Православные храмы

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Храм преподобного Ильи Муромца

Храм располагается на территории полигона гражданской обороны.

Вознесенский храм Флоровского монастыря

Соборный храм Флоровского женского монастыря на Подоле. Памятник…
Публикации

Пленники корпорации. “Свидетели Иеговы” на постсоветском пространстве

Наше общество постепенно привыкает к существованию секты иеговистов. Никто уже…

Святой Косма Этолийский

Святой Косма Этолийский родился в 1714 г. в не­­большом горном этолийском…

Светлая седмица. Особенности богослужения на Пасхальной седмице

Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый…

Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма.

VasnecovК 160-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926)

Жизнь и творчество выдающегося русского художника В. М. Васнецова тесно связаны с Православием и православным искусством. Родился будущий художник 15 мая 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника. В 1858–1862 гг. учился в духовном училище в Вятке, а затем, до 1867 г., — в духовной семинарии, которую оставил, не окончив предпоследнего класса. В 1868 г. поступил в академию художеств в Петербурге.

В 1870 г. Виктор Васнецов получил большую серебряную медаль Академии за рисунок “Христос и Пилат перед народом”, а уже в следующем, 1871 г., впервые приехал в Киев, где работал над иллюстрациями к повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”. Возможно, именно эта первая поездка, знакомство с древнерусскими святынями послужили к тому, что почти 15 лет спустя он ответил согласием на предложение профессора Адриана Викторовича Прахова принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве.

“… 1885 года 16 августа в 6 часов вечера я совершил свой въезд в Киев совместно с Государем, только он въезжал с вокзала, а я — с товарной станции. Его встречал весь город, а меня только дядька Охрим с телегою, так что в Киев я вошел торжественно пешком, а багаж и дети были нагружены в телегу… Представителей города Киева я уже не стал дожидаться на станции, ибо слишком устал с дороги. Вечером в честь нашего приезда была великолепная иллюминация”, — читаем в письме художника Савве Ивановичу Мамонтову. Действительно, приезд его в Киев совпал с прибытием императора Александра III. Как видим, Васнецов с большим юмором отнесся к такому совпадению.

В архиве Киевской области сохранился договор подряда на выполнение росписей Владимирского собора. Вот текст из него: “Тысяча восемьсот восемьдесят пятого года, марта тринадцатого дня мы, нижеподписавшиеся, художник Виктор Михайлович Васнецов и Временный хозяйственный и строительный Комитет по окончанию Владимирского собора в Киеве, условились расписать интерьер храма лицевыми изображениями и орнаментами при готовой масляной подготовке, а также выполнить написание шести образов царских врат главного иконостаса на готовых цинковых досках, по программе профессора А. В. Прахова; причем позолота фонов и устройство лесов, удобных для живописи, не относится к моей, Васнецова, обязанности, но я обязуюсь поправить живопись, если бы она была подпорчена при позолоте. Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течении двух лет со дня подписания сего условия”.

Итак, первоначально завершение всех работ по внутренней отделке собора планировалось уже в 1887 г. В действительности же В. М. Васнецов и другие художники (М. В. Нестеров, В. А. Котарбинский, П. А. Сведомский, М. А. Врубель) расписывали храм в течение более 10 лет. Собор отапливался плохо, из-за чего Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни. Однако, несмотря на столь экстремальные условия, Васнецов продолжал свою работу.

Основной идеей программы, разработанной А. В. Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию Крещения Руси, было осмысление отечественной церковной истории. Поскольку общей темой живописи собора стала “история русской веры”, главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением святого князя Владимира и киевлян, а также русскими святыми, канонизированными деятелями Древней Руси и подвижниками Православия.

Основная часть работы — центральный неф, купол, образа главного иконостаса — была поручена Васнецову. Готовясь к работам в храме, Виктор Михайлович побывал в Италии — Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе, где знакомился с памятниками раннего христианства. Он изучал также мозаики и фрески Софийского собора, Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве.

Художник стремился показать своих персонажей живыми участниками истории, пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным Писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием “васнецовский стиль”.

Большое впечатление производит запрестольный образ Богоматери в соборе. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-Младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствует над всем пространством нефа. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах Российской империи в конце XIX — начале ХХ в.

Когда росписи Владимирского собора были завершены, Васнецова избрали Почетным членом Киевского общества древностей и искусств и удостоили звания профессора живописи.

В целом на внутренние работы в соборе святого равноапостольного князя Владимира потребовалось 300 тысяч рублей, а общая сумма затрат составила около миллиона. По богатству интерьеров собор ничуть не уступал лучшим храмам того времени: храму Христа-Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.

Позже, в 1896 г., Васнецов создает эскизы и оригиналы для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, в 1899–1901 гг. — выполняет картоны для мозаик православной церкви в Дармштадте, в 1903-м — эскизы для мозаик храма Воскресения (Спаса на Крови) в Петербурге, в 1906–1911 гг. — эскизы для мозаик собора Александра Невского в Варшаве. Но первым опытом создания церковной живописи в его творчестве, безусловно, был и остается собор святого равноапостольного князя Владимира в Киеве.

Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталось, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого художественного стиля, поставленная здесь художником, имеет для русского искусства огромное значение. С 1992 г. Владимирский собор, к сожалению, находится в руках раскольников, т. н. Киевского патриархата. Но и сегодня величественные росписи Владимирского собора привлекают к себе внимание общественности.

Виктор Михайлович прожил долгую жизнь, пережив драматические события, происходившие в Российской империи в начале ХХ в., — русско-японскую войну, в которой страна потерпела сокрушительное поражение, последующие революционные волнения 1905 г., убийство премьер-министра П. А. Столыпина, которое, по сути, положило конец на реформе российской экономики и политической системы, и наконец, начало Первой мировой войны, в конечном итоге приведшей некогда великую и могучую страну к краю пропасти — революции, братоубийственной междоусобице и победе в ней темных сил, поставивших своей целью полное искоренение Православия и его многовековых традиций.

Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, художник не мог без пессимизма, усталости и разочарования пpинимать “новую” жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и гpаждaнскoй войной. Все чаще современники видели его в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: “Бога надо не выболтать, а выстрадать”.

В конце жизни художник во многом переосмыслил свое отношение к иконописному искусству. “Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уже от гордости — технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта”. Этот отзыв — мужественное и горькое признание мастера, считавшего, что “нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма”.

Скончался Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни.

Подготовил Александр Чернов

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu