Православные храмы

Свято-Троицкий храм (при Институте фтизиатрии и пульмонологии НАМН Украины)

9 ноября 2015 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Преображенский храм (при пенитенциарной службе)

Решение о возведении храма при пенитенциарной службе было принято на…

Храм Всех святых (на Лесном кладбище)

Строительство «типового» деревянного храма началось летом 2007 г.…

Публикации

Радоница

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К…

Таинственный “Остров”

Не раз в мировой истории мореплаватели после долгих блужданий и опасностей,…

То был Ангел (о звезде Рождества Христова)

В некоторых книгах говорится о положительном значении астрологии. В частности,…

 

Nikolskij_sobor_ManhetenНазвать Америку, а тем более, Нью-Йорк вавилоном — значило бы слишком приуменьшить степень смешения и разношерстности живущих здесь народов и исповедуемых ими религий. Более пеструю картину невозможно себе представить – и паранджи, скрывающие лица мусульманских женщин, и черные пиджаки похожих на пингвинов хасидов, и розовые тоги буддистов, и, порой, такие одежды, о принадлежности которых даже понятия не имеешь! Однажды моя дочка, которой было тогда около трех лет, воскликнула: “Папа, смотри — гномик!” Я поперхнулся — перед нашей машиной переходил дорогу мужчина в разноцветных одеждах и шапочке в виде колпачка, у него была белая борода, но без усов, точно как у персонажей сказки о Белоснежке.

Особая история — черное население. Среди них вы можете найти и иудеев, и мусульман (боксер Мохаммед Али тому пример). А зайдите в их христианскую церковь — и вы увидите картину (не икону) Тайной Вечери, где все апостолы, за исключением Иуды, — ...черные! Не говоря уже о том, что свои мессы они служат под рок-н-ролл!

Поначалу мы очень боязливо-настороженно относились ко всему этому спектру религиозных воззрений наших новых соотечественников. В центре Бруклина, перед Бруклинским мостом расположились два здания под светящейся неоновой вывеской “Watch Tower” — да, да, та самая “Сторожевая башня” свидетелей Иеговы.

Однажды я в метро прочитал рекламный плакат, в переводе звучащий так: “В этом городе не помешает иметь бога на своей стороне”. Я написал “бога” с маленькой буквы по известным причинам.

Всевозможные, немыслимые секты — все находят здесь себе прибежище. Сначала мы несколько смущались. Но со временем перестали замечать, а самое главное, — еще больше укрепились в истине, что “...создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”. Нам ли кого-то бояться!

 * * *

Верят ли американцы в Бога? Подавляющее большинство заявляет, что да. Недавний опрос показал, что кандидат в президенты США не имел бы шансов быть избранным, если бы объявил себя атеистом. Один мой приятель, устраиваясь на работу, показал выписку из советского диплома, где среди прочих предметов стоял “научный атеизм”. Его интервьюер был просто в шоке. Как сокрушался мой неверующий приятель — в глазах работодателя наличие такого предмета поставило под сомнение всю систему советского образования!

Да, они исповедуют другие религии, другие конфессии, другую веру, другие догматы. Соглашаться нам с ними в этом нельзя, полемизировать— возможно, а проявлять любовь — необходимо.

В свою очередь, американцы одинаково уважительно относятся ко всем без исключения религиям и конфессиям. И если как религиозная доктрина это совершенно неприемлемо, то для мирной и благоустроенной жизни людей это единственно возможный путь. И на работе, и в быту все с почтением относятся к вере друг друга. И это приятно осознавать. Стоит, например, заявить, что у тебя грядет праздник, руководство без вопросов предоставит тебе выходной день. Во многих компаниях сотрудники имеют право на определенное количество “плавающих” выходных в году именно для религиозных праздников. Для нас, православных, несовпадение календаря предоставляет даже некоторую практическую выгоду. Например, я всегда вызывался дежурить 25 декабря или в дни до и после католической Пасхи, получая за это двойную оплату. Зато потом брал выходные в нужные мне дни.

* * *

Наш храм — маленький. Построенный около 100 лет назад, по архитектуре он представляет собой нечто больше похожее на стандартный американский дом. Только сверху над ним высится купол с крестом, а боковые стены имеют внешние выступы, придающие плану форму креста.

Настоятель храма св. Николая в Байонне, нашего храма, о котором идет речь, — прот. Александр. Человек, родившийся в США, потомок профессорских петербургских и львовских семей, которые в годы революции не вернулись в охваченную смутой Россию. Когда мы пришли сюда, приход состоял из десятка, не более, старичков и старушек, казавшихся ровесниками самого храма. Сейчас их осталось еще меньше. Но приход вырос в несколько раз за счет новых прихожан — молодых, недавно приехавших из разных республик бывшего Союза.

Американские старушки — это отдельная тема для рассказа. Они всегда одеты исключительно опрятно и даже модно. Они не носят белых платочков в мелкий синий горошек и длинных юбок — напротив, каждый раз, когда видишь их в церкви, кажется, что они только что из парикмахерской и косметического салона. Хоть это и непривычно для “российского” взгляда, в Америке это само собой разумеющееся бытовое условие, которое ни у кого не вызывает вообще никаких эмоций и помыслов. Важно другое: американские приходские старушки, как и наши “белые платочки”, исполнили свое, предназначенное им одно и то же служение — благодаря им Церковь сохранилась и выжила. В годы, когда в Советском Союзе власти попирали и пытались уничтожить церковь, в Америке в еще более тяжком положении находилась именно Русская Православная Церковь — не Зарубежная, а именно Московского патриархата, — о ней идет речь. Человека, называвшего себя русским православным тут же называли, как это ни смешно, коммунистом. А к коммунистам, особенно русским, в Америке известно какое было отношение в годы холодной войны. Отец Александр рассказывал, что были люди, при заполнении всяческих анкет, как это ни прискорбно, называвшие себя католиками, боясь признаться в том, что они православные…

Храмы в США принадлежат непосредственно приходам. А это значит, что все расходы на содержание — аренду земли, коммунальные услуги, поддержание здания, ремонты, уборку, вывоз мусора, отопление, электричество и тому подобное — ложились на самих прихожан. В Америке это все очень существенные расходы. А американские рокфеллеры и ротшильды, известное дело, не спешат жертвовать на Русскую Православную Церковь. И для малочисленных приходов, где большинство прихожан – совсем уж не богатые пенсионеры, это еще и очень тяжелое испытание для семейных бюджетов.

Низкий поклон вам, старичкам и старушкам, которые несмотря на всю тяжесть времен, на все политические и социальные потрясения, влекомые любовью Христовой, вынесли на своих плечах все тяготы, отстрадали сердцами своими все скорби и сохранили для  нас Церковь — по разным берегам океанов, на всех континентах.

 * * *

На пасхальной службе в Кафедральном соборе Нью-Йорка не протолкнуться. Прямо чувствуешь себя снова в Киеве. И вообще тут такое ощущение родной земли, что когда выходишь после службы на улицу, сразу удивляешься: откуда здесь столько иностранцев? Собор св. Николая в Манхэттене — не отдельно стоящее здание, а “вросшее” в ряд других домов. Поэтому пасхальный крестный ход совершается вокруг целого квартала. Местные жители давно к этому привыкли и знают, что в Православную Пасху ночью будет немножко шумно. Городская полиция дежурит всю ночь, перекрывает движение на прилегающих улицах, чтобы по ним прошел крестный ход. Кого только не увидишь в ночь Светлого Воскресенья! Вот среди толпы стоит группа монахов “не нашего” облика. Они в коричневых сутанах, подпоясанных пеньковыми веревками. Францисканские монахи, католики. Что они здесь делают?

— Это друзья отца Иоакима, — пояснил мне один знающий прихожанин. Они скоро обратятся в Православие. Правда, — улыбнулся он, — они еще об этом не знают.

Отец Иоаким, один из служивших в ту ночь, — настоятель небольшого монастыря в центре Манхэттена. Да, да, среди бетонно-кирпично-стеклянного города можно найти и православный монастырь. Там всегда накормят и приютят на ночлег бездомного.

Раньше это был католический монастырь. Но промыслом Божиим о. Иоаким вместе со всей братией обратились в Православие.

Одно время по воскресеньям они приходили к нам в собор и служили раннюю литургию. А на Пасху — всегда вместе. Многим очень нравится их хор. Они поют самый что ни есть наш обиход. Поют чистенько, правильно, безстрастно. Чувство тихой светлой радости охватывает, когда слушаешь их. Хоть и поют они на английском. God have mercy — Господи, помилуй.

Вспоминается анекдот: старушка в церкви сокрушается: «У них все не по-нашему. Только и поняла, что “ис полла эти деспота”».

Александр Венников

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua