Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (на Соломенке)

5 ноября 2011 года, в Киевском скверике - на пересечении улиц…

Храм Архистратига Михаила (в 6-й больнице, в Медгородке)

Храм размещается в переоборудованном помещении в 4-м (главном)…

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…

Публикации

Свет Православия на черном континенте. История Александрийской Православной Церкви

Африка — удивительный континент, известная нам с детства по книгам Корнея…

Тоталитарные секты — угроза правам человека

“Думается, что никому не хотелось бы увидеть своих близких рабами секты, а тем…

“Как могу разуметь, если кто не наставит...”

Каждый человек на своем жизненном пути часто встречает множество преград к той…

VasnecovК 160-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926)

Жизнь и творчество выдающегося русского художника В. М. Васнецова тесно связаны с Православием и православным искусством. Родился будущий художник 15 мая 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника. В 1858–1862 гг. учился в духовном училище в Вятке, а затем, до 1867 г., — в духовной семинарии, которую оставил, не окончив предпоследнего класса. В 1868 г. поступил в академию художеств в Петербурге.

В 1870 г. Виктор Васнецов получил большую серебряную медаль Академии за рисунок “Христос и Пилат перед народом”, а уже в следующем, 1871 г., впервые приехал в Киев, где работал над иллюстрациями к повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”. Возможно, именно эта первая поездка, знакомство с древнерусскими святынями послужили к тому, что почти 15 лет спустя он ответил согласием на предложение профессора Адриана Викторовича Прахова принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве.

“… 1885 года 16 августа в 6 часов вечера я совершил свой въезд в Киев совместно с Государем, только он въезжал с вокзала, а я — с товарной станции. Его встречал весь город, а меня только дядька Охрим с телегою, так что в Киев я вошел торжественно пешком, а багаж и дети были нагружены в телегу… Представителей города Киева я уже не стал дожидаться на станции, ибо слишком устал с дороги. Вечером в честь нашего приезда была великолепная иллюминация”, — читаем в письме художника Савве Ивановичу Мамонтову. Действительно, приезд его в Киев совпал с прибытием императора Александра III. Как видим, Васнецов с большим юмором отнесся к такому совпадению.

В архиве Киевской области сохранился договор подряда на выполнение росписей Владимирского собора. Вот текст из него: “Тысяча восемьсот восемьдесят пятого года, марта тринадцатого дня мы, нижеподписавшиеся, художник Виктор Михайлович Васнецов и Временный хозяйственный и строительный Комитет по окончанию Владимирского собора в Киеве, условились расписать интерьер храма лицевыми изображениями и орнаментами при готовой масляной подготовке, а также выполнить написание шести образов царских врат главного иконостаса на готовых цинковых досках, по программе профессора А. В. Прахова; причем позолота фонов и устройство лесов, удобных для живописи, не относится к моей, Васнецова, обязанности, но я обязуюсь поправить живопись, если бы она была подпорчена при позолоте. Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течении двух лет со дня подписания сего условия”.

Итак, первоначально завершение всех работ по внутренней отделке собора планировалось уже в 1887 г. В действительности же В. М. Васнецов и другие художники (М. В. Нестеров, В. А. Котарбинский, П. А. Сведомский, М. А. Врубель) расписывали храм в течение более 10 лет. Собор отапливался плохо, из-за чего Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни. Однако, несмотря на столь экстремальные условия, Васнецов продолжал свою работу.

Основной идеей программы, разработанной А. В. Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию Крещения Руси, было осмысление отечественной церковной истории. Поскольку общей темой живописи собора стала “история русской веры”, главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением святого князя Владимира и киевлян, а также русскими святыми, канонизированными деятелями Древней Руси и подвижниками Православия.

Основная часть работы — центральный неф, купол, образа главного иконостаса — была поручена Васнецову. Готовясь к работам в храме, Виктор Михайлович побывал в Италии — Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе, где знакомился с памятниками раннего христианства. Он изучал также мозаики и фрески Софийского собора, Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве.

Художник стремился показать своих персонажей живыми участниками истории, пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным Писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием “васнецовский стиль”.

Большое впечатление производит запрестольный образ Богоматери в соборе. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-Младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствует над всем пространством нефа. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах Российской империи в конце XIX — начале ХХ в.

Когда росписи Владимирского собора были завершены, Васнецова избрали Почетным членом Киевского общества древностей и искусств и удостоили звания профессора живописи.

В целом на внутренние работы в соборе святого равноапостольного князя Владимира потребовалось 300 тысяч рублей, а общая сумма затрат составила около миллиона. По богатству интерьеров собор ничуть не уступал лучшим храмам того времени: храму Христа-Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.

Позже, в 1896 г., Васнецов создает эскизы и оригиналы для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, в 1899–1901 гг. — выполняет картоны для мозаик православной церкви в Дармштадте, в 1903-м — эскизы для мозаик храма Воскресения (Спаса на Крови) в Петербурге, в 1906–1911 гг. — эскизы для мозаик собора Александра Невского в Варшаве. Но первым опытом создания церковной живописи в его творчестве, безусловно, был и остается собор святого равноапостольного князя Владимира в Киеве.

Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталось, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого художественного стиля, поставленная здесь художником, имеет для русского искусства огромное значение. С 1992 г. Владимирский собор, к сожалению, находится в руках раскольников, т. н. Киевского патриархата. Но и сегодня величественные росписи Владимирского собора привлекают к себе внимание общественности.

Виктор Михайлович прожил долгую жизнь, пережив драматические события, происходившие в Российской империи в начале ХХ в., — русско-японскую войну, в которой страна потерпела сокрушительное поражение, последующие революционные волнения 1905 г., убийство премьер-министра П. А. Столыпина, которое, по сути, положило конец на реформе российской экономики и политической системы, и наконец, начало Первой мировой войны, в конечном итоге приведшей некогда великую и могучую страну к краю пропасти — революции, братоубийственной междоусобице и победе в ней темных сил, поставивших своей целью полное искоренение Православия и его многовековых традиций.

Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, художник не мог без пессимизма, усталости и разочарования пpинимать “новую” жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и гpаждaнскoй войной. Все чаще современники видели его в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: “Бога надо не выболтать, а выстрадать”.

В конце жизни художник во многом переосмыслил свое отношение к иконописному искусству. “Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уже от гордости — технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта”. Этот отзыв — мужественное и горькое признание мастера, считавшего, что “нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма”.

Скончался Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни.

Подготовил Александр Чернов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me