении всех в сем Царстве, просит и о душах рабов, прежде усопших — упокоить их “в селениях праведных”, принося о них жертвы.

Последование церковной службы в этот день такое же, как в субботу мясопустную. Различие состоит в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха (Осьмогласника), помещенные в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в мясопустную субботу — песнопения Октоиха рядового гласа. (Если в Троицкую субботу случится поминовение святого с полиелеем, то служба святому переносится на четверг 7-й седмицы после Пасхи. Если же празднуется день храмового святого, то служба субботы переносится на четверг той же седмицы.)

 

“Еще молимся о упокоении душ усопших...”

Согласно православной традиции, чтобы наших близких помянули на Литургии, необходимо подать в храме записку “о упокоении” с их именами (без отчеств и фамилий). Эти записки затем относят в алтарь, и священник поминает почивших на проскомидии, то есть когда на жертвеннике из просфоры вынимаются частички за живых и усопших (затем частички полагаются в Чашу для причащения). Священнослужитель молит Господа благословить принесших эти Дары и тех, за кого они принесены. Очень важно не просто перепоручить Церкви молитву о близких людях, а принять активное участие в совместной молитве.

Церковь может молиться только о тех, кто в ней состоит. Поэтому не подают записок с именами некрещеных, неправославных, атеистов, также самоубийц, которых не поминают, как бросивших открытый вызов Богу, отвергнув самый драгоценный Его дар  — жизнь. В память о таких умерших нужно раздавать милостыню, о них можно молиться дома.

Один из видов поминальной милостыни — приношение в церковь жертвы продуктами, которые раздаются церковнослужителям и нищим. Кроме того, приносится коливо — особо приготовленная каша с медом. Она, после освящения на кануне (столик с Распятием и подсвечниками, у которого служится панихида), забирается домой на поминальную трапезу. В храме берутся просфоры — специальный хлеб, над которым молился священник за проскомидией о наших близких. Принесенные из храма кутия и просфоры после молитвы разделяются между участниками трапезы. Кстати упомнить, что на поминальной трапезе не следует употреблять спиртные напитки, чтобы благоговейное поминовение не превратилось в бесчинство. То же касается и порочной привычки возлияний на могилах с оставлением пищи для умерших. Все это отголоски языческих тризн. В Книге Сираха сказано: “Сласти, поднесенные к сомкнутым устам, то же, что снеди, поставленные на могиле” (Сир. 30: 18). Придя же на кладбище, надо хотя бы кратко помолиться. Просто помолчать, благоговея перед непостижимой Вечностью и назидая себя словами преподобного Макария Великого: “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”...

***

И в сам праздник Пятидесятницы Церковь также приносит Пресвятой Троице свои молитвы об усопших. Святитель Василий Великий, автор умилительных молитв Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в сей день благоволит принимать молитвы даже о “во аде держимых”. Ибо “Бог есть любовь” (1 Ин. 4: 8).

Подготовил Валерий Зал-Заде

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me