Православные храмы

Храм Всех святых (храмового комплекса кафедрального собора Воскресения Христова)

Храм рассчитан примерно на 300 человек и возведен, как временный,…

Храм святителя Василия Великого Кирилловского монастыря

Церковь святителя Василия Великого на территории психиатрической…

Храм Рождества Христова и храм Всех святых, в земле русской просиявших, на Сырце

По инициативе и с помощью прихожан храма святителя Михаила, первого…
Публикации

В доме скорби. Церковь и психиатрия: в поисках взаимодействия

Растленье душ и пустота, что гложет ум, и сердце ноет. Кто их излечит, Кто…

Святая Церковь — основа для нашего спасения

Господь наш Иисус Христос основал для нашего спасения одну веру и одну Святую…

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

После Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос в течение сорока дней…

Троицкая родительская суббота. “...У Него все живы” (Лк. 20:38)

panihidaЕще во времена ветхозаветной Церкви молитвенное поминовение усопших считалось благочестивым и богоугодным делом. Тогда существовал обычай преломлять над умершими хлебы (Втор. 26: 14; Иер. 16: 7), раздавая их при гробах неимущим, и в случае кончины близких налагать на себя пост (1 Цар. 31: 13; 2 Цар. 1: 12, 3: 35), что, конечно, соединялось и с соответствующими молитвами. Иуда Маккавей принес жертву за воинов, умерших во грехе: они взяли военную добычу от идольских даров, которыми благочестивый не должен был осквернять рук своих. Народ обратился к Богу с молитвой о совершенном прощении их греха (2 Мак. 12: 39–45).

Господь наш Иисус Христос, благовествуя спасение, сказал саддукеям: “А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лк. 20: 37–38). Христос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми, и Сам сошел во ад, чтобы избавить души, ожидавшие Его пришествия (см.: 1 Пет. 3: 19). Смерть и погребение отныне не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими при земной жизни последних. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших.

 

Древнехристианское поминовение

В Церкви Новозаветной обычай поминать умерших к концу II — началу III вв., по удостоверению Тертуллиана и святого Киприана, установился уже твердо. С тех пор как образовалось общественное христианское богослужение, моление об усопших является его постоянной составной частью. Об этом свидетельствуют все древние Литургии, которые употреблялись или употребляются в Православной Церкви (Литургии святого Иакова, брата Господня, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова).

С особенной ясностью о поминовении усопших говорится в Постановлениях апостольских (кн. 8, гл. 12, 13, 41, 42), где мы находим как молитвы об усопших при совершении Евхаристии, так и указание на дни особенного поминовения усопших. Отцы и учители Церкви последующего времени, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его в молитвах, совершении Бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви. Оно восторжествовало над заблуждением ариан, этих новых саддукеев, отрицавших пользу молитвы для умерших.

Следует сказать и о духовном воспитательном аспекте поминальных дней. Приношения за усопших, согласно 93-му правилу IV Карфагенского Собора, не принимались от людей, имеющих вражду в сердце против ближнего, от тех, кто был обличен в тяжком преступлении, как-то: в воровстве, распутстве, притеснении ближних, а также от способствоваших распространению языческих суеверий. Об этом писали святители Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский.

 

Троицкая суббота, ее богослужение

Ближайшее общественное поминовение усопших наша Православная Церковь совершает 14 (1 ст. ст.) июня. Этот день именуется Троицкой родительской субботой. С апостольских времен перед днем Пятидесятницы поминаются все от века усопшие благочестивые праотцы, отцы и братия наши, поскольку в день Пятидесятницы родилась Церковь, спасительная миссия которой благодатно простирается и на усопших. Как было сказано, Спаситель, сошедший во ад и узы его сокрушивший, явился великим Помощником всем грешникам. Пятидесятница же — первый день открывавшегося во всей силе Царства Христова. Поэтому Церковь, молясь о соединении всех в сем Царстве, просит и о душах рабов, прежде усопших — упокоить их “в селениях праведных”, принося о них жертвы.

Последование церковной службы в этот день такое же, как в субботу мясопустную. Различие состоит в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха (Осьмогласника), помещенные в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в мясопустную субботу — песнопения Октоиха рядового гласа. (Если в Троицкую субботу случится поминовение святого с полиелеем, то служба святому переносится на четверг 7-й седмицы после Пасхи. Если же празднуется день храмового святого, то служба субботы переносится на четверг той же седмицы.)

 

“Еще молимся о упокоении душ усопших...”

Согласно православной традиции, чтобы наших близких помянули на Литургии, необходимо подать в храме записку “о упокоении” с их именами (без отчеств и фамилий). Эти записки затем относят в алтарь, и священник поминает почивших на проскомидии, то есть когда на жертвеннике из просфоры вынимаются частички за живых и усопших (затем частички полагаются в Чашу для причащения). Священнослужитель молит Господа благословить принесших эти Дары и тех, за кого они принесены. Очень важно не просто перепоручить Церкви молитву о близких людях, а принять активное участие в совместной молитве.

Церковь может молиться только о тех, кто в ней состоит. Поэтому не подают записок с именами некрещеных, неправославных, атеистов, также самоубийц, которых не поминают, как бросивших открытый вызов Богу, отвергнув самый драгоценный Его дар  — жизнь. В память о таких умерших нужно раздавать милостыню, о них можно молиться дома.

Один из видов поминальной милостыни — приношение в церковь жертвы продуктами, которые раздаются церковнослужителям и нищим. Кроме того, приносится коливо — особо приготовленная каша с медом. Она, после освящения на кануне (столик с Распятием и подсвечниками, у которого служится панихида), забирается домой на поминальную трапезу. В храме берутся просфоры — специальный хлеб, над которым молился священник за проскомидией о наших близких. Принесенные из храма кутия и просфоры после молитвы разделяются между участниками трапезы. Кстати упомнить, что на поминальной трапезе не следует употреблять спиртные напитки, чтобы благоговейное поминовение не превратилось в бесчинство. То же касается и порочной привычки возлияний на могилах с оставлением пищи для умерших. Все это отголоски языческих тризн. В Книге Сираха сказано: “Сласти, поднесенные к сомкнутым устам, то же, что снеди, поставленные на могиле” (Сир. 30: 18). Придя же на кладбище, надо хотя бы кратко помолиться. Просто помолчать, благоговея перед непостижимой Вечностью и назидая себя словами преподобного Макария Великого: “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”...

***

И в сам праздник Пятидесятницы Церковь также приносит Пресвятой Троице свои молитвы об усопших. Святитель Василий Великий, автор умилительных молитв Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в сей день благоволит принимать молитвы даже о “во аде держимых”. Ибо “Бог есть любовь” (1 Ин. 4: 8).

Подготовил Валерий Зал-Заде

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu