Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в детском доме «Малятко»)

Детский дом «Малятко» около 10 лет духовно окормлялся до постройки…

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Храм преподобного Ильи Муромца

Храм располагается на территории полигона гражданской обороны.
Публикации

Книга общегосударственного значения

23 мая в киевском Доме учителя состоялась научно­-практическая конференция…

Что может быть прекраснее матери

Однажды мне удалось побывать на Круглом столе, посвященном вопросам отношения…

Піст і молитва

В одному з євангельських оповідань розповідається про милість, яку Господь…

Благословенная Старость

Blagoslovenna_starostjСегодня перед православным человеком возникает множество вопросов по поводу того, как спасаться в современном мире, и мне кажется, главный из них: “Как жить в мире и быть не от мира?”. Эта заповедь очень трудна не только в исполнении, но часто и в понимании. Нередко на пути следования ей люди впадают в различные крайности: кто-то ищет высоких духовных состояний, забывая совет Исаака Сирина о том, что “горе и люто есть предати новоначальному высокое”, кто-то пытается втиснуться в рамки традиций прошлого, а кто-то впадает в духовную всеядность. У кого же искать помощи и вразумления? Святые отцы говорили, что учиться нужно у опытных, т. е. у тех, кто уже прошел дорогу, по которой мы только начинаем идти. Прежде всего, это священники, люди, имеющие духовный опыт. Для нас это могут быть и те, кто гораздо старше нас по возрасту… наши бабушки и дедушки.

То, что старость в нашем обществе почитается мало, в особых доказательствах не нуждается. Именно поэтому нам хочется рассказать вам о благословенной старости, т. е. о старости как благовествовании. Это бывает, когда человек прожил всю жизнь во Христе и со Христом.

 * * *

Я не знаю имени этого человека и его возраста. Он уже совсем седой, и лицо его избороздили морщины. В храме он всегда стоит на одном и том же месте, полностью выстаивая всю службу. “Что же в этом удивительного?” — спросите вы. А то, что и на двух-то ногах тяжело постоять 3–4 часа, а на одной — и подавно. А он стоит, опираясь на костыли. Его глаза при этом всегда светлы и ясны, а выражение лица радостно. Сегодня к словам Чехова “глаза — зеркало души”можно отнестись как к литературному штампу. Но глядя в глаза этого мужественного человека, понимаешь, что так оно и есть — в его глазах отражаются доброта и любовь. Когда мимо него провозят инвалидную коляску с ребенком, он улыбается малышу, пытаясь ободрить его и одарить душевным теплом. Этот дедушка для меня — пример смирения и благодарности Богу за посылаемые скорби. Любые болезни и трудности кажутся мелочью перед его радостным несением своего креста. “Спасибо вам, добрый человек, за вашу веру и любовь”.

 * * *

На прием к врачу в поликлинике уже выстроилась длинная очередь.

А врача все не было. Люди начинали потихоньку возмущаться: “Нужно пойти в регистратуру и спросить, где врач? Может, она заболела? Заодно и пожаловаться на такое безобразие”. Вроде бы логично… Но то, что логично, не всегда верно. “Ну зачем же сразу жаловаться. В городе везде пробки. Если бы врач не могла приехать, она бы обязательно позвонила”, — твердо, но без нажима сказала одна бабушка. Ее и бабушкой-то назвать было трудно, настолько подтянуто и бодро она выглядела. Сказала, и продолжала свой разговор с молоденькой девушкой:

— Ну а что, бабушка твоя умерла, а иконы-то семейные оставила?

— Она мне молитвослов свой оставила. Ведь она и войну, и голодомор пережила. Рассказывала, как ежиков и червяков ели.

— Ой, да чего только тогда не ели. Но знаешь, вот сейчас все на прилавках есть, а денег на это у стариков нет. Я помню, как в войну покупала тоненькую краюшечку хлеба, за последние деньги. Она тихонько рассмеялась. В голосе старушки не чувствовалось ни обиды, ни ропота. Она делилась своим прошлым опытом и сравнивала его с опытом настоящим.

Молодая врач в верхней одежде уверенно и деловито прошла в свой кабинет. “Спаси Вас Господи”, — тихо и приветливо поздоровалась с ней бабушка. Она стояла первая в очереди. Какая-то женщина крикнула ей: “Бабуля, заходите, чего ждете, она и так опоздала”. “Женщина, потерпите немного, — смело и без злобы ответила “бабуля”, а потом более мягко добавила: “Добрее надо быть. Ведь человек с дороги устал. Ему и раздеться надо”. И это подействовало! Ведь не было в ее тоне надменного учительства. Буквально через две минуты врач выглянула и, любезно улыбнувшись, сказала долгожданное: “Заходите”.

“Вот это отпор”, — подумалось мне. Есть чему поучиться: и смело, и зрело. Я сама чувствовала, что иногда нужно уметь и защищаться, но как это сделать так, чтобы не обидеть другого, не сделать ему больно? А тут живое руководство. И главным были не слова, а тон. В нем была и твердость, и увещевание, и сокрушение, и любовь. Вообще, внутреннее состояние этой пожилой женщины напоминало состояние мастерски натянутой струны. Бабушка “звенела”, а значит, она не была “перетянута”, но в то же время и не была “растянута”. Вот так! Кого-то скорби озлобляют, а кого-то закаляют.

 * * *

Я стояла в маршрутке, одной рукой держась за поручень, а второй пытаясь “ухватиться” за воздух. Так трясло и шатало. И с горечью смотрела, как по узенькому проходу шел старичок, и никто не собирался уступать ему место. “Наверное, ему обидно”, — решила я. Дедушка поднял глаза, и я увидела в них спокойствие и какую-то глубину и неземную мудрость. “Либо фантазии затмили мой разум, либо этот дедушка человек православный”, — пыталась догадаться я. И тут маршрутку в очередной раз хорошо качнуло, и какой-то молодой человек, чуть не сбил старичка с ног.  Парень выпрямился, забыв извиниться. Дедушка, повернув к нему голову, сказал: “Спаси Господи”. Это прозвучало одновременно и как извинение, и как прощение. Похоже, этот умудренный Богом и годами человек и не думал обижаться, а я, как всегда, судила по себе. Вот такое вот живое воплощение евангельских истин в маршрутке.

 * * *

Да, это все маленькие истории о маленьких событиях. В них нет больших подвигов и громких слов. Но знающие люди говорят, что именно в мелочах раскрывается сущность человека.

И меня тянет ко всем таким бабушкам и дедушкам. Хочется познакомиться поближе, поговорить и обратиться с единственной просьбой: “Научите нас, неразумных, как нам жить, как терпеть. Ведь вы прошли и войну, и голод, и холод, а мы и самую малость потерпеть не можем”. И кажется мне, что поняли они что-то такое, чего мы понять никак не можем, и что словами передать трудно, а можно только понять через  живой опыт. “Не уносите это с собой, поделитесь с нами. Нам так нужна ваша мудрость, нам так нужна ваша благословенная старость”.

Просим и наших читателей поделиться своими рассказами о добрых людях, умудренных жизненным и духовным опытом, а может быть, кто-то из людей старшего поколения захочет написать нам о себе, захочет сказать слово на пользу сегодняшней православной молодежи.

 Анастасия Бондарук

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu