Православные храмы

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…
Публикации

О дисциплине души и разума

Перед Церковью и церковной общественностью сегодня стоит задача христианского…

Иерусалимская церковь – колыбель христианства

Колыбель христианства и хранительница священных сокровищ Святой Земли,…

Орден преподобного Нестора Летописца

Украинская Православная Церковь, согласно Уставу, имеет свою систему…

“Пребывай в том учении, которое ты принял” История Болгарской Православной Церкви

Trojanskij_monastir

Начало

Часть ІІ. От османского завоевания до настоящего времени

Болгария под османским игом и Церковь

Ослабленная феодальными усобицами и войнами с соседями — Византией, Сербией и Венгрией — Болгария в конце XIV в. на долгие пять столетий утратила свою независимость, а вместе с ней — и церковную автокефалию. После битвы на Косовом поле, где нанесли поражение сербам и боснийцам, османские войска вторглись в Венгрию, но были отброшены. Последний болгарский царь Иван Шишман попытался установить союз с венгерским королем Жигмондом, чтобы устоять против турок, но султан Баязид упредил нежелательный для него поворот событий. В 1393 г. его огромная армия вторглась в Болгарию и осадила Тырнов. Жители самоотверженно защищали город. Царя тогда не было в столице, и вся тяжесть правления пала на плечи патриарха Евфимия. Согласно преданию, Баязид уже отчаялся взять город, но изменник указал туркам путь в стан осажденных. Пытаясь облегчить участь своей паствы, святитель Евфимий смело отправился в лагерь турок. “Сам турецкий полководец был изумлен таким подвигом Патриарха — замечает профессор К. Е. Скурат, — принял его довольно ласково и отпустил с миром. Но после взятия Тырнова турки приговорили Евфимия к обезглавливанию, затем приговор заменили пожизненной ссылкой во Фракию. Год кончины доблестного иерарха неизвестен. В народе о нем сохранилась память как о национальном герое и благодетеле страны. Болгарская Церковь причислила его к лику святых”.

Его друг и единомышленник святитель Киприан в 1375 г. был рукоположен Константинопольским патриархом Филофеем в Киевского митрополита, а с мая 1381 г. (окончательно с осени 1390 г.) и до дня своей кончины 16 сентября 1406 г. он был митрополитом Московским и всея Руси. Киприан Болгарин, подчинив себе в церковном отношении земли всей Руси, много делал для ее духовного единения. Книжник и духовный писатель, самоотверженный пастырь, вдохновенный иконописец, он внес неоценимый вклад в культуру восточных славян.

В 1396 г. было покорено Видинское царство — последний очаг болгарской государственности. “Никогда ранее за всю предшествующую семивековую историю Болгарии ее народ не испытывал более тяжкой доли, чем в эпоху османского ига, — пишет академик Г. Г. Литаврин. — Под угрозу было поставлено само существование болгар как особой славянской этнокультурной общности… Народ был подвергнут со стороны восторжествовавших иноверцев не только материальному, но и тяжкому духовному угнетению”. Прервался небывалый взлет болгарской культуры эпохи Второго Болгарского царства, связанный прежде всего с деятельностью Тырновской литературной школы и ее главы — последнего болгарского патриарха Евфимия, названный академиком Д. С. Лихачевым “восточноевропейским Предвозрождением”.

Вскоре после османского завоевания Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Патриархии на правах митрополии. Духовная жизнь болгар теплилась теперь лишь в пределах Охридской архиепископии, однако и здесь предстоятелями были греки-фанариоты, не заинтересованные в развитии славянской культуры. В 1767 г. архиепископия прекратила свое существование, подчиненная Константинополю на правах Преспанской митрополии.

Но мужественный болгарский народ не смирился с порабощением и всегда хранил верность Православию. Все усилия Порты увеличить численность приверженцев ислама в болгарских землях путем миграции турок и поощрения перехода местного населения в мусульманство привели лишь к засилью турок в городах. Несмотря на массовый увод болгар в рабство в другие части империи, “налог кровью” (отбор мальчиков для воспитания из них янычар), доля мусульман в населении через 100 лет после завоевания составила только четверть. Были, конечно, те, кто в надежде на облегчение своей участи принимали ислам, но это лишь немногие. Вновь отстраивались и расписывались такие монастыри, как Бачковский, Рыльский, Кремиковский и другие. Хотя для этого требовался особый фирман султана, строились новые монастыри, например Троянский, основанный около 1600 г. выходцами с Афона.

 

Болгарское Возрождение

С конца ХVII в. Османская империя, слабо связанная экономически, раздираемая сепаратизмом местных пашей и восстаниями покоренных народов, терпит поражение за поражением и теряет былые территориальные приобретения в войнах с соседями, прежде всего — с набирающей силы Россией и Габсбургской монархией. Для Болгарии последние десятилетия ХVIII — первая половина ХIХ вв. стали временем подлинного национального Возрождения. У истоков его стоял выдающийся сын болгарского народа, первый его историк, иеромонах Паисий Хилендарский (1722–1798, по некоторым данным †1773 г.). В 1762 г. преподобный Паисий написал “Историю славяно-болгарскую о народах, и о царях, и о святых болгарских”, где привел факты минувшей славы и величия своего народа. Его ученик и последователь, “народный будитель” епископ Врачанский Софроний (в миру Стойко Владиславов, 1739–1813), способствовал широкому распространению труда преподобного Паисия в рукописных списках (напечатана книга была лишь в 1844 г.). Он издал в 1806 г. и первую печатную книгу на новоболгарском языке — “Неделник”.

В связи с оживлением торговли и ремесла, ростом городов, в которых болгары снова стали большинством, возникла потребность в реформировании образования. Немногочисленные “келийные” школы при храмах и монастырях, благодаря которым сохранилась славян­ская письменность в стране, не удовлетворяли новым требованиям. Школы более высокого уровня были греческими. Их выпускники-болгары создавали в 10-20-х гг. ХIХ в. сначала двуязычные, а потом и чисто болгарские школы, писали учебные пособия на родном языке, важнейшим из которых был т. н. “Рыбный букварь” Петра Берона — краткая энциклопедия для детей по всем отраслям знаний.

Национальное Возрождение болгар ярко проявилось в строительстве новых храмов, целых монастырских комплексов, расписанных прекрасными художниками. После пожара 1833 г. архитекторы и мастера Петр Иванович, Алексей Рыльский, Миленко из Радомира и Павел из Киримин создали прекрасный комплекс Рыльского монастыря, который расписывали самые выдающиеся болгарские художники, в том числе из семьи Зографов. Захарий Зограф прославился также своими работами в Троянском мона­стыре. Тысячи каменщиков, плотников и просто подсобных рабочих со всей Болгарии добровольно и бесплатно трудились над восстановлением на­циональной святыни.

 

Борьба болгар за национальную и церковную независимость

Во второй четверти ХIХ в. остро встал вопрос об автономии Болгарской Церкви. Болгарские церковно-национальные деятели полагали, что болгары имеют право на восстановление автокефалии своей Церкви (даже в ранге Патриархата), ведь в душах верующих болгар сохранилась светлая память о Тырновской Патриархии.

Во все века османского владычества со стороны Константинопольского Патриархата и греческого высшего духовенства предпринимались систематические попытки эллинизировать Болгарскую Церковь. С 1820 г. начинаются массовые выступления против греческого духовенства в Болгарии, когда выдвигаются требования о замене греческих архиереев болгарскими. Однако вначале это было непросто осуществить ввиду нехватки образованного священства. С 1838 г. болгарские иноки начали обучаться в духовных академиях России. Тем не менее, борьба была острой и длительной. В 40-е гг. ее возглавляли архимандрит Хилендарского монастыря Неофит Возвели, написавший язвительный памфлет против греческого духовенства: “Просвещенный европеец, полуумершая мать-Болгария и сын Болгарии”, и постриженник той же обители отец Иларион Стоянович.

В 1858 г. Константинопольский патриарх Кирилл VII созвал Собор. На нем болгарские представители выдвинули скромные требования: 1) избрание архиереев в епархиях, на местах; 2) знание архиереями языка населения края, где они будут совершать служение; 3) установление им жалованья. Но и эти требования были отклонены греческим духовенством. Тогда 3 апреля 1860 г., в день святой Пасхи, с амвона болгарского храма в Константинополе епископ Иларион вместо имени Патриарха помянул все православное епископство. Этим деянием Болгарская Церковь отделялась от Патриарха.

“Наконец, турецкое правительство, — пишет профессор К. Е. Скурат, — видя твердую целеустремленность болгар и растущее волнение в империи, 28 февраля 1870 г. обнародовало султанский фирман об учреждении независимого Болгарского Экзархата для епархий болгарских, а также тех епархий, православные жители которых в своем большинстве (две трети) пожелают войти в его юрисдикцию. Экзархату предлагалось поминать Константинопольского Патриарха за богослужением, ставить его в известность о своих решениях и получать для своих нужд святое миро в Константинополе. Фактически султанским фирманом восстанавливалась независимость Болгарской Церкви, которой она совершенно неканонически была лишена в конце XIV в. и во второй половине XVIII в. Одновременно этим актом Турецкая империя признавала существование на Балканском полуострове отдельной болгарской народности”.

В феврале 1871 г. в Константинополе собрался Первый Болгарский Церковно-Народный Собор из виднейших участников национально-освободительного движения (епископов: Макариопольского Илариона, Пловдивских Панарета и Паисия, Видинского Анфима, Ловчанского Илариона и других духовных и светских лиц), который выработал Устав Болгарского Экзархата. Патриарх и далее не склонен был к уступкам. Тогда избранный экзархом Видинский митрополит Анфим 11 мая 1872 г. совершил в болгарском храме Божественную литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной. Константинопольский Патриарх Анфим VI созвал 16 сентября 1872 г. Поместный Собор (“Великий Местный Синод”), который осудил “филетизм”, т. е. племенное деление в Православии, и провозгласил враждебными “Единой Соборной и Апостольской Церкви” его сторонников. Болгарская Церковь была объявлена схизматической (раскольнической).

Тем временем бурные события мировой истории привели к восстановлению болгарской государ­ственности. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 гг. образовалось лишь номинально зависящее от султана Болгарское княжество. В 1908 г. оно окончательно провозгласило свою независимость. И лишь когда большинство болгар оказалось после Балканских войн в пределах своего государства, экзарх Иосиф (1877–1915) переехал за два года до своей кончины в Софию.

“После него в течение 30 лет самостоятельное развитие церковной жизни и выборы нового главы Болгарской Церкви встречали всевозможные пре­пятствия, — пишет профессор К. Е. Скурат. — Делами Церк­ви ведал Священный Синод под председательством Наместника-Председателя, каким мог быть избран каждый из митрополитов на четырехлетний срок. Тем не менее, Болгарская Церковь продолжала выполнять священный долг: учила свою паству православно верить и по вере православно жить, развивала благотворительную деятельность, заботилась о духовном просвещении”.

В 1921–1922 гг. был созван Второй Церковно-Народный Собор представителей всего православного болгарского народа. Он упорядочил положение духовенства и решил различные вопросы, касающиеся внутреннего устройства Церкви, выработал Устав, кодифицировал болгарские церковные законы. Но только спустя пятнадцать лет, после значительных сокращений и изменений Положение Болгарской Православной Церкви было узаконено государством.

 

Восстановление Болгарской Патриархии. Церковь на современном этапе

После освобождения Болгарии Советской Армией с разрешения правительства Отечественного фронта 21 января 1945 г. Софийский митрополит Стефан был избран Болгарским экзархом. По ходатайству Русской Православной Церкви перед Константинопольским патриархом Вениамином 22 февраля того же года совершилось давно желанное и ожидаемое событие — схизма была прекращена. В 1953 г. вновь возникли недоразумения в отношениях с Константинопольской Церковью, когда 10 мая на Третьем Церковно-Народном Соборе был избран и торжественно интронизован Болгарский патриарх Кирилл, выдающийся богослов и церков­ный историк. Такое “дерзно­ве­ние” — вос­становление своего древнейшего патриаршего достоинства — пришлось не по нраву Константинополю. А ведь за восемь лет до того он издал специальный томос, которым снял с болгар схизму и признал Болгарскую Церковь независимой. И только в 1961 г., по настойчивому ходатайству Русской Православной Церкви, Константинопольский престол признал достоинство Болгарского Патриарха.

С 4 июля 1971 г. Болгарскую Церковь возглавляет Святейший Патриарх Максим — видный богослов, ревностный церковный деятель и пламенный патриот. Верующим людям он известен чистотой монашеской жизни, справедливостью, честностью и добротой. Наделенный большими организаторскими способностями, Его Святейшество является активным деятелем в сферах межправо­славных отношений, экуменической и миро­творче­ской.

В 1992 г. в Болгарской Церкви произошел раскол. Пользуясь поддер­жкой новых властей, раскольники выступили против патриарха Максима, создали “альтернативный Синод” и захватили большую часть церковного имущества. 2–4 июля 1997 г. состоялся IV Церковно-Народный Собор БПЦ. Собор призвал власти не препятствовать, а содействовать Церкви в исполнении ее спасительной миссии на благо народа и Отечества и осудил действия раскольников, призвав их к покаянию и возвращению в лоно Матери Церкви. Церковно-Народный Собор был признан постоянно действующим органом, который должен собираться каждые 4 года.

В 1998 г. с целью уврачевания раскола в Софии состоялся расширенный и надюрисдикционный Всеправославный Собор, в котором участвовали представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов. На соборе представители альтернативной “Болгарской Патриархии” заявили, что каются и желают возвратиться в лоно единой Православной Церкви. Однако позже раскольники возобновили свои нападки на Церковь. В 2003 г. в Болгарии был принят закон о религиозных организациях, который признал статус Болгарской Православной Церкви и не признал “альтернативный” синод.

Сейчас Болгарская Православная Церковь насчитывает около 6,5 млн. верующих внутри страны и еще 1,5–2 млн. за рубежом. В стране существует около 120 монастырей, где подвизается около двух сотен монахов.

Владимир Моисеенко, историк

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu