Православные храмы

Храм блаженной Ксении Петербургской (в Дарницком районе)

19 февраля 2011 года по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…

Часовня великомученика Георгия и храм собора двенадцати апостолов (в МАУП)

Часовня вмч. Георгия сооружена в 1999 г. 7/20 августа 1999 г.…

Публикации

“Будьте как дети”.

С 10 по 16 февраля в высокогорном поселке Усть-Чорна в Закарпатье проходил…

Изограф. (Инвалидам-колясочникам посвящаю)

В 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович, проводя…

Освящено изображение преподобного Онуфрия Великого

“Если кто подаст милостыню во имя мое или принесет дар Господу, то такому…

SkupojИзвестное евангельское изречение о том, что “удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное”, ставит под сомнение возможность спасения обеспеченного человека. В то же время мы знаем святых, канонизированных Церковью, которые были и богатыми, и знатными – Авраам, император Константин и царица Елена, Филарет Милостивый, князь Владимир, князья Борис и Глеб, Александр Невский и др. Их жития — свидетельство того, что спасение человека не зависит от богатства. Но среди прочих соблазнов мира сего деньги — дополнительное искушение, перед которым трудно устоять: они дарят власть и славу, тешат человеческую гордыню.

Что делать современному человеку, чтобы стремление к достатку не обернулось сребролюбием? Об этом наш корреспондент беседует с известным киевским проповедником протоиереем Андреем Ткачевым, настоятелем храма преподобного Агапита Печерского.

 

— Может ли воцерковленный человек стать успешным бизнесменом?

— На этот вопрос есть несколько ответов. Например, категорический: нет, церковная жизнь и бизнес несовместимы. Многие наши современники склонны завидовать богатым, подозревают их в том, что источники накопления состояний были так или иначе связаны с криминалом. И эта точка зрения имеет право на жизнь. Однако есть и иное мнение: предпринимательство и церковную жизнь можно совместить, хотя это столь же тяжело, как и пройти по лезвию. Одновременное устремление к благочестию и сосредоточение на заработке всех сил на самом деле свойственно не Православию, а протестантской этике. Крайним проявлением этики протестантизма можно считать отождествление добродетели и состоятельности человека, от чего предостерегал христиан апостол Павел. Но в западном мире есть и примеры состояний, сколоченных не на грабеже, а на умственных и энергетических усилиях людей. Например, Генри Форд утверждал, что ключ к успеху не золотой, а гаечный. Постсоветские богачи не блещут подобными меткими и емкими формулировками.

Православным людям, постоянно ощущающим иную реальность, готовым отказаться от всего и следовать за Христом, трудно отдаваться бизнесу, тогда как предпринимательство, равно как и любая другая деятельность, требует полной самоотдачи. Чаще случается, что воцерковление начинается после того, как бизнесмен сколотил состояние. И если человек, делая деньги, переступал через совесть, то он затем пытается загладить свои грехи правильным использованием богатства: помогает получить образование талантливым молодым людям из глубинки, питает алчущих, одевает нагих, строит храмы или школы. Именно о таком использования неправедно нажитого богатства некогда говорил святой Нонн Илиопольский состоятельной женщине, жившей распутно и покаявшейся: то, что собрано с грехом, может быть хорошо растрачено.

 

— Греховно ли стремление к получению прибыли?

— Напротив, оно естественно. Заниматься бизнесом, не рассчитывая на прибыль, — все равно, что сеять, не ожидая урожая. Такое делание можно счесть безумием. Кстати говоря, Сам Иисус Христос, проповедуя Евангелие, использовал категории вполне здравой рыночной деятельности. К примеру, в известной притче о талантах Господь дал понять, что ожидает от нас, Его должников, возврата талантов со стопроцентной прибылью. В экономическом смысле — это высший пилотаж. Таким образом, стремление к получению прибыли само по себе не греховно. А вот ориентация на сверхприбыль и неразборчивость в использовании методов для ее получения может быть греховной. Нельзя богатеть на чужой беде, обмане и подобных вещах, даже если это сулит рентабельность в 200 или 500 процентов.

 

— Чем здравое стремление к прибыли отличается от сребролюбия?

— Состоятельный человек должен быть внутренне свободен от собственного богатства. Это крайне тяжело, но важно хотя бы потому, что сокровища нельзя забрать на тот свет, после смерти с ними придется расстаться. Весьма поучительным для многих может быть пример Александра Меньшикова, которого Пушкин назвал “счастья баловнем безродным”. Когда Меньшиков вышел “из грязи в князи” и стал правой рукой Петра I, то подводы с золотом у его домов исчислялись десятками, г-н Меньшиков баснословно разбогател и стал страшно сребролюбив. Когда же при Петре II имущество Меньшикова конфисковали, а его самого отправили в ссылку, то он на удивление смиренно вернулся к бедности, к Псалтири и стал благодарить Бога за то, что Он его смирил. А вот жена Меньшикова умерла от шока.

Если человек не может пересесть с “Мерседеса” на “Жигули” и его бросает в дрожь от одной мысли об этом, то грош цена ему и его богатству. Если же человек хотя бы иногда думает о том, что было бы, если бы он ел постную картошку и считал копейки на проезд в метро, то он — настоящий богач. По большому счету, спокойствием при возврате к разбитому корыту можно измерить степень свободы человека от богатства. Кстати, в современном мире большие деньги редко бывают осязаемы. Это Авраам, имеющий стада верблюдов, ослов и прочей живности, был богат реально, а нынешние состояния в большинстве своем несколько виртуальны. Миллиардеры же не сидят на мешках с деньгами, их состояния в виде цифр перетекают с одного счета на другой при оплате товаров и услуг, то есть деньги крутятся около человека, который в любую минуту может стать нищим. В этом контексте отсутствие страха банкротства у бизнесмена можно считать признаком его здоровья.

 

— В мире бизнеса принято говорить об успехе. Что такое успех в понимании Церкви?

— Успех — это попадание в яблочко, деятельная самореализация человека в той области, в которой он может быть полезен другим и может и умеет больше, чем умеют другие. То есть успешным человек может быть и в науке, и в спорте, и в искусстве, и в бизнесе. Не все, правда, могут стать успешными предпринимателями. На закате перестройки многие переквалифицировались из инженеров в мелких бизнесменов, потом разорились, а сейчас спиваются и выживают, торгуя на рынках чужим дешевым товаром. Крайне важно, чтобы человек, чувствуя призвание к работе в денежной сфере, в процессе этой активности не потерял в себе образ Божий. Ведь каждый поступательный шаг наверх по финансово-общественной лестнице — это шаг навстречу Христу, Который спросит с тебя больше, чем с других.

 

— А за что ответственен бизнесмен?

— Человек — это намерение, и судится он не только по тому, что делает, но и по тому, что хочет делать. И в конце концов оценивать деятельность бизнесмена будут не люди, а Бог. От Него не скроешь желание получить моральные дивиденды или разрекламироваться в процессе проведения благотворительной акции. Равно как и наоборот — стремление сотворить доброе дело втайне от людей, для Господа, может быть вознаграждено. Раньше всякая прибыль (будь-то урожай или выручка от торговли) освящалась через десятину, которую можно тратить на развитие образования в деревнях, на облегчение участи неизлечимо больных, на помощь заключенным, ради Христа, на строительство храмов и возрождение молитвенной жизни… Все это, несомненно, влияет не только на будущую участь человека, но еще и на состояние его душевных сил в этой жизни. Вероятно, на успешных бизнесменов Бог смотрит с особенным вниманием, в этом смысле богатство — это большое искушение.

Если бы по мановению волшебной палочки можно было сделать богатым кого угодно, то мы ужасались бы после каждого такого превращения. Разбогатев, люди вдруг становились бы жестокими и алчными чудовищами. Ведь богатство способно пробуждать в людях спящие пороки. Но, вместе с тем, богатство — это и область миссии.

Правда, учить бедных терпению и незлобию легче, нежели учить богатых смирению и жертвенности.

 

— Почему, как Вы думаете?

— Богатые подозрительны. Они часто склонны подозревать ближних в корысти, им крайне трудно найти хороших друзей, полагаться на человеческую порядочность, у богатого всегда есть соблазн думать, что его рассматривают исключительно как мешок с деньгами. Когда-то в Сирии были неурожаи, и начался голод. Люди обратились к преподобному Ефрему Сирину, чтобы он проповедью расположил богатых к милостыни. Ефрем Сирин пришел и сокрушил их сердца своими словами, но оказалось, что богатые сами не в состоянии ходить и кормить всех бедных, а людей, которым можно было бы доверить деньги, найти трудно. Эта проблема актуальна и по сей день. Сплошь и рядом бывает, что к богатым людям обращаются за помощью, а получив деньги под благовидным предлогом, тратят их не по назначению. Результат таких историй зачастую печальный — желание творить милостыню может надолго покинуть сердце обманутого богатого человека.

 

— Является ли воровством уклонение от уплаты налогов?

— Прямой ответ на простой вопрос — да. Хотя если государство, определяя ставки налогов, превышает допустимые лимиты, то оно провоцирует бизнесменов на воровство, а самих налоговиков превращает в рэкетиров. Если из десяти заработанных гривен нужно восемь отдать государству, то можно не удивляться тенизации экономики. И виноваты в этом не те, кто утаивает часть заработанного от контролирующих органов, а те, кто устанавливает налоги сверх меры. Можно следовать еще худшими путями истории — собирать налоги с каждого окна или трубы, присваивать в муниципальную казну все то, что упало с воза. Но такие новации спровоцируют волны эмиграции, заставят увести деньги в тень, что потом ударит по тому же государству. Да что там говорить? У нас те, кто ходит по подиуму, зарабатывают в тысячи раз больше тех, кто пашет землю. Зачем нам тогда государство?

 

— У некоторых социальных групп есть свои покровители. У моряков и водителей — это Николай Чудотворец, у пчеловодов — преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Чьему примеру должны следовать предприниматели?

— Торговцами были Иоанн Сочав­ский, Серафим Вырицкий и многие другие православные святые, но это закрепление покровительства за определенным видом деятельности можно как поощрять, так и критиковать. Это у католиков Жанна д’Арк почему-то признана покровительницей радио и телевидения. Я не думаю, что подобный подход в отношении к святым следует прививать православным людям. Такие попытки жестко упорядочить мир молитвы свойственнны католицизму, а не Православию. Любому святому можно молиться о помощи в любом деле. Тот же Николай Чудотворец может помогать и бизнесменам, ведь помощь направляется не на дело, а на самого человека, просящего помощи.

Беседовал Вячеслав Дарпинянц

коллаж Анастасии Гораш

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me