Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (на Соломенке)

5 ноября 2011 года, в Киевском скверике - на пересечении улиц…

Храм мученика Валерия Мелитинского (Гидропарк)

Храм во имя святого мученика Валерия Мелитинского располагается на…
Публикации

Нужен ли сознанию “сон золотой”. Влияние сект на сознание человека

Религиозные образования сектантского толка, системы псевдооздоровления,…

День матери

18 апреля 2007 г. по инициативе Центра по делам семьи и женщин Деснянского…

Антиохийская богословская школа

Богословская мысль в древней Церкви, в особенности экзегетика (наука о способах…

24 декабря ст.ст. / 6 января н.ст.

Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 6-й. Прмц. Евгении. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Совершается воскресная служба Октоиха вместе со службой святым отцам (см. 18 декабря) и службой навечерия Рождества Христова. Служба совершается по Марковой главе Типикона под 24 декабря: «Аще случится Неделя пред Рождеством Христовым святых отец декембрия в 24 день». Служба мц. Евгении переносится на повечерие.
9-й час и малая вечерня — по обычаю.

На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи воззвах» — стихиры на 10: отцам, глас 6-й — 6 (каждая стихира дважды) и предпразднства, глас тот же — 4. «Слава» — отцам, глас тот же: «Даниил, муж желаний...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Вертепе, б­лагоукрасися...».
Вход. Прокимен дня. Паримии отцам — 3.
На литии стихиры предпразднства, глас 5-й (см. на «Господи воззвах» в службе 24-го числа). «Слава» — отцам, глас 3-й: «Праотцев собор...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Благоукрасися, Вифлееме…».
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й. «Слава» — отцам, глас тот же: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» — предпразднства, глас тот же: «Се время приближися…».
По Трисвятом — тропарь отцам, глас 2-й (дважды) и тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).

На утрени на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» — тропарь отцам, глас 2-й, «И ныне» — тропарь предпразднства, глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны отцам.
Непорочны. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седальны отцам по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Хрис­тово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».
Каноны: отцам со ирмосом на 8 (ирмос дважды) и предпразднства на 6.
Библейские песни: «Поем Господеви...»
Катавасия — «Христос раждается...».
По 3-й песни — ипакои отцам, глас 8-й (единожды).
По 6-й песни — кондак и икос отцам, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Светилен отцам: «От семене вводится Авраамля». «Слава» — ин светилен отцам: «Патриархов избраннии…», «И ныне» — светилен предпразднства: «Веселися, Вифлееме...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: отцам, глас 5-й — 3 и предпразднства, глас 4-й — 3 (с пометкой: «егда не поется воскресно»). «Слава» — отцам, глас 8-й, «И ныне» — «Преблагословенна еси...».
Великое славословие.
По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — евангельская стихира 9-я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь отцам и предпразднства попеременно. Кондаки отцам и предпразднства читаются попеременно.

На Литургии блаженны отцам, песнь 3-я — 4 и предпразднства, песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь отцам, тропарь предпразднства. «Слава» — кондак отцам, «И ныне» — кондак предпразднства.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие — Недели пред Рождеством.
Причастен — воскресный и отцам.
Примечание. «Аще случится навечерие Христова Рож­дества в субботу или неделю, пост не бывает» (см. Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что по совершении Литургии разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же (Литургии. — Ред.) снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя».

По окончании Литургии совершаются 9-й час и великая вечерня. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе 7-м дне», т. е. по нашему — в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря).
Поскольку вечерня совершается отдельно от Литургии, которая закончилась отпустом, то в начале великой вечерни положено обычное начало. Диакон: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне» — «Приидите, поклонимся...» (трижды).
Примечание. Если перед великой вечерней совершался 9-й час, на котором обычное начало уже было прочитано, то вечерня начинается возгласом иерея: «Благословен Бог наш...», и далее чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды).
Псалом 103-й (священник по обычаю читает светильничные молитвы на амвоне). Ектения великая. «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи воззвах» — стихиры праздника, глас 2-й — 8 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Августу единоначальствующу на земли...».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диа­кон: «Премудрость, вонмем». Прокимен дня: «Се ныне благословите...» со стихами и чтение восьми паримий.
После 3-й паримии отверзаются Царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и тропарь: «Тайно родился еси в вертепе...». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. По­этому исполнение этих тропарей со стихами совершается в таком порядке:
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 1-й стих: «Основания Его на горах святых, любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих, преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Помяну Раав и Вавилона, ведущим Мя».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 2-й стих: «И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: Человек, и Человек родися в нем, и Той основа и Вышний».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит 3-й стих: «Господь повесть в писании людей и князей сих, бывших в нем, яко веселящихся всех жилище в Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Певцы поют окончание тропаря: «И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе», и сам поет его окончание: «И волхвы Ти приведе, верою покланяюшияся Тебе; с нимиже помилуй нас».
Затворяются Царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе».
По окончании 8-й паримии отверзаются Царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...». Трисвятое не поется. По возгласе тотчас диа­кон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»; стих: «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое — концы земли».
Апостол — Евр., зач. 303.
Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»; стих: «Жезл силы послет Ти Гос­подь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих»; ин стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя».
Евангелие — Лк., зач. 5.
Ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...». Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». И­ерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Гос­поди, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст произносится из открытых Царских врат.
По отпусте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Слава, и ныне» — кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресущественнаго раж­дает...». Затем поются многолетны.
Примечание. «И входим в трапезу, и ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием, и сочиво обварено или кутию с медом, испиваем же и вина в славу Божию, в неимущих же странах пием пиво...» (см. Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»)

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu