Православные храмы

Храм благоверного князя Александра Невского (на Оболони)

21 сентября 2011 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы…

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (на Соломенке)

5 ноября 2011 года, в Киевском скверике - на пересечении улиц…
Публикации

Сорняки или плоды?

Современная наука возникает именно в христианской цивилизации. Предпосылки к…

Духовное значение церковной свечи — нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле…

“Пред святою твоею иконою...” 5 августа — праздник Почаевской иконы Божией Матери

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь…

Семь Столпов Православия. Пято-Шестой Трулльский Собор

Propovedj

Предыдущий материал

Исторически сложилось так, что ни Пятый, ни Шестой Вселенские Соборы не составили особых правил церковного устроения, как это обычно делали предыдущие Соборы. Церковь же, после победы над ересями, нуждалась в восстановлении должного порядка, пересмотре и упорядочении правил, количество которых многократно увеличилось с IV в. В связи с этим, в 691–692 гг. император Юстиниан II созывает в Константинополе собор православных иерархов. Этот Собор, как дополнивший определения Пятого и Шестого Вселенских Соборов, именуется Пято-Шестым или, как продолжение Собора 681 г., соединяется с ним под общим именем Шестого Вселенского Собора, Трулльского. Называется же этот Собор Трулльским, потому что его заседания проходили в императорском дворце под сводами (слово “труллы” в переводе с греческого означает “своды”), где проходил и Шестой Вселенский Собор. В работе Собора приняли участие 227 епископов, причем не только из восточных областей империи, но и из западных.

В решениях Трулльского Собора мы видим заботу о благоустройстве Церкви, которую проявили и церковные иерархи, и сам император, созвавший Собор.

Выделим из правил Собора наиболее важные не только для Церкви в целом, но и для каждого христианина.

В первую очередь укажем на требования к священнослужителям. Собор утвердил норму, согласно которой принимающие церковное служение иподиаконства, а также священный сан диакона или священника, не имеют права вступать в брак после возведения в степень (правило 6). В то же время, Собор постановил, что епископат должен состоять из безбрачных лиц (12).

Также была отвергнута практика, имеющая корни в иудействе, избирать и поставлять в клир только из семей клириков (33).

Священник не имеет права переходить из одной епархии в другую без разрешения епископа (17). Важно и то, что 19-е правило Собора обязывает священнослужителей проповедовать постоянно, особенно же в воскресные дни, причем проповедь должна основываться на Священном Писании в толковании Отцов Церкви. В то же время, 64-м правилом Собор запретил публичную проповедь мирянам.

Священнослужителям предписано быть в общественных местах в приличествующей их сану одежде (27) и запрещено посещать увеселительные места (“ристалища”, “театр”, “зрелища”) (24, 51).

В отношении уставного богослужения, Собор запретил во время общего пения в церкви употреблять “бесчинные вопли”, “вынуждать из себя неестественный крик” (75), подтвердил ранее установленный запрет преклонять колени в воскресные дни (90). В Светлую седмицу Собор предписал верным “непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, … чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждая­ся” (66). Также Собор указал, что если кто-либо из верных, не имея на то уважительной причины, три воскресных дня подряд не приходит в храм на общественную молитву, тот должен быть удален от общения церковного (80).

Особо следует отметить, что в VI и VII вв. в отдаленных частях Византийской империи (в частности, римской и армянской) в устав и жизнь верующих вводились новые, ранее не известные обряды и традиции, идущие вразрез с традицией и уставом Христовой Церкви. Против этих обрядов направлены правила Собора, запрещающие обязательный целибат духовенства (13) и совершение полной Литургии в будни Великого поста (52), отвергающие пост в субботу (55). Собор также запретил 82-м правилом изображать Христа в виде агнца, как это было принято в Римской Церкви.

В отношении вкушения пищи Собор постановил приступать к таинству Причащения строго натощак (29), запретил армянский обычай вкушать в субботы и воскресенья Великого поста сыр и яйца (56), подтвердил запрет на употребление пищи с кровью животных (67).

Запретом распространять “лживо составленные” повести о мучениках (63) было подтверждено право Церкви на цензуру духовной литературы.

Собор также определил строгую епитимию для тех, кто раскаивается в обращении к гадалкам или колдунам, а если человек не оставляет данный “обман с безумием”, постановил такового “совсем извергать из Церкви” (61).

Отдельным правилом, под страхом отлучения от Церкви, Собор запрещает христианам предаваться азартным играм (50).

Тех, кто совершает аборты или использует различные абортивные средства, Собор приравнивает к убийцам (91).

Сотое правило Собора повелевает отлучать от Церкви тех, кто изображает на досках или иным образом картины, “растлевающие ум и воспламеняющие нечистые удовольствия”.

Рассмотрел Собор и вопрос о браке. Были запрещены браки между людьми, состоящими в самых близких степенях физического и духовного родства (53, 54), а также браки православных с еретиками и иноверцами (72).

Следует обратить внимание, что цель принятых Трулльским Собором правил — упорядочить церковную жизнь применительно к условиям VII в. Поэтому не все решения этого Собора вполне соотносятся с реалиями нашей жизни, и требуется внимательность и рассудительность для разумного применения постановлений Собора на практике.

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Продолжение следует

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu