Православные храмы

Храм Явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы

Храм открыт в 2013 году и в этом же году совершена первая…

Храм преподобного Романа Сладкопевца (при поликлинике больницы № 11 Голосеевского района)

Больничная часовня, ныне превращена в церковь. Находится во дворе…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бабьем Яру

Впервые название «Бабий Яр» упоминается в 1401 году. Владелица…
Публикации

Бессмертие

Религиозное сознание воспринимает воскресение Христа прежде всего как чудо,…

Гарри Поттер. Православный взгляд

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой…

7 марта ст.ст. / 20 марта н.ст.

Среда 1-й седмицы. Сщмчч. Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия и других, в Херсонесе епископствовавших.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 5 марта.

Утреня совершается, как указано в понедельник. Особенности: к первому Троичному тропарю окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи».
Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я.
По первой кафизме — седальны Октоиха, в т. ч. мученичен с припевом: «Дивен Бог во святых Своих…», поскольку по шестой песни канона будет читаться кондак рядовому святому.
На великопостной утрени три канона — из Минеи и два трипеснца из Триоди.
Трипеснец состоит из 3-й, 8-й и 9-й песней.
Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и первый стих (на 4): «Гос­подь, царствуяй веки…». Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи.
Певцы: «И наведе на ня Гос­подь…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен канона Минеи.
2-я песнь не стихословится.
3-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник (поскольку соединяется с трипеснцем):
Песнь 3-я: библейская песнь стихословится по Ирмологию от стиха «Утвердися сердце мое…» до «Лук сильных изнеможе…».
После стиха «Лук сильных изнеможе…» поется ирмос первого канона Минеи.
Певцы — «Исполнении хлебов…». Чтец — 1-й тропарь канона Минеи.
Певцы — «Яко неплоды роди…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы — «Гос­подь мертвит и живит…». Чтец — 2-й тропарь канона Минеи.
Певцы — «Гос­подь убожит…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы — «Посади его…». Чтец — Богородичен канона Минеи.
Певцы — «Даяй молитву молящемуся…». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.
Певцы — стих: «Яко не укрепляется…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы — стих: «Да не хвалится премудрый…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы — стих: «Но о сем да хвалится…». Чтец — Богородичен первого канона Триоди.
Певцы — стих: «Гос­подь взыде на Небеса…». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы — стих: «И даст крепость…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен трипес­нца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы — ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Утверди нас…».
По 3-й песни — седален священномученикам, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4-я (из Минеи). Певцы — ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Гос­подь Бог мой — сила моя…». Чтец — 1-й тропарь и 2-й тропарь за один.
Певцы — стих: «И на высокая возводит…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 4-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 5-я (из Минеи). Певцы — ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы — стих: «Роса бо, яже от Тебе…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так: сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Хранящии суетная…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы — стих: «Аз же со гласом хваления…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы — ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию.
По 6-й песни — кондак священномученикам, глас 2-й (мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии).
Песнь 7-я (из Минеи). Певцы — ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы: «Благословен еси на тверди…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 8-я поется, как в понедельник. Хор или чтец читает подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благословите вся дела Господня…» и до: «Благословите, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, росы и иней…». Чтец — 1-й тропарь Минеи.
Певцы: «Благословите, сланы…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы: «Благословите, свет и тьма…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благослови, земля…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Благословите, источницы…». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя…». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благословите, сынове…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословите, священницы…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Благословите, дуси…». Чтец — Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Благословите, Анания, Азария и Мисаил…». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Благословите, апостоли…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы: «Хвалим, благословим…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «В купине Моисею…».
На 9-й песни обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев).
Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благословен Гос­подь Бог Израилев…». Чтец — 1-й тропарь из канона Минеи.
Певцы — стих: «И воздвиже рог спасения нам…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы: «Якоже глагола…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Спасение от враг…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Сотворите милость…». Чтец — Богородичен канона Минеи.
Певцы: «Клятву, еюже клятся…». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца.
Певцы: «Служити Ему…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «И ты, отроча…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Дати разум…». Чтец — Богородичен.
Певцы: «В нихже посети нас…». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Направити ноги наша…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — последний тропарь трипеснца.
Певцы — ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Чистую и Пречистую…».
«Достойно есть». Светильны Триоди. К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя».
Хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Что зримое видение…». Прочее — как в понедельник.
Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются, как в понедельник.
На 1-м часе — кафизма 2-я; на 3-м часе — кафизма 3-я; на 6-м часе — кафизма 4-я; на 9-м часе — кафизма 5-я.
На 6-м часе 1-й прокимен, глас 4-й: «Исповемся Тебе, Гос­поди…»; стих: «Возвеселюся и возрадуюся…». 2-й прокимен, глас 6-й: «Праведен Гос­подь, и правды возлюби…»; стих: «На Господа уповах…».
Изобразительны. Подробное изложение порядка изобразительных см. 5 марта.
В храме Господском — кондак дня, кондак священномученикам. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…», а кондак храма опускается.
Кондаки в храме Богородицы и святого — в том же порядке, что и в понедельник.

Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров)

После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами чтец: Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12) и молитву: «Всесвятая Троице…». Иерей совершает отпуст на солее при закрытых Царских вратах. Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» (до середины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (земной поклон). Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст: «Хрис­тос, Истинный Бог наш…». Певцы — «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. И­ерей возвращается в алтарь.

Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров

Примечание. В Служебнике указания относительно чина Литургии Преждеосвященных Даров находятся в трех главах. При этом некоторые действия вошли в практику без записи. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан вновь отредактированный «Чин Божественныя литургии Преждеосвященных», где указания Служебника изложены в последовательном порядке и восполнены всем, что вошло в практику по обычаю. В указаниях при изложении порядка Литургии учтены особенности этого издания.
Перед Литургией Преждеосвященных Даров входные молитвы совершаются так: с началом пения «Во Царствии Твоем…» отверзается завеса; священник и диакон боковыми вратами выходят из алтаря к Царским вратам и, сотворив перед ними три поясных поклона, совершают обычное начало и прочее последование входных молитв. Затем отходят к иконе Спасителя, читая тропарь: «Пречистому образу Твоему…», полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон. В таком же порядке они кланяются и целуют икону Богородицы, читая тропарь: «Милосердия сущи…». Также кланяются и целуют иконы храма и праздника (если есть). (В составе входных молитв — те же молитвы, что и на полной Литургии, за исключением: «Господи, ниспосли руку Твою…», в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Безкровной Жертвы.) По поклонении святым иконам священник и диакон, став пред Царскими вратами, читают: «Ослаби, остави…» и полагают один земной поклон. Посем, обратившись к народу, кланяются в пояс, испрашивая прощения, и входят в алтарь с молитвой: «Вниду в дом Твой…». По входе в алтарь священнослужители дважды поклоняются перед святым престолом до земли, целуют престол, Крест на нем и Евангелие и, совершив третье поклонение, кланяются друг другу, а затем облачаются в священные одежды; молитвы на облачение не читаются. Иерей благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней Крест и произносит тихо: «Господу помолимся», «Господи, помилуй». Отпуст изобразительных (см. выше) на солее, затем иерей возвращается в алтарь.
Иерей с диаконом совершают три малых поклона перед святым престолом и молятся: «Боже, очисти мя, грешнаго». Диакон молча принимает благословение от иерея, исходит северными дверьми на солею и, помолившись, возглашает: «Благослови, владыко». Иерей, стоя перед престолом и творя крест Евангелием, произносит начальный возглас: «Благословенно Царство…». Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и псалом 103-й. Во время чтения псалма священник читает «откровенною главою» перед Царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й: «Немолчными песньми…». Три первые молитвы здесь не читаются, так как они будут прочитаны позднее.
По исполнении псалма — ектения великая. Певцы поют: «Господи, помилуй» великопостным распевом. Во время ектении священник читает (тайно) молитву 1-го антифона (1-ю светильничную молитву): «Господи Щедрый и Милостивый…». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко подобает Тебе всякая слава…». Кафизма 18-я. Особенность стихословия состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы на вечерне Преждеосвященной Литургии положена малая ектения.
Во время 1-го антифона иерей переставляет Евангелие, лежащее на святом антиминсе, на правую сторону престола, раскрывает антиминс и поставляет на него дискос, открывает стоящую на горнем месте престола дарохранительницу и, совершив с диаконом земной поклон (в некоторых храмах — два земных поклона), полагает со благоговением Преждеосвященный Агнец на дискос с помощью копия и лжицы, после чего творит земной поклон. К этому времени чтец заканчивает первый антифон: «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). Диакон произносит малую ектению, во время которой священник в алтаре читает (тайно) молитву 2-го антифона (2-ю светильничную молитву): «Господи, да не яростию Твоею…». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко Твоя держава…». Певцы: «Аминь». Чтец — 2-й антифон кафизмы.
Во время 2-го антифона совершается каждение Святого Агнца, находящегося на престоле. По возгласе: «Яко Твоя держава…» иерей и диакон земно поклоняются пред Святыми Дарами; затем иерей с кадилом, диакон со свечой трижды совершают каждение вокруг престола. По окончании каждения оба вновь поклоняются пред Святыми Дарами. Диакон произносит малую ектению, во время которой иерей читает (тайно) молитву 3-го антифона (3-ю светильничную молитву): «Господи Боже наш…». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец…». Певцы: «Аминь». Чтец — 3-й антифон кафизмы.
Во время 3-го антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник. Иерей творит земной поклон перед Святыми Дарами (в некоторых храмах — два земных поклона), затем, держа дискос близ чела, в предшествии диакона со свечой в левой руке и кадилом в правой, переносит дискос на жертвенник, идя через горнее место. В это время все молящиеся в алтаре становятся на колени. Иерей у жертвенника вливает в потир вино с водой, кадит сначала звездицу, ставит ее на дискос, затем кадит малые покровцы, покрывает ими, как обычно, дискос и потир. Потом, окадив большой воздух, покрывает им дискос и потир вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв. При каждом священнодействии иерей произносит только: «Господу помолимся», «Господи, помилуй». После покрытия воздухом священных сосудов иерей произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Диакон поставляет возжженную свечу на жертвенник перед Святыми Дарами и глаголет: «Аминь». Иерей кадит Святые Дары и творит земной поклон.
По перенесении Святых Даров на жертвенник диакон произносит малую ектению, а иерей возвращается к престолу, складывает антиминс и снова возлагает на него Евангелие и по окончании ектении возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати…». Певцы: «Аминь».
После кафизмы поется «Господи, воззвах». Стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 2-й и глас 5-й — 6, и Минеи, глас глас 1-й (с 8 марта, прп. Феофилакту) — 4. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма.
При пении последней стихиры на «И ныне» открываются Царские врата и совершается вход с кадилом. Если на Преждеосвященной Литургии полагается чтение Евангелия (например, 24 февраля, 9 марта, в храмовый или полиелейный праздник, в первые три дня Страстной седмицы), то вход совершается с Евангелием.
Диакон: «Премудрость, прости». «Свете Тихий». Прокимен Триоди (по обычному чину), и читается первая паримия (Царские врата затворяются). По окончании паримии диакон: «Вонмем», Царские врата отверзаются. Поется второй прокимен Триоди. По исполнении его диакон возглашает: «Повелите». (Священник при служении без диакона слово «Повелите» не произносит). Иерей, взяв обеими руками кадило и свещник со свечой, стоя лицом к престолу, начертывает ими над Евангелием знак Креста и произносит велегласно: «Премудрость, прости». После этого, обратясь на запад, к народу, он воздвигает свечу с кадилом и возглашает: «Свет Христов просвещает всех». (В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом — Светом истины, преклоняются до земли.) Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Читается вторая паримия Триоди, Царские врата затворяются. По окончании паримии Царские врата, по обычаю, отверзаются. Иерей, благословляя чтеца, произносит: «Мир ти». Диакон: «Премудрость». И следует пение стихов великого прокимна: «Да исправится молитва моя…».
Примечание. «Да исправится молитва моя…» — древний великий прокимен великопостных торжественных служб. Поэтому Устав указывает чтецу, в отличие от паримийных прокимнов, не произносить его, а петь (схема исполнения такая же, как и у всех великих прокимнов).
И по исполнении паримий, глаголет иерей: «Мир ти». И диакон: «Премудрость». Чтец: «Да исправится молитва моя». Тогда праваго и леваго лика обе страны и предстоящий народ во всей церкви стоят на коленах молящеся. И по пении чтеца, 1-й лик поет тойжде: «Да исправится молитва моя»: И чтец, и другая страна лика, и предстоящий народ стоят на коленах, дондеже пропоют. Таже чтец поет 1-й стих: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя»: И по пропетии стиха, поет 2-й лик: «Да исправится молитва моя»: Тогда чтец и 1-й лик, и тоя страны предстоящий народ припадают на колена: Таже чтец поет 2-й стих: «Положи, Господи, хранение»: И 1-й лик паки поет: «Да исправится молитва моя»: И чтец, и 2-й лик, и предстоящий народ паки преклоняют колена. И паки чтец поет 3-й стих: «Не уклони сердце мое»: и 2-й лик поет: «Да исправится молитва моя»: И преклоняет колена чтец и 1-й лик, и народ. И паки чтец поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». И тогда оба лика, и во церкви предстоящий весь народ припадают на колена и стоят, дондеже чтец поет. И воставше, допевают на клиросе: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя». И по исполнении творим поклоны 3 (Типикон, гл. 49-я, в среду 1-й седмицы вечера).
Чтец, стоя перед Царскими вратами, поет избранные стихи 140-го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». В это время, согласно современной практике, все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания всех четырех стихов. Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и тоже поют: «Да исправится молитва моя…» и затем опять становятся на колени. Чтец же всегда становится на колени во время пения хора. В таком порядке чтецом поются еще три стиха: «Господи, воззвах…», «Положи, Гос­поди…» и «Не уклони сердце мое…», певцы после каждого из них поют: «Да исправится…». Затем чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают с колен, и певцы допевают: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя».
Иерей во время пения этих стихов, стоя перед престолом, совершает каждение (все сослужащие священники стоят на коленях). При пении на клиросе «Да исправится…» после стиха: «Не уклони сердце…» иерей переходит к жертвеннику и кадит перед жертвенником. Затем отдает кадило диакону и, благоговейно поклонившись святыне (поясной поклон), отходит к престолу. При заключительном пении «Да исправится…» предстоятель преклоняет колена и повергается ниц пред престолом, а диакон продолжает кадить Святые Дары до окончания пения.
По окончании пения «Да исправится молитва моя…» иерей по обычаю произносит молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Вслед за молитвой — прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие, если положено по Уставу. Если же нет Апостола и Евангелия, Царские врата затворяются. Ектения «Рцем вси…», и затем совершается прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.
На пение «Ныне Силы Небесныя…» отверзаются Царские врата. Диакон кадит святой алтарь, а также священников и диаконов, при этом иконостас и молящихся диакон не кадит. При совершении каждения диакон тайно читает 50-й псалом. Затем иерей, стоя с диаконом перед престолом, воздевает руки горе и молится: «Ныне Силы Небесныя…» (трижды), и целует престол. Потом идет к жертвеннику, трижды кланяется со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго», трижды кадит Святые Дары и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо воздух. Сам же правой рукой приемлет дискос и держит его на уровне чела, в левую руку берет потир (держит его «при персех») и переносит Святые Дары с жертвенника на престол, исходя северными дверьми и входя в алтарь Царскими вратами. Диакон предшествует священнику, идя лицом к Святым Дарам, «с кадильницею точию» и кадит часто (перед диаконом, как и на полной Литургии, идут свещеносцы). Никаких остановок на солее и поминовений не бывает. При прохождении иерея через солею все молящиеся повергаются ниц. По входе в алтарь иерей поставляет Святые Дары на антиминсе. Молящиеся встают, певцы поют: «Верою и любовию приступим…». Иерей отлагает покровцы, покрывает воздухом (предварительно окадив его) Святые Дары и кадит их. При священнодействиях ничего не произносится. Диакон молча принимает благословение от иерея.
По окончании пения «Верою и любовию…» полагаются три великих поклона. При этом иерей произносит (в алтаре) молитву прп. Ефрема Сирина (в Типиконе нет указаний на произношение в этом месте службы молитвы прп. Ефрема Сирина, но обычай чтения ее очень распространен). Царские врата затворяются, завеса закрывается наполовину. Диакон произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу…». Возглас: «И сподоби нас, Владыко…». Певцы: «Отче наш…». Иерей: «Яко Твое есть Царство…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благодатию и щедротами…». Певцы: «Аминь» (протяжно). Закрывается полностью завеса Царских врат. Диакон: «Вонмем». Иерей влагает правую руку под воздух, «со благоговением и страхом» прикасаясь к Святому Агнцу, и возглашает: «Преждеосвященная Святая святым». Певцы: «Един Свят…» и запричастный стих: «Вкусите и видите, яко Благ Гос­подь», «Аллилуиа» (трижды). Если читались Апостол и Евангелие святому, то поется и причастен его.
Иерей отлагает воздух и снимает звездицу. Диакон входит в алтарь и произносит: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник: «Раздробляется и разделяется…», — раздробляет Святой Агнец и влагает частицу в потир, ничего не произнося. Теплота благословляется и вливается в потир тоже в молчании. Иерей и диакон причащаются по чину, указанному в Служебнике, в «Изъявлении о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии». (Особенность Причащения: если Литургия Преждеосвященных Даров совершается священником с диаконом, то диакон, приняв часть Святых Таин, не испивает из потира и не вкушает антидора, поскольку он совершает это по потреблении Святых Даров. Так же поступает священник, если служит без диакона.) По открытии Царских врат возглас: «Со страхом Божиим и верою приступите». Певцы: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих». Причащение народа совершается по обычному чину. Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы: «Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко Благ Гос­подь». «Аллилуиа» (трижды). Перед отнесением на жертвенник священник трижды кадит Святые Дары, но слова: «Вознесися на Небеса, Боже…» не произносит.
По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно…» — певцы: «Да исполнятся уста наша…». Заамвонная молитва: «Владыко Вседержителю…». Певцы: «Аминь». «Буди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне»]. Псалом 33-й. Во время чтения или пения 33-го псалма раздается антидор (хранившийся с полной Литургии) всем молящимся.
Затем иерей, благословляя народ, произносит: «Благословение Господне на вас…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Иерей творит отпуст. Певцы поют многолетны.
Примечание. Церковный Устав указывает дни, когда может совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. Это среды и пятницы первых шести седмиц Великого поста, четверток 5-й седмицы, понедельник, вторник и среда Страстной седмицы, 24 февраля и 9 марта, храмовый или полиелейный праздник (если случится в седмичные дни — не в субботу и Неделю). Совершение Литургии в других случаях, например ради погребения или поминовения усопших, будет недопустимым и неоправданным нарушением Устава, поскольку на Преждеосвященной Литургии нет самых важных и действенных поминовений: в конце анафоры (Евхаристического канона) и с изъятием частиц в память усопших и омовением их в Крови Христовой. Поэтому не следует допускать совершения Литургии Преждеосвященных Даров в другие дни, кроме указанных Церковным Уставом.
Великое повечерие — по чину понедельника 1-й седмицы (см. 5 марта).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu