Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храм святителя Николая Мирликийского (Северное кладбище)

Отпевание проходит в ритуальном зале кладбища.
Адвокат по делам дтп
Профессионализм наших адвокатов - гарантия успеха в деле о ДТП! Звоните
kapartner.ru
Мужской трикотаж
Сеть магазинов мужской одежды. Магазин мужской одежды
ast-store.ru

Публикации

Священное Писание о посте

Пост был заповедан Господом Богом еще праотцу Адаму в Раю: “И заповедал Господь…

“Тісна та дорога і вузькі двері, що ведуть до життя... ”

В наш час люди звертають дуже велику увагу на своє тіло, а душа людини…

Молитва домашняя и молитва в храме

Вот что рассказал один благочестивый воин о своем хорошем знакомом купце. Это…

Mileshevskij_monastirЧасть I. От апостольских времен до середины ХVIII в.

Принятие сербами христианства

По данным археологии, территория нынешней Сербии была заселена во времена неолита, в VII тысячелетии до н. э., хотя и прежде, в эпоху древнего каменного века, палеолита, здесь временами появлялись группы первобытных охотников и собирателей. Около 3500 г. до н. э. здесь прочно обосновались полукочевые пастушеские индоевропейские племена, предки иллирийцев и фракийцев. К седьмому веку до Рождества Христова они освоили производство железа, развили довольно высокую скотоводческо-земледельческую культуру и контактировали с греческими колониями на берегах Адриатики. Ещё спустя четыре века с северо-запада вторгаются кельтские племена, основавшие поселение на месте нынешнего Белграда, а с 229 г. до н. э. начинается трёхвековая эпопея покорения Балкан Римом, которому иллирийцы и фракийцы оказали упорное сопротивление. Окончательно покорённые Римом в годы земной жизни Спасителя, они в течение последующих двух веков подверглись сильной романизации, что способствовало распространению среди этих народов христианства.

Благую Весть на Балканский полуостров принесли святые апостолы Андрей и Павел, а ученик апостола Павла Тит был послан им в Далмацию для проповеди среди иллирийцев. Сразу после издания императорами Константином и Лицинием в 313 г. Миланского эдикта были основаны Сирмийская митрополия, в юрисдикцию которой вошли такие известные города по Дунаю и его притокам, как Сингидун (ныне Белград), Эмона (ныне Любляна) и др., и Салонийская архиепископия с кафедрой в Салонах (Сплит) охватывавшая приходы римской провинции Далмации.

После разделения Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византия) нынешние сербские земли оказались в составе последней. Начавшееся тогда Великое переселение народов в последующие несколько столетий вело к частым опустошительным вторжениям готов, гуннов, а в VI веке и аваров, уничтожавших на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. Среди вассальных аварам славянских племён, вторгавшихся вместе с ними в пределы империи, были и сербы. Византийский император Ираклий (610 — 641), разбивший в 626 г. объединённую аваро-персидскую армию, чтобы окончательно изгнать аваров, заключил союз со славянскими племенами, в том числе и сербами, и поощрял их расселение на Балканах. По его просьбе папа Римский прислал священников, которые обратили в христианство многих сербов, оказавшихся таким образом в юрисдикции Западной Церкви. В 732 г. император Лев Исаврянин отнял населенную сербами восточную Иллирию у папы Григория III и переподчинил сербов Константинопольскому Патриархату. В 869 г. по просьбе одного из сербских князей — Мутимира — византийский император Василий Македонянин послал к сербам греческих священников, которые много сделали для распространения среди сербов христианства восточного обряда.

Но совершение богослужения на греческом языке было серьёзным препятствием. “Христианство у сербов утвердилось только после того, — замечает профессор К. Е. Скурат, — как святые братья Кирилл (826 — 869) и Мефодий (ок. 820 — 885) начали свою проповедь на народном — славянском — языке. Вероятно, святые братья, направляясь из Константинополя в Великую Моравию, прошли через сербские земли”. Влияние святых братьев еще более сказалось после того, как их ученики — святые Климент, Наум и др., будучи “изгнаны из Моравии, поселились в Охридском крае в Македонии. Здесь быстро начали расцветать славянская письменность и монашество, возникла и первая славянская — Величская — епархия. Первым епископом этой епархии в 893 г. стал святой Климент”.

 

Становление Сербского государства и автокефальной Церкви

Сербские земли впервые были прочно объединены в одно государство лишь в ХII в. Ненадолго возвышавшиеся ранее княжества Рашка и Дукля были вскоре завоёваны Болгарией и Византией. Новое возвышение Рашки при великом жупане (князе) Стефане Немане (1168-1196) привело в 1190 г. к независимости Сербии от Византии и утверждению династии Немановичей (правила до 1371 г.). Стефан и его жена Анна (в монашестве Анастасия), воздвигли множество храмов в Сербии и других странах и стяжали святость. В возрасте 82 лет Стефан (в монашестве Симеон) отрёкся от престола в пользу сына Стефана (перед смертью он также принял постриг), и вместе с младшим сыном, святителем Саввой, стал подвизаться на Святой Горе, основав здесь Сербский Хиландарский монастырь.

Папа Римский Гонорий III, воспользовавшись разгромом в 1204 г. крестоносцами Константинополя и образованием здесь Латинской империи, старается усилить свою власть и в Сербии. В 1217 г. он наделяет Стефана титулом “короля Сербии, Далмации и Боснии”. Обеспокоенный угрозой римского влияния, находящийся тогда в Никее Константинопольский патриарх Мануил I в 1219 году рукоположил святого Савву в сан архиепископа, признав одновременно Сербскую Православную Церковь автокефальной. “Все свои богатые дарования и силы святитель Савва посвятил устроению Сербской Церкви, — пишет профессор К. Е. Скурат. — Главной целью, которую он ставил перед собой, было утверждение Православия среди своего народа и распространение славянского просвещения. Утверждая святую православную веру и приводя в порядок церковные дела, святитель Савва открыл восемь новых епархий… В новооснованные епархии святитель Савва поставил во епископы своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы, обязав их строго соблюдать церковные каноны, ревностно проповедовать Слово Божие и благоговейно совершать богослужение на славянском языке… В жизнь сербского монашества он ввел афонские уставы, с которыми ознакомился во время своего пребывания на Святой Горе, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения”.

С целью создания неразрывного союза между Сербской Православной Церковью и Сербской державой, в праздник Вознесения Господня в 1221 г. архиепископ Савва в Жиче торжественно возложил на Стефана королевский венец. К участникам состоявшегося по этому случаю церковно-народного Собора (сановникам, областным правителям, военачальникам, епископам, игуменам, священникам), Первосвятитель обратился с речью: “Как я принял первосвятительскую власть и был поставлен во главе Сербской Церкви, так и он, который по милости Божией управляет вами, должен быть коронован королевским венцом в честь, славу и похвалу вашу”.

 

“Золотой век” сербской государственности. Печский патриархат

Несмотря на длительный период усобиц, наступивший после смерти в 1224 г. короля Стефана Первовенчанного, сербское феодальное государство продолжало укрепляться на протяжении последующих полутора веков. Подъём сельскохозяйственного производства, ремесла, горного дела, торговли обусловил растущую мощь сербских королей. В 1282 г. Стефан Урош II Милутин завоевал территорию Македонии и сделал Скопье своей столицей. В 1330 году в Велбуждской битве сербы, разгромив Болгарию, положили конец болгарской гегемонии на Балканах. Стефан Душан по прозвищу “Сильный” (1331–55) расширил пределы своих владений до Адриатики вплоть до Патрского залива и Эгейского моря, приняв в 1346 г. титул “царя сербов и ромеев”. Тогда же на церковном Соборе в Скопье Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Некоторые епархии (Зетская, Призренская, Рашская, Скопийская) были переименованы в митрополии. Первым Сербским патриархом стал Иоанникий II (1338–46, †1354). Патриаршая резиденция размещалась в Печском монастыре (Метохия). “Законник” Стефана Душана, принятый три года спустя на Соборе высшего духовенства и феодальной знати в Скопье, приспособил византийское право к сербским реалиям.

В этот период активно основывались монастыри и храмы (в ХIII в.: Милешевский, Печский, Морачский; в ХIV в.: Дечаны, Грачаница), развивалось духовное образование. Среди сербских архиепископов, в основном хиландарских воспитанников, было немало талантливых церковных писателей. Святитель Никодим (1317–24) написал второй Типик, а перу Даниила II (1324—37) принадлежит “Жизнь кралей и архиепископов Сербских”.

Провозглашение Печской патриархии вызвало конфликт с Константинопольским патриархом Каллистом. В то время как Тырновский патриарх Симеон и Охридский архиепископ (в то время подданный сербского короля) признали ее, Каллист под предлогом, что Стефан Душан будто бы являлся единомышленником Западной Церкви, не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 г. наложил на нее анафему. Только через двадцать два года, уступая настоянию афонского сербского монаха Исаии, Константинопольский патриарх анафему снял “при одном условием, чтобы, в случае если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменили митрополитов, как и повелевают соборные правила”.

Могущественная держава Стефана Душана распалась вскоре после его смерти. Этим сразу воспользовался венгерский король Людовик Анжуйский, при активной поддержке папского престола захвативший северные сербские земли, а с юга начал надвигаться новый грозный противник — турки-османы. В знаменитой битве на Косовом поле 15 июня 1389 г. объединённые силы сербов и боснийцев во главе с сербским князем Лазарем, несмотря на героизм и самоотверженность, потерпели поражение от превосходящих сил султана Мурада I. Косовская битва запечатлена в прекрасных произведениях народного героического эпоса. Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 г. была включена в её состав. Относительную самостоятельность сохранила в упорной борьбе лишь маленькая Черногория.

 

Сербская Церковь во времена османского ига

С распадом Сербского государства на землях, входивших ранее в его состав, жизнь Православной Церк­ви получила свое региональное своеобразие.

В 1485 г. черногорский князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. На время прекратила свое существование и Печская патриархия: она была подчинена архиепископу в Охриде. Её удалось восстановить лишь в XVI в. Патриархом был избран Макарий Соколович (1557—1571, †1574).

“Обновлению Патриархии много содействовал великий визирь Мехмед Соколович, брат Патриарха, по национальности серб, — пишет профессор К. Е. Скурат. — …Мехмед Соколович был женат на дочери султана и в продолжение 15 лет пользовался властью в Турецкой империи. Отвезенный в турецкое рабство ребенком, он попал ко двору Солимана, (султана Сулеймана Кануни, “Великолепного”. — В. М.), где благодаря своим дарованиям был замечен и назначен губернатором Румелии. В этом звании он участвовал в различных боях и морских сражениях. В 1572 г. при помощи искусных дипломатических переговоров он отклонил грозившую Турции большую опасность от союза папы Римского с Испанией и Венгрией. Эти заслуги и выдвинули его на пост великого визиря. Примечательно, что хотя Мехмед оставался правоверным мусульманином, но никогда не забывал о своем сербском — православном — происхождении”.

Не в пример тем, кто, пытаясь облегчить свою участь, принимал ислам и забывал о корнях, а таких на Балканах было немало.

Османское иго в сербских землях было очень тяжелым. Постоянное унижение по национальному и религиозному признаку со стороны завоевателей стало правилом. Православные сербы платили большие подати, должны были содержать турецкие войска, сто дней в году работали на местного пашу. Лишь в конце XVII в. бесплатный труд на пашу был заменен ежегодным сбором денег с немусульман. Особенно тяжелой была для православных сербов “дань кровью” — отбор мальчиков для воспитания из них янычар.

Мужественные и гордые сербы не могли мириться с таким бесправным положением. Путь принятия ислама для подавляющего большинства из них был неприемлем. Особенно много в направлении освобождения своего народа от турецкого ига потрудился Патриарх Иоанн (1592–1614). Важным центром освободительного движения было Милешево, где находились мощи святителя Саввы. Опасаясь восстания сербов во время войны с Габсбургами, Синан-паша 27 апреля 1594 г. сжёг на горе Врачар в Белграде святые мощи великого национального деятеля и Первосвятителя. Восстание сербов было подавлено, как и три года спустя.

В 1683 г. турки были разбиты под Веной польским королем Яном Собеским при важнейшей роли православных украинских казаков. Побежденные стали вымещать свою ярость на сербах. Начались варварские разрушения православных церквей и монастырей. Император Священной Римской империи Леопольд I призвал все порабощенные народы к восстанию против общего врага. Сербы под водительством патриарха Арсения III (1674–1690, †1706) немедленно откликнулись на этот зов. Однако Габсбургские войска были разбиты турками, и патриарх Арсений вынужден был вслед за ними с 40 тыс. семей (более полумиллиона человек) оставить Печ и перейти в Славонию, где в последствии организовался новый центр церковной жизни. Сербская митрополичья кафедра в габсбургских владениях с 1730-х гг. обосновалась в Сремских Карловцах. В следующем столетии на Печскую патриархию обрушились новые удары. На ее патриарший престол назначались греки, не заботившиеся о развитии сербской культуры. Наконец, по настоянию Константинопольского патриарха Самуила, в 1766 г. султан Мустафа III подчинил Печскую патриархию Константинополю и низвел ее до ранга митрополии. Патриархия в Сербии была восстановлена лишь полтора столетия спустя.

Владимир Моисеенко

Продолжение

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me