Православные храмы

Храм блаженной Ксении Петербургской (в 3‑й больнице Днепровсковского района)

Освящение храма и первая Литургия состоялись в день престольного…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Публикации

Одно сияние и одна светлость. Иконография Троицы

Догмат о Троице является основой христианской веры. По образному высказыванию…

Светильник земли Звенигородской

В 2007 г. древний Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь под Москвой…

О Таинстве Покаяния

Одной из важнейших сторон духовной жизни является покаяние. Не всегда, однако,…

Konstanty_Iwanowicz_OstrogskiКнязю Василию-Константину Острожскому, со дня кончины которого исполнилось 400 лет, выпала особенная историческая миссия быть последним защитником Православия среди окатоличенной украинской шляхты XVI в. и первым в деле возрождения православной культуры и образования после долгих лет упадка.

Наиболее известная версия происхождения рода князей Острожских берет свое начало от Владимира Крестителя и Даниила Галицкого. Две добродетели, которыми были отмечены в истории эти личности, — защита Веры и защита Родины — в разной мере воплощались во всех поколениях князей Острожских. Стоит вспомнить хотя бы Федора (Феодосия) Острожского — преподобного Киево-Печерского чудотворца, который при жизни был не менее известен как выдающийся полководец. А два века спустя род Острожских дал Украине еще одну доблестную личность — князя Василия-Константина.

 

Магнат европейского уровня

Константин Константинович Острожский родился в конце 1526 г. В Крещении был назван Василием, но по обычаю того времени и по княжеской традиции ему дали и второе имя, в честь отца — Константин. Отец — гетман Великого Княжества Литовского Константин Иванович Острожский — умер, когда Василию не исполнилось и четырех лет, через год умерла и мать, еще через несколько лет — единственный старший брат. Поэтому уже в раннем возрасте Василий-Константин становится единственным прямым наследником рода Острожских (окончательно богатые имения рода перешли к князю после смерти единственной дочери старшего брата Ильи — Гальшки). Но сын оказался наследником отца не только по крови, но и по духу, продолжая и развивая все, чему тот положил начало или имел намерение осуществить.

Молодые годы князь Василий по­святил расширению оставленных ему отцом и без того огромных земельных угодий и укреплению своего политического положения. В 24 года он становится старостой Владимирским и воеводой Волынским, а еще через десять лет король Речи Посполитой назначает его воеводой Киевским. Это дает князю возможность распространить свои владения на большую часть территории современной западной и северной Украины и стать самым богатым человеком тогдашней Европы. И это во времена, когда по Городельскому акту 1413 г. дворянские права и права на государственную службу в Литве и Польше имели только католики (что и стало главной причиной постепенного окатоличивания и полонизации всех дворянских родов Украины). Князь же Василий-Константин сознательно и последовательно оставался “столпом Православия”, как его называли современники.

 

Рыцарь Православия

По свидетельству историков, владения князя Острожского во многом напоминали суверенную политическую и экономическую структуру, хотя формально князь признавал себя подданным короля Речи Посполитой. Подобно отцу, Василий-Константин собственными силами защищал земли от нападений татар, однако больше внимания уделял не военным походам, а сооружению оборонительных замков и укреплению городов. Но наиболее важное значение независимость князя имела в деле попечения о Православной Церкви и православном народе Украины в условиях католической экспансии на территории бывшего Великого Княжества Литовского. Эту обязанность князь Василий также унаследовал от отца, который прославился как основатель многих церквей, щедрый жертвователь Киево-Печерского монастыря, где и был похоронен. Однако для Василия-Константина Острожского защита Православия на землях Украины оказалась самым главным делом жизни.

По свидетельству современников, и сам князь Василий-Константин представлял собой образец благочестивой жизни. Так, в Великий пост он удалялся в монастырь, где проводил дни в размышлениях и молитве. Поэтому не удивительно, что не только по своему положению, но и по нравственной высоте князь был самым авторитетным защитником Православия не только в глазах католических иерархов и польского короля, но и православного духовенства, в частности князь поддерживал тесные отношения с Патриархом Константинопольским Иеремией, по некоторым источникам, переписывался с Иваном Вышенским. Кроме того, князь Острожский принадлежал к наиболее непримиримым противникам церковной унии 1596 г., он лично поддержал экзарха Вселенского патриарха Никифора на соборе в Бересте (Бресте), заявлял о своем протесте в письмах, а в послании призывал противиться действиям владык, которые игнорируют волю православного народа и ведут общество к расколу.

Решительность Василия-Константина Острожского в этом вопросе еще более заметна при аполитичности князя и религиозной толерантности, которая была нормой на подвластных ему территориях. В частности, жена Василия-Константина — София Тарновская — была католичкой, католиками стали и четверо из пяти детей князя. Лишь сын Александр унаследовал не только веру отца, но и ревностность в деле защиты Православной Церкви: он присутствовал на Берестейском соборе и выступал в за­щиту православной веры в сейме в Варшаве.

Подобно тому, как в военном деле Василий-Константин отдавал предпочтение укреплению обороноспособности, а не войне, так и в деле защиты Православной Церкви князь основное внимание уделял утверждению православного мировоззрения населения путем повышения уровня образования и общего культурно-религиозного развития.

 

Острожское Возрождение

Во владениях князя находилось 20 монастырей и более 600 церквей. Острожский не жалел средств на их убранство, заботился о том, чтобы в церквах служило образованное духовенство, для чего основывал школы при монастырях и церквах, а также поддерживал школы при православных мещанских брат­ствах. Это было крайне необходимо, поскольку православные священнослужители не могли получать надлежащее духовное образование в Речи Посполитой, со­ответственно не могли позаботиться и об образовании народа. В то же время католический орден иезуитов, благодаря хорошо налаженной и крепкой системе школ и коллегиумов, мог беспрепятственно распространять свои взгляды. Таким образом, православное население нуждалось в образовании, причем на всех уровнях. Поэтому в 1576 г. Василий-Константин учреждает первую в Украине высшую школу, основанную на европейской системе преподавания “семи свободных наук”, с первоочередным вниманием к изучению языков — церковнославянского, греческого и латыни.

Князь последовательно и упорно создавал в Остроге один из главных культурных центров Украины, продолжая некоторые начинания своего отца в сфере книгопечатания, но главным образом собирая в своем городе выдающихся ученых и деятелей культуры: Ивана Федорова, Герасима Смотрицкого, Василия Сурожского, Дионисия Палеолога. Однако гораздо больше славных имен среди воспитанников Академии, в числе которых: Мелетий Смотрицкий, Захария Копыстенский, Иов Борецкий, Стефан Зизаний, Петр Конашевич-Сагайдачный и многие другие. Некоторых учеников Академии князь отправлял учиться в Европу, или постигать науку монашеской жизни на Афоне. Острожская школа положила начало развитию школ по всей стране, в том числе самого известного из украинских высших учебных заведений  — Киево-Могилянской Академии.

Отдельного внимания заслуживает основанная князем в Остроге типография (еще одну он учредил позже в Дер­мани). Это была первая на Украине типография, работавшая для нужд Православия, деятельность которой имела непрерывный и систематический характер. При жизни князя было выпущено 25 высококачественных изданий: богослужебных книг, учебников, богословских и полемических трактатов, а также знаменитая Библия 1581 г., которая не только представляла собой первое полное собрание библейских книг на церковнославянском языке, но и была первым в Европе научно-критическим изданием Библии, поскольку ее текст готовился на основе внимательного изучения и тщательного сопоставления разных славянских, латинских и греческих рукописей. Князь лично принимал участие в работе над этим уникальным изданием, рас­ходуя значительные средства на поиск переводов и списков Библии по монастырям и привлечение к работе лучших переводчиков и редакторов.

Василий-Константин Острожский прожил долгую жизнь, поэтому имел возможность увидеть не только расцвет, но и начало упадка Острожской школы и типографии, кроме того, князю было суждено пережить двух из трех своих сыновей, в том числе и Александра (умер в 1603 г.). Последний православный князь Острожский скончался в 81-летнем возрасте 13 февраля (ст. ст.) 1608 г.

 * * *

В древние времена среди деятелей культуры существовала традиция посвящать свои произведения и труды властителям, прославлять своих покровителей в панегириках и поэмах. Богатейшие магнаты и землевладельцы своего времени, защитники родной земли от татарских набегов, ревностные поборники Православия в борьбе против унии и католической экспансии, князья Острожские часто упоминаются в полемических, поэтических и исторических произве­дениях XVI–XVII вв. Главной же заслугой князя Василия-Константина было то, что без его просветительской и издательской деятельности развитие православной культуры в Украине было бы на долгие годы приостановлено, ввиду преобладающего влияния католической Польши. Вот почему современники сравнивали его с просветителем Руси святым князем Владимиром:

“Владимир бо свой народ Крещением просветил,

Константин же благоразумия Писанием осветил...”

(Герасим Смотрицкий)

Екатерина Усачова





Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua