Православные храмы

Храм святителя Петра Могилы (на Сырце)

Первая Литургия отслужена в Лазареву субботу, 22 апреля 2000 г. Храм…

Храм Рождества Пророка Иоанна Предтечи (на территории института Национальной академии внутренних дел)

Храм построен на территории учебно-научного института подготовки…

Храм в честь Нерукотворного Образа Господня при Киевском Военном лицее им. И. Богуна

Храм в честь Нерукотворного Образа Господня был открыт в 1915 году…

Публикации

Маленькие радости большого Праздника

В Страстную неделю (седмицу) мы шаг за шагом проживаем вот уже в который раз…

Густынский Свято-Троицкий монастырь

К светлому празднику Святой Троицы множество богомольцев отправляется в…

Благословенная Старость

Сегодня перед православным человеком возникает множество вопросов по поводу…

Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 6-й. Прмц. Евгении. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Совершается воскресная служба Октоиха вместе со службой святым отцам (см. 18 декабря) и службой навечерия Рождества Христова. Служба совершается по Марковой главе Типикона под 24 декабря: «Аще случится Неделя пред Рождеством Христовым святых отец декембрия в 24 день». Служба мц. Евгении переносится на повечерие.
9-й час и малая вечерня — по обычаю.

На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи воззвах» — стихиры на 10: отцам, глас 6-й — 6 (каждая стихира дважды) и предпразднства, глас тот же — 4. «Слава» — отцам, глас тот же: «Даниил, муж желаний...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Вертепе, б­лагоукрасися...».
Вход. Прокимен дня. Паримии отцам — 3.
На литии стихиры предпразднства, глас 5-й (см. на «Господи воззвах» в службе 24-го числа). «Слава» — отцам, глас 3-й: «Праотцев собор...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Благоукрасися, Вифлееме…».
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й. «Слава» — отцам, глас тот же: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Се время приближися…».
По Трисвятом — тропарь отцам, глас 2-й (дважды) и тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).

На утрени на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» — тропарь отцам, глас 2-й, «И ныне» — тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны отцам.
Непорочны. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седальны отцам по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Хрис­тово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».
Каноны: отцам со ирмосом на 8 (ирмос дважды) и предпразднства на 6.
Библейские песни: «Поем Господеви...»
Катавасия — «Христос раждается...».
По 3-й песни — ипакои отцам, глас 8-й (единожды).
По 6-й песни — кондак и икос отцам, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Светилен отцам: «От семене вводится Авраамля». «Слава» — ин светилен отцам: «Патриархов избраннии…», «И ныне» — светилен предпразднства: «Веселися, Вифлееме...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: отцам, глас 5-й — 3 и предпразднства, глас 4-й — 3 (с пометкой: «егда не поется воскресно»). «Слава» — отцам, глас 8-й, «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие.
По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — евангельская стихира 9-я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь отцам и предпразднства попеременно. Кондаки отцам и предпразднства читаются попеременно.

На Литургии блаженны отцам, песнь 3-я — 4 и предпразднства, песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь отцам, тропарь предпразднства. «Слава» — кондак отцам, «И ныне» — кондак предпразднства.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие — Недели пред Рождеством.
Причастен — воскресный и отцам.
Примечание. «Аще случится навечерие Христова Рож­дества в субботу или неделю, пост не бывает» (см. Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что по совершении Литургии разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же (Литургии. — Ред.) снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя».

По окончании Литургии совершаются 9-й час и великая вечерня. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе 7-м дне», т. е. по нашему — в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря).
Поскольку вечерня совершается отдельно от Литургии, которая закончилась отпустом, то в начале великой вечерни положено обычное начало. Диакон: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне» — «Приидите, поклонимся...» (трижды).
Примечание. Если перед великой вечерней совершался 9-й час, на котором обычное начало уже было прочитано, то вечерня начинается возгласом иерея: «Благословен Бог наш...», и далее чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды).
Псалом 103-й (священник по обычаю читает светильничные молитвы на амвоне). Ектения великая. «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи воззвах» — стихиры праздника, глас 2-й — 8 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Августу единоначальствующу на земли...».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диа­кон: «Премудрость, вонмем». Прокимен дня: «Се ныне благословите...» со стихами и чтение восьми паримий.
После 3-й паримии отверзаются Царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и тропарь: «Тайно родился еси в вертепе...». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. По­этому исполнение этих тропарей со стихами совершается в таком порядке:
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 1-й стих: «Основания Его на горах святых, любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих, преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Помяну Раав и Вавилона, ведущим Мя».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 2-й стих: «И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: Человек, и Человек родися в нем, и Той основа и Вышний».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 3-й стих: «Господь повесть в писании людей и князей сих, бывших в нем, яко веселящихся всех жилище в Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе», и сам поет его окончание: «И волхвы Ти приведе, верою покланяюшияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Затворяются Царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе».
По окончании 8-й паримии отверзаются Царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...». Трисвятое не поется. По возгласе тотчас диа­кон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»; стих: «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое — концы земли».
Апостол — Евр., зач. 303.
Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»; стих: «Жезл силы послет Ти Гос­подь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих»; ин стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя».
Евангелие — Лк., зач. 5.
Ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...». Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». И­ерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Гос­поди, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст произносится из открытых Царских врат.
По отпусте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Слава, и ныне» — кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресущественнаго раж­дает...». Затем поются многолетны.
Примечание. «И входим в трапезу, и ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием, и сочиво обварено или кутию с медом, испиваем же и вина в славу Божию, в неимущих же странах пием пиво...» (см. Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me