Православные храмы

Храм святителя Василия Великого Кирилловского монастыря

Церковь святителя Василия Великого на территории психиатрической…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 4‑м роддоме, на Оболони)

Первый молебен отслужен в 2002 г., устав религиозной общины…
Публикации

Путь к добру. Об изучении “Христианской этики” в школе

29 июня в конференц-зале УНИАН прошла пресс-конференция представителей…

Благословен грядущий во имя Господне!

“Вербное Воскресенье” — так называют у нас в народе праздник Входа Господня в…

Психология “Новой Эры”

Сегодня широкое распространение получили чуждые Православию идеи и духовные…

«Трудом своим вся приобрете». История Сербской Православной Церкви

Mileshevskij_monastirЧасть I. От апостольских времен до середины ХVIII в.

Принятие сербами христианства

По данным археологии, территория нынешней Сербии была заселена во времена неолита, в VII тысячелетии до н. э., хотя и прежде, в эпоху древнего каменного века, палеолита, здесь временами появлялись группы первобытных охотников и собирателей. Около 3500 г. до н. э. здесь прочно обосновались полукочевые пастушеские индоевропейские племена, предки иллирийцев и фракийцев. К седьмому веку до Рождества Христова они освоили производство железа, развили довольно высокую скотоводческо-земледельческую культуру и контактировали с греческими колониями на берегах Адриатики. Ещё спустя четыре века с северо-запада вторгаются кельтские племена, основавшие поселение на месте нынешнего Белграда, а с 229 г. до н. э. начинается трёхвековая эпопея покорения Балкан Римом, которому иллирийцы и фракийцы оказали упорное сопротивление. Окончательно покорённые Римом в годы земной жизни Спасителя, они в течение последующих двух веков подверглись сильной романизации, что способствовало распространению среди этих народов христианства.

Благую Весть на Балканский полуостров принесли святые апостолы Андрей и Павел, а ученик апостола Павла Тит был послан им в Далмацию для проповеди среди иллирийцев. Сразу после издания императорами Константином и Лицинием в 313 г. Миланского эдикта были основаны Сирмийская митрополия, в юрисдикцию которой вошли такие известные города по Дунаю и его притокам, как Сингидун (ныне Белград), Эмона (ныне Любляна) и др., и Салонийская архиепископия с кафедрой в Салонах (Сплит) охватывавшая приходы римской провинции Далмации.

После разделения Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византия) нынешние сербские земли оказались в составе последней. Начавшееся тогда Великое переселение народов в последующие несколько столетий вело к частым опустошительным вторжениям готов, гуннов, а в VI веке и аваров, уничтожавших на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. Среди вассальных аварам славянских племён, вторгавшихся вместе с ними в пределы империи, были и сербы. Византийский император Ираклий (610 — 641), разбивший в 626 г. объединённую аваро-персидскую армию, чтобы окончательно изгнать аваров, заключил союз со славянскими племенами, в том числе и сербами, и поощрял их расселение на Балканах. По его просьбе папа Римский прислал священников, которые обратили в христианство многих сербов, оказавшихся таким образом в юрисдикции Западной Церкви. В 732 г. император Лев Исаврянин отнял населенную сербами восточную Иллирию у папы Григория III и переподчинил сербов Константинопольскому Патриархату. В 869 г. по просьбе одного из сербских князей — Мутимира — византийский император Василий Македонянин послал к сербам греческих священников, которые много сделали для распространения среди сербов христианства восточного обряда.

Но совершение богослужения на греческом языке было серьёзным препятствием. “Христианство у сербов утвердилось только после того, — замечает профессор К. Е. Скурат, — как святые братья Кирилл (826 — 869) и Мефодий (ок. 820 — 885) начали свою проповедь на народном — славянском — языке. Вероятно, святые братья, направляясь из Константинополя в Великую Моравию, прошли через сербские земли”. Влияние святых братьев еще более сказалось после того, как их ученики — святые Климент, Наум и др., будучи “изгнаны из Моравии, поселились в Охридском крае в Македонии. Здесь быстро начали расцветать славянская письменность и монашество, возникла и первая славянская — Величская — епархия. Первым епископом этой епархии в 893 г. стал святой Климент”.

 

Становление Сербского государства и автокефальной Церкви

Сербские земли впервые были прочно объединены в одно государство лишь в ХII в. Ненадолго возвышавшиеся ранее княжества Рашка и Дукля были вскоре завоёваны Болгарией и Византией. Новое возвышение Рашки при великом жупане (князе) Стефане Немане (1168-1196) привело в 1190 г. к независимости Сербии от Византии и утверждению династии Немановичей (правила до 1371 г.). Стефан и его жена Анна (в монашестве Анастасия), воздвигли множество храмов в Сербии и других странах и стяжали святость. В возрасте 82 лет Стефан (в монашестве Симеон) отрёкся от престола в пользу сына Стефана (перед смертью он также принял постриг), и вместе с младшим сыном, святителем Саввой, стал подвизаться на Святой Горе, основав здесь Сербский Хиландарский монастырь.

Папа Римский Гонорий III, воспользовавшись разгромом в 1204 г. крестоносцами Константинополя и образованием здесь Латинской империи, старается усилить свою власть и в Сербии. В 1217 г. он наделяет Стефана титулом “короля Сербии, Далмации и Боснии”. Обеспокоенный угрозой римского влияния, находящийся тогда в Никее Константинопольский патриарх Мануил I в 1219 году рукоположил святого Савву в сан архиепископа, признав одновременно Сербскую Православную Церковь автокефальной. “Все свои богатые дарования и силы святитель Савва посвятил устроению Сербской Церкви, — пишет профессор К. Е. Скурат. — Главной целью, которую он ставил перед собой, было утверждение Православия среди своего народа и распространение славянского просвещения. Утверждая святую православную веру и приводя в порядок церковные дела, святитель Савва открыл восемь новых епархий… В новооснованные епархии святитель Савва поставил во епископы своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы, обязав их строго соблюдать церковные каноны, ревностно проповедовать Слово Божие и благоговейно совершать богослужение на славянском языке… В жизнь сербского монашества он ввел афонские уставы, с которыми ознакомился во время своего пребывания на Святой Горе, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения”.

С целью создания неразрывного союза между Сербской Православной Церковью и Сербской державой, в праздник Вознесения Господня в 1221 г. архиепископ Савва в Жиче торжественно возложил на Стефана королевский венец. К участникам состоявшегося по этому случаю церковно-народного Собора (сановникам, областным правителям, военачальникам, епископам, игуменам, священникам), Первосвятитель обратился с речью: “Как я принял первосвятительскую власть и был поставлен во главе Сербской Церкви, так и он, который по милости Божией управляет вами, должен быть коронован королевским венцом в честь, славу и похвалу вашу”.

 

“Золотой век” сербской государственности. Печский патриархат

Несмотря на длительный период усобиц, наступивший после смерти в 1224 г. короля Стефана Первовенчанного, сербское феодальное государство продолжало укрепляться на протяжении последующих полутора веков. Подъём сельскохозяйственного производства, ремесла, горного дела, торговли обусловил растущую мощь сербских королей. В 1282 г. Стефан Урош II Милутин завоевал территорию Македонии и сделал Скопье своей столицей. В 1330 году в Велбуждской битве сербы, разгромив Болгарию, положили конец болгарской гегемонии на Балканах. Стефан Душан по прозвищу “Сильный” (1331–55) расширил пределы своих владений до Адриатики вплоть до Патрского залива и Эгейского моря, приняв в 1346 г. титул “царя сербов и ромеев”. Тогда же на церковном Соборе в Скопье Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Некоторые епархии (Зетская, Призренская, Рашская, Скопийская) были переименованы в митрополии. Первым Сербским патриархом стал Иоанникий II (1338–46, †1354). Патриаршая резиденция размещалась в Печском монастыре (Метохия). “Законник” Стефана Душана, принятый три года спустя на Соборе высшего духовенства и феодальной знати в Скопье, приспособил византийское право к сербским реалиям.

В этот период активно основывались монастыри и храмы (в ХIII в.: Милешевский, Печский, Морачский; в ХIV в.: Дечаны, Грачаница), развивалось духовное образование. Среди сербских архиепископов, в основном хиландарских воспитанников, было немало талантливых церковных писателей. Святитель Никодим (1317–24) написал второй Типик, а перу Даниила II (1324—37) принадлежит “Жизнь кралей и архиепископов Сербских”.

Провозглашение Печской патриархии вызвало конфликт с Константинопольским патриархом Каллистом. В то время как Тырновский патриарх Симеон и Охридский архиепископ (в то время подданный сербского короля) признали ее, Каллист под предлогом, что Стефан Душан будто бы являлся единомышленником Западной Церкви, не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 г. наложил на нее анафему. Только через двадцать два года, уступая настоянию афонского сербского монаха Исаии, Константинопольский патриарх анафему снял “при одном условием, чтобы, в случае если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменили митрополитов, как и повелевают соборные правила”.

Могущественная держава Стефана Душана распалась вскоре после его смерти. Этим сразу воспользовался венгерский король Людовик Анжуйский, при активной поддержке папского престола захвативший северные сербские земли, а с юга начал надвигаться новый грозный противник — турки-османы. В знаменитой битве на Косовом поле 15 июня 1389 г. объединённые силы сербов и боснийцев во главе с сербским князем Лазарем, несмотря на героизм и самоотверженность, потерпели поражение от превосходящих сил султана Мурада I. Косовская битва запечатлена в прекрасных произведениях народного героического эпоса. Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 г. была включена в её состав. Относительную самостоятельность сохранила в упорной борьбе лишь маленькая Черногория.

 

Сербская Церковь во времена османского ига

С распадом Сербского государства на землях, входивших ранее в его состав, жизнь Православной Церк­ви получила свое региональное своеобразие.

В 1485 г. черногорский князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. На время прекратила свое существование и Печская патриархия: она была подчинена архиепископу в Охриде. Её удалось восстановить лишь в XVI в. Патриархом был избран Макарий Соколович (1557—1571, †1574).

“Обновлению Патриархии много содействовал великий визирь Мехмед Соколович, брат Патриарха, по национальности серб, — пишет профессор К. Е. Скурат. — …Мехмед Соколович был женат на дочери султана и в продолжение 15 лет пользовался властью в Турецкой империи. Отвезенный в турецкое рабство ребенком, он попал ко двору Солимана, (султана Сулеймана Кануни, “Великолепного”. — В. М.), где благодаря своим дарованиям был замечен и назначен губернатором Румелии. В этом звании он участвовал в различных боях и морских сражениях. В 1572 г. при помощи искусных дипломатических переговоров он отклонил грозившую Турции большую опасность от союза папы Римского с Испанией и Венгрией. Эти заслуги и выдвинули его на пост великого визиря. Примечательно, что хотя Мехмед оставался правоверным мусульманином, но никогда не забывал о своем сербском — православном — происхождении”.

Не в пример тем, кто, пытаясь облегчить свою участь, принимал ислам и забывал о корнях, а таких на Балканах было немало.

Османское иго в сербских землях было очень тяжелым. Постоянное унижение по национальному и религиозному признаку со стороны завоевателей стало правилом. Православные сербы платили большие подати, должны были содержать турецкие войска, сто дней в году работали на местного пашу. Лишь в конце XVII в. бесплатный труд на пашу был заменен ежегодным сбором денег с немусульман. Особенно тяжелой была для православных сербов “дань кровью” — отбор мальчиков для воспитания из них янычар.

Мужественные и гордые сербы не могли мириться с таким бесправным положением. Путь принятия ислама для подавляющего большинства из них был неприемлем. Особенно много в направлении освобождения своего народа от турецкого ига потрудился Патриарх Иоанн (1592–1614). Важным центром освободительного движения было Милешево, где находились мощи святителя Саввы. Опасаясь восстания сербов во время войны с Габсбургами, Синан-паша 27 апреля 1594 г. сжёг на горе Врачар в Белграде святые мощи великого национального деятеля и Первосвятителя. Восстание сербов было подавлено, как и три года спустя.

В 1683 г. турки были разбиты под Веной польским королем Яном Собеским при важнейшей роли православных украинских казаков. Побежденные стали вымещать свою ярость на сербах. Начались варварские разрушения православных церквей и монастырей. Император Священной Римской империи Леопольд I призвал все порабощенные народы к восстанию против общего врага. Сербы под водительством патриарха Арсения III (1674–1690, †1706) немедленно откликнулись на этот зов. Однако Габсбургские войска были разбиты турками, и патриарх Арсений вынужден был вслед за ними с 40 тыс. семей (более полумиллиона человек) оставить Печ и перейти в Славонию, где в последствии организовался новый центр церковной жизни. Сербская митрополичья кафедра в габсбургских владениях с 1730-х гг. обосновалась в Сремских Карловцах. В следующем столетии на Печскую патриархию обрушились новые удары. На ее патриарший престол назначались греки, не заботившиеся о развитии сербской культуры. Наконец, по настоянию Константинопольского патриарха Самуила, в 1766 г. султан Мустафа III подчинил Печскую патриархию Константинополю и низвел ее до ранга митрополии. Патриархия в Сербии была восстановлена лишь полтора столетия спустя.

Владимир Моисеенко

Продолжение

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu