Православные храмы

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…

Публикации

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы

Изображение Введения Пресвятой Богородицы во храм первоначально известно в…

Возрождающая сила покаяния

Христианство, возрождающее человека, дающее ему духовную благодатную жизнь,…

Дім Господній

“А я великою милістю Твоєю, увійду в дім Твій, поклонюся святому храму Твоєму у…

Konstanty_Iwanowicz_OstrogskiКнязю Василию-Константину Острожскому, со дня кончины которого исполнилось 400 лет, выпала особенная историческая миссия быть последним защитником Православия среди окатоличенной украинской шляхты XVI в. и первым в деле возрождения православной культуры и образования после долгих лет упадка.

Наиболее известная версия происхождения рода князей Острожских берет свое начало от Владимира Крестителя и Даниила Галицкого. Две добродетели, которыми были отмечены в истории эти личности, — защита Веры и защита Родины — в разной мере воплощались во всех поколениях князей Острожских. Стоит вспомнить хотя бы Федора (Феодосия) Острожского — преподобного Киево-Печерского чудотворца, который при жизни был не менее известен как выдающийся полководец. А два века спустя род Острожских дал Украине еще одну доблестную личность — князя Василия-Константина.

 

Магнат европейского уровня

Константин Константинович Острожский родился в конце 1526 г. В Крещении был назван Василием, но по обычаю того времени и по княжеской традиции ему дали и второе имя, в честь отца — Константин. Отец — гетман Великого Княжества Литовского Константин Иванович Острожский — умер, когда Василию не исполнилось и четырех лет, через год умерла и мать, еще через несколько лет — единственный старший брат. Поэтому уже в раннем возрасте Василий-Константин становится единственным прямым наследником рода Острожских (окончательно богатые имения рода перешли к князю после смерти единственной дочери старшего брата Ильи — Гальшки). Но сын оказался наследником отца не только по крови, но и по духу, продолжая и развивая все, чему тот положил начало или имел намерение осуществить.

Молодые годы князь Василий по­святил расширению оставленных ему отцом и без того огромных земельных угодий и укреплению своего политического положения. В 24 года он становится старостой Владимирским и воеводой Волынским, а еще через десять лет король Речи Посполитой назначает его воеводой Киевским. Это дает князю возможность распространить свои владения на большую часть территории современной западной и северной Украины и стать самым богатым человеком тогдашней Европы. И это во времена, когда по Городельскому акту 1413 г. дворянские права и права на государственную службу в Литве и Польше имели только католики (что и стало главной причиной постепенного окатоличивания и полонизации всех дворянских родов Украины). Князь же Василий-Константин сознательно и последовательно оставался “столпом Православия”, как его называли современники.

 

Рыцарь Православия

По свидетельству историков, владения князя Острожского во многом напоминали суверенную политическую и экономическую структуру, хотя формально князь признавал себя подданным короля Речи Посполитой. Подобно отцу, Василий-Константин собственными силами защищал земли от нападений татар, однако больше внимания уделял не военным походам, а сооружению оборонительных замков и укреплению городов. Но наиболее важное значение независимость князя имела в деле попечения о Православной Церкви и православном народе Украины в условиях католической экспансии на территории бывшего Великого Княжества Литовского. Эту обязанность князь Василий также унаследовал от отца, который прославился как основатель многих церквей, щедрый жертвователь Киево-Печерского монастыря, где и был похоронен. Однако для Василия-Константина Острожского защита Православия на землях Украины оказалась самым главным делом жизни.

По свидетельству современников, и сам князь Василий-Константин представлял собой образец благочестивой жизни. Так, в Великий пост он удалялся в монастырь, где проводил дни в размышлениях и молитве. Поэтому не удивительно, что не только по своему положению, но и по нравственной высоте князь был самым авторитетным защитником Православия не только в глазах католических иерархов и польского короля, но и православного духовенства, в частности князь поддерживал тесные отношения с Патриархом Константинопольским Иеремией, по некоторым источникам, переписывался с Иваном Вышенским. Кроме того, князь Острожский принадлежал к наиболее непримиримым противникам церковной унии 1596 г., он лично поддержал экзарха Вселенского патриарха Никифора на соборе в Бересте (Бресте), заявлял о своем протесте в письмах, а в послании призывал противиться действиям владык, которые игнорируют волю православного народа и ведут общество к расколу.

Решительность Василия-Константина Острожского в этом вопросе еще более заметна при аполитичности князя и религиозной толерантности, которая была нормой на подвластных ему территориях. В частности, жена Василия-Константина — София Тарновская — была католичкой, католиками стали и четверо из пяти детей князя. Лишь сын Александр унаследовал не только веру отца, но и ревностность в деле защиты Православной Церкви: он присутствовал на Берестейском соборе и выступал в за­щиту православной веры в сейме в Варшаве.

Подобно тому, как в военном деле Василий-Константин отдавал предпочтение укреплению обороноспособности, а не войне, так и в деле защиты Православной Церкви князь основное внимание уделял утверждению православного мировоззрения населения путем повышения уровня образования и общего культурно-религиозного развития.

 

Острожское Возрождение

Во владениях князя находилось 20 монастырей и более 600 церквей. Острожский не жалел средств на их убранство, заботился о том, чтобы в церквах служило образованное духовенство, для чего основывал школы при монастырях и церквах, а также поддерживал школы при православных мещанских брат­ствах. Это было крайне необходимо, поскольку православные священнослужители не могли получать надлежащее духовное образование в Речи Посполитой, со­ответственно не могли позаботиться и об образовании народа. В то же время католический орден иезуитов, благодаря хорошо налаженной и крепкой системе школ и коллегиумов, мог беспрепятственно распространять свои взгляды. Таким образом, православное население нуждалось в образовании, причем на всех уровнях. Поэтому в 1576 г. Василий-Константин учреждает первую в Украине высшую школу, основанную на европейской системе преподавания “семи свободных наук”, с первоочередным вниманием к изучению языков — церковнославянского, греческого и латыни.

Князь последовательно и упорно создавал в Остроге один из главных культурных центров Украины, продолжая некоторые начинания своего отца в сфере книгопечатания, но главным образом собирая в своем городе выдающихся ученых и деятелей культуры: Ивана Федорова, Герасима Смотрицкого, Василия Сурожского, Дионисия Палеолога. Однако гораздо больше славных имен среди воспитанников Академии, в числе которых: Мелетий Смотрицкий, Захария Копыстенский, Иов Борецкий, Стефан Зизаний, Петр Конашевич-Сагайдачный и многие другие. Некоторых учеников Академии князь отправлял учиться в Европу, или постигать науку монашеской жизни на Афоне. Острожская школа положила начало развитию школ по всей стране, в том числе самого известного из украинских высших учебных заведений  — Киево-Могилянской Академии.

Отдельного внимания заслуживает основанная князем в Остроге типография (еще одну он учредил позже в Дер­мани). Это была первая на Украине типография, работавшая для нужд Православия, деятельность которой имела непрерывный и систематический характер. При жизни князя было выпущено 25 высококачественных изданий: богослужебных книг, учебников, богословских и полемических трактатов, а также знаменитая Библия 1581 г., которая не только представляла собой первое полное собрание библейских книг на церковнославянском языке, но и была первым в Европе научно-критическим изданием Библии, поскольку ее текст готовился на основе внимательного изучения и тщательного сопоставления разных славянских, латинских и греческих рукописей. Князь лично принимал участие в работе над этим уникальным изданием, рас­ходуя значительные средства на поиск переводов и списков Библии по монастырям и привлечение к работе лучших переводчиков и редакторов.

Василий-Константин Острожский прожил долгую жизнь, поэтому имел возможность увидеть не только расцвет, но и начало упадка Острожской школы и типографии, кроме того, князю было суждено пережить двух из трех своих сыновей, в том числе и Александра (умер в 1603 г.). Последний православный князь Острожский скончался в 81-летнем возрасте 13 февраля (ст. ст.) 1608 г.

 * * *

В древние времена среди деятелей культуры существовала традиция посвящать свои произведения и труды властителям, прославлять своих покровителей в панегириках и поэмах. Богатейшие магнаты и землевладельцы своего времени, защитники родной земли от татарских набегов, ревностные поборники Православия в борьбе против унии и католической экспансии, князья Острожские часто упоминаются в полемических, поэтических и исторических произве­дениях XVI–XVII вв. Главной же заслугой князя Василия-Константина было то, что без его просветительской и издательской деятельности развитие православной культуры в Украине было бы на долгие годы приостановлено, ввиду преобладающего влияния католической Польши. Вот почему современники сравнивали его с просветителем Руси святым князем Владимиром:

“Владимир бо свой народ Крещением просветил,

Константин же благоразумия Писанием осветил...”

(Герасим Смотрицкий)

Екатерина Усачова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua