Православные храмы

Пантелеимоновский собор, Феофания

Главный храм Пантелеимоновского женского монастыря города Киева, один…

Свято-Воскресенский храм Флоровского монастыря

В комплексе сооружений Флоровского монастыря этот храм считался…
Публикации

“Альтернативы реформе духовного образования просто не существует”. Интервью с игуменом Кириллом (Говоруном)

В современных условиях, при повышении уровня образованности прихожан, возникает…

Не бойся, малое стадо… Православие на землях Холмщины и Подляшья

Православие на Холмщине и в Подляшье имеет тысячелетнюю традицию. Православная…

Таинственный “Остров”

Не раз в мировой истории мореплаватели после долгих блужданий и опасностей,…

6 марта ст.ст. / 19 марта н.ст.

Вторник 1-й седмицы. 42-х мчч. Амморейских.
Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 5 марта.


 

 

На утрени вся служба совершается, как указано в понедельник. Особенности следующие: припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». На «Слава» и на «И ныне» окончания Троична те же, что и в понедельник.
Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.
По первой кафизме — седальны Октоиха, в т. ч. мученичен с припевом: «Дивен Бог во святых Своих…», поскольку по шестой песни канона будет читаться кондак рядовому святому.
На великопостной утрени три канона — мученикам из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.
Трипеснцы во вторник состоят из 2-й, 8-й и 9-й песней.
Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией, ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология — для Великого поста).
Схема исполнения канона во вторник (при одном каноне святого):
Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и первый стих (на 4): «Гос­подь, царствуяй веки…». Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи.
Певцы: «И наведе на ня Гос­подь…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — 4-й тропарь (Богородичен канона Минеи).
Затем чтец «поскору» прочитывает 2-ю биб­лейскую песнь: «Вонми, Небо, и возглаголю…» (полностью), без «Слава, и ныне».
После чтения певцы поют ирмос 2-й песни Триоди (весь трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песней) на 2-й глас: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый…» и затем — «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец читает по Триоди тропарь.
Перед следующими двумя тропарями также поется: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Перед Богородичном поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
После Богородична — певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и тропарь 2-го трипеснца.
Так же и перед следующим тропарем.
Затем певцы: «Слава». Чтец — Троичен.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь.
Певцы — ирмос 2-го трипеснца, глас 5-й: «Видите, видите…». Во вторник на 2-й песни положены два ирмоса: один (2-го гласа) — в начале, второй (5-го гласа) — на катавасию.
Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 2-й песни певцы — стих: «Гос­подь взыде на Небеса…». Чтец — 1-й тропарь канона.
Певцы — стих: «И даст крепость…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы — ирмос 3-й песни Минеи. Отличие от обыч­ного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но в конце ее, покрывая песнь, как катавасия.
По 3-й песни — малая ектения. Кондак мученикам, глас 4-й; седален мученикам, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4-я (из Минеи). Певцы — ирмос 4-й пес­ни Минеи и стих: «Гос­подь Бог мой — сила моя…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы — стих: «И на высокая возводит…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 5-я (из Минеи). Певцы — ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы — стих: «Роса бо, яже от Тебе…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так же как 3-я. Сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Хранящии суетная…». Чтец — 1-й тропарь.
Певцы — стих: «Аз же со гласом хваления…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы — ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию.
По 6-й песни — малая ектения. Кондак и икос мученикам, глас 2-й.
Примечание. Если в Минее кондака рядовому святому нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди).
Песнь 7-я (из Минеи). Певцы — ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы…». Чтец — 1-й и 2-й тропарь (за один).
Певцы: «Благословен еси на тверди…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 4-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 8-я поется, как в понедельник. Хор или чтец читает подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благословите, вся дела Господня…» и до: «Благословите, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, росы и иней…». Чтец — 1-й тропарь Минеи.
Певцы: «Благословите, сланы…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословите, свет и тьма…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Благослови, земля…». Чтец — 4-й тропарь.
Певцы: «Благословите, источницы…». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя…». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благословите, сынове…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословите, священницы…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Благословите, дуси…». Чтец — Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Благословите, Анания, Азария и Мисаил…». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Благословите, апостоли…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы: «Хвалим, благословим…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Творца твари…».
На 9-й песни обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев).
Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благословен Гос­подь Бог Израилев…». Чтец — 1-й тропарь из канона Минеи.
Певцы — стих: «И воздвиже рог спасения нам…». Чтец — снова 1-й тропарь.
Певцы: «Якоже глагола…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Спасение от враг…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Сотворите милость…». Чтец — Богородичен канона Минеи.
Певцы: «Клятву, еюже клятся…». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца.
Певцы: «Служити Ему…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «И ты, отроча…». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Дати разум…». Чтец — Богородичен.
Певцы: «В нихже посети нас…». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Направити ноги наша…». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — последний тропарь трипеснца.
Певцы — ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 5-й: «Исаие, ликуй…».
«Достойно есть». Светильны Триоди. Светилен во вторник имеет окончание: «…молитвами, Гос­поди, Предтечи Твоего, и спаси мя». На «Слава» и на «И ныне» окончания те же, что и в понедельник.
На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди.
Чтец: «Благо есть…» (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец — тропарь: «В храме стояще славы Твоея…», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей перед Царскими вратами: «Сый благословен…». Чтец: «Небесный Царю…». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…» и поклоны: 3 великих, 12 малых с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и еще раз — «Господи и Владыко живота моего…» и поклон один великий. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читает 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа.
На 1-м часе — кафизма 13-я; на 3-м часе — кафизма 14-я; на 6-м часе — кафизма 15-я; на 9-м часе — кафизма 16-я.
На 6-м часе — 1-й прокимен, глас 4-й: «Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой»; 2-й прокимен, глас тот же: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене».
Изобразительны. Подробное изложение порядка богослужения изобразительных и вечерни см. 5 марта.
Кондаки в том же порядке, что в понедельник. (Кондак храма Предтечи не произносится, т. к. читается кондак дня.)
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: Триоди, глас 2-й — 3, и Минеи, глас 4-й — 3 (с 7 марта сщмчч. Херсонесских). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
Паримии Триоди читаются с прокимнами: 1-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Боже мой…»; стих: «От всех гонящих мя…». 2-й прокимен, глас 5-й: «Господи, Гос­подь наш…»; стих: «Яко взятся великолепие…».
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «О преславнаго чудесе...».
Окончание вечерни — см. в понедельник вечера 1-й седмицы 5 марта.
Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского — по чину понедельника 1-й седмицы.

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu