Православные храмы

Храм равноапостольного князя Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой (на Владимирском рынке)

Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храм Державной иконы Божией Матери (на Южной Борщаговке)

Открыт в 2012 году. Храм находится в арендованной комнате на втором…

Публикации

Священное Писание о посте

Пост был заповедан Господом Богом еще праотцу Адаму в Раю: “И заповедал Господь…

“Пока мы будем стараться делать добро, мир будет стоять”

В рамках международного фестиваля православного кино “Покров”, который проходил…

Святкування Пасхи

Христова Пасха таке велике свято, що православний християнин, почавши…

Пятница. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления. Мчч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской.
Совершается служба навечерия Богоявления вмес­те со службой святым, без праздничного знака.
9-й час — по обычаю.

На вечерне кафизма 15-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: мученикам, глас 4-й — 3 и преподобной, глас 1-й — 3. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 6-й: «Готовися, Иордане реко...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас тот же: «Да возрадуется пустыня...».
По Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).
На малом повечерии поем полный канон предпразднства, глас 6-й (ирмос по дважды, тропари на 6). Катавасия после каждой песни канона.

На утрени на «Бог Гос­подь» — тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.
Канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмос дважды), мученикам на 4 и преподобной на 4.
Библейские песни: «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмос канона преподобной.
По 3-й песни — кондак предпразднства, глас 2-й, седален мученикам, глас 1-й, седален преподобной, глас 5-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 1-й.
По 6-й песни — кондак и икос предпразднства, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — светилен предпразднства. «Слава, и ныне» — ин светилен.
На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й — 4. «Слава» — предпразднства, глас тот же: «С трепетом служа...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Воспоим, людие...».
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й. «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 8-й: «Иоанне Крестителю...».
По Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды). Ектения и отпуст.
1-й час к утрени не присоединяется.
Отдельно от утрени (по Уставу, во 2-м часу, т. е. по нашему времени — в 8 утра) совершается последование часов навечерия (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) и и­зобразительных.
Звон к часам: перед 1-м часом — 1 удар в колокол, перед 3-м часом — 3 удара, перед 6-м часом — 6 ударов, перед 9-м часом — 9 ударов, перед изобразительными — 12 ударов. Перед вечерней — трезвон.

Царские часы совершаются при открытых Царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через Царские врата к поставленному посреди церкви прямо против Царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны.
Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 22-й и 26-й). С началом чтения псалмов и­ерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, народ и весь храм. По окончании 26-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Гос­поди, помилуй» (трижды), «Слава» — хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», «И ныне» — чтец: Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная...».
После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным гласом) особые тропари праздника со стихами: 1-й лик — тропарь, глас 8-й: «Днесь вод освящается естество...», 2-й лик — тот же тропарь. Чтец — стих, глас тот же: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик — тропарь, глас тот же: «Яко Человек на реку пришел еси...». Чтец — стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик — тот же тропарь. 1-й лик — «Слава» — тропарь, глас тот же: «Ко гласу вопиющаго...», 2-й лик — «И ныне» — тот же тропарь.
По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 4-й: «И возгреме с Небесе Гос­подь...»; стих: «Возлюблю Тя, Господи...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 35). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 33). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуиа» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премуд­рость, прости, услышим Святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 5). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец — тропари: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое по «Отче наш». И­ерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь» и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...» (впрочем, этот кондак может петь и хор). Чтец: «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны...». Чтец: «Аминь». И молитва: «Христе, Свете истинный...».
Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и начинает 3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (28-го, 41-го и 50-го) иерей с диаконом (по Типикону — диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас и молящихся с амвона. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Гос­поди, помилуй» (трижды), «Слава» — хор или чтец — тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», «И ныне» — чтец — Богородичен: «Богородице, Ты еси Лоза истинная...».
Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик — тропарь, глас 8-й: «Предтечи, и Крестителя, и пророка...», 2-й лик — тот же тропарь. Чтец — стих, глас 4-й: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик — тропарь, глас тот же: «Троица, Бог наш...». Чтец — стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик — тот же тропарь. 1-й лик — «Слава» — тропарь, глас 5-й: «Грядый с плотию...», 2-й лик — «И ныне» — тот же тропарь.
По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 6-й: «Видеша Тя воды, Боже...»; стих: «Гласом моим ко Господу воззвах...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апос­тол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апос­тол (Деян., зач. 42). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 1). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец — тропарь: «Гос­подь Бог благословен...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь» и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец — «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...».
Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (73-го, 76-го и 90-го) иерей с диаконом (по Типикону — диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» — хор или чтец — тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», «И ныне» — чтец — Богородичен: «Яко не имамы дерзновения...».
Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик — тропарь, глас 8-й: «Тако глаголет Гос­подь...», 2-й лик — тот же тропарь. Чтец — стих, глас 6-й: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик — тропарь, глас тот же: «Днесь псаломское пророчество...». Чтец — стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик — тот же тропарь. 1-й лик — «Слава» — тропарь, глас 5-й: «Что возвращаеши...», 2-й лик — «И ныне» — тот же тропарь.
По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 4-й: «В мори путие Твои...»; стих: «Глас грома Твоего...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 12). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Римляном послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Рим., зач. 91). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». И­ерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец — тропарь: «Скоро да предварят...», Трисвятое по «Отче наш». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь» и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец — «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил...».
Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и начинает 9-й час. Во время чтения псалмов 9-го часа (92-го, 113-го и 85-го) иерей с диаконом совершают полное каждение всего храма, как на 1-м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» — хор или чтец — тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», «И ныне» — чтец — Богородичен: «Иже нас ради рождейся...».
Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик — тропарь, глас 7-й: «Ужас бе видети...», 2-й лик — тот же тропарь. Чтец — стих, глас 2-й: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик — тропарь, глас тот же: «Егда к себе грядуща...». Чтец — стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик — тот же тропарь.
Канонарх (по Типикону — диакон) читает громко вслух стихиру, глас 5-й: «Руку твою прикоснувшуюся...» (три поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетие. 1-е прошение: «Великому Господину...», 2-е прошение: «Всем православным христианом...». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена...», в этом случае хор начинает петь со слов «Спаси, Христе Боже...», поется это песнопение также трижды.
Примечание. Если совершается архиерейская служба или изволит настоятель, то многолетное поздравление совершается в этот день по отпусте Литургии святого Василия Великого.
По окончании многолетия оба хора на «Слава, и ныне» поют стихиру, глас 5-й: «Руку Твою прикоснувшуюся...». Диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 3-й: «Гос­подь Просвещение мое...»; стих: «Гос­подь Защититель живота моего...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премуд­рость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 49). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Титу послания святаго апос­тола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Тит., зач. 302). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». И­ерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». И­ерей читает Евангелие (Мф., зач. 6). Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, предварительно осенив им народ крестообразно с амвона (согласно церковному обычаю). Диакон затворяет Царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных). Чтец — тропарь: «Не предаждь нас до конца...», Трисвятое по «Отче наш». И­ерей: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь» и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...», «Гос­поди, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...» (см. в Минее на ряду). Чтец — «Аминь» и молитву: «Владыко Господи, Иисусе Христе...».

По заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных: «Благослови, душе моя, Господа...», «Слава» — «Хвали, душе моя, Господа...», «И ныне» — «Единородный Сыне...», «Во Царствии Твоем...», «Слава, и ныне» — «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный...», «Приступите к Нему...», «Лик Небесный...», «Слава» — «Лик святых ангел...», «И ныне» — «Ослаби, остави...», «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство...». Хор или чтец: кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...», «Господи, помилуй» (40), молитва «Всесвятая Троице...». Диакон: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...», заканчивая словами: «…и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей при затворенных Царских вратах творит отпуст на амвоне: «Хрис­тос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших...».
Согласно установившейся церковной практике, сразу после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого, которая начинается вечерней.

На Литургии возглас: «Благословенно Царство...». Хор: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом (священник по обычаю читает светильничные молитвы). Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры праздника, глас 2-й — 8 (каждую стихиру повторить). «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Приклонил еси главу...» (во время пения стихир священник заканчивает проскомидию).
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». «Вонмем». И­ерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость», «Вонмем». Прокимен дня и чтение 13 паримий.
После 3-й паримии отверзаются Царские врата. Чтец возглашает: «Глас пятый» и сам поет тропарь: «Явился еси в мире...». По Уставу как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в таком порядке:
Чтец возглашает тропарь: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и возрадуются языцы, яко судиши людем правотою и языки на земли наставиши. Да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Земля даде плод свой, благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Слава» — «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «И ныне» — «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия».
Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе».
Чтец: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия» и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе».
Затворяются Царские врата. Так же исполняется тропарь по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Токмо на седящия во тьме. Слава Тебе».
По окончании паримий отверзаются Царские врата. Ектения малая (если служит два диакона, то младший из них произносит ектению на амвоне). Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...». Диакон: «Господи, спаси благочестивыя…». Поется Трисвятое. По Трисвятом тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 3-й: «Гос­подь Просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся», стих: «Гос­подь Защититель живота моего, от кого устрашуся». Апостол (Кор., зач. 143). Евангелие (Лк., зач. 9). После прочтения Евангелия Царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси...» и далее по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо «Достойно» — «О Тебе радуется...». Причастен «Хвалите Господа с небес...».
По заамвонной молитве тотчас поются тропари, глас 8-й; «Глас Господень...» и другие. В это время священнослужители исходят Царскими вратами «на источники» или к сосуду с водой, установленному в притворе либо во дворе храма. Предстоятель (в предшествии свещеносца и диакона с кадилом и свечой) износит на главе с воздухом Святой Крест и полагает его на украшенном аналое около воды. Затем раздаются свечи сослужащим и совершается обычное каждение окрест воды, каждение икон и предстоящих.
По окончании тропарей диакон: «Премудрость», читаются три паримии, Апостол и Евангелие, произносится великая ектения с каждением и особыми прошениями, во время которой иерей читает тайную молитву. Если освящение воды совершается одним иереем (без диакона), он должен прочитать тайную молитву во время паримий.
По окончании ектении возгласа не положено, но непосредственно после того, как певцы пропоют заключительное: «Тебе, Господи...», иерей возглашает: «Велий еси, Господи...» (трижды) и читает молитву на освящение воды. При троекратном произнесении слов «Ты убо, Человеколюбче Царю...» священник каждый раз благословляет воду рукой, не погружая руку в воду. После молитвы с преклонением главы и возгласа иерей крестообразно благословляет воду Честным Крестом, погружая его «право» (то есть прямо), взяв Крест перстами обеих рук за концы перекладины, в вертикальном положении низводит в воду и крестообразно возводит. При этом иерей поет тропарь, глас 1-й: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...». Тропарь поется трижды и совершаются три погружения Святого Креста в воду. Согласно общепринятой практике, священнослужители поют только начало тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», со слов же: «Троическое явися поклонение...» продолжают певцы. После этого предстоятель, держа Крест в левой руке, кропит крестообразно на четыре стороны (восток, запад, юг и север).
Затем молящимся, по Уставу, полагается, подходя к настоятелю, прикладываться ко Кресту и принимать окропление святой водой. На практике это удобнее делать после отпуста. Поэтому сразу после кропления на четыре стороны при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии...» священнослужители входят в алтарь. По окончании стихиры — «Буди имя Господне…» (трижды), «Благословлю Господа на всякое время…» (33-й псалом). Возглас: «Благословение Господне на вас…», хор: «Аминь», возглас: «Слава Тебе, Хрис­те Боже…» и отпуст праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна нашего ради спасения, Хрис­тос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийския, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
По отпусте посреди церкви поставляется светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак праздника. Величание не поется. Затем поются многолетны, и во время целования Креста все окропляются святой водой.
Примечание. «Известно же буди всем о святей воде, яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть: и где есть сих разум, еже не пити сея? но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду... Сего ради и в полунощи на праздник сей, вси почерпше в домы воду относят и соблюдают, и лето совершенно хранят, понеже днесь освящаются воды; и знамение бывает явственное, не растлевающуся вод оных естеству долготою времене, но лето совершенно, и два и три множицею, днесь черпаемая вода цела и нова пребывает; и по толицем времени, ныне от источника взятой воде сравняется» (Типикон, 6 января, 1-е «зри»).
Трапеза поставляется одна в вечернее время с разрешением на елей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me