Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…

Храм преподобного Сергия Радонежского (на Соломенке)

Строительство Храмового комплекса в честь Преподобного Сергия…

Храм преподобного Сергия Радонежского (на «Даче Кулиженко»)

Освящение закладки храма архиерейским чином состоялось 9 / 22 ноября…

Публикации

“Душу этого народа составляет православная вера…”. История Румынской Православной Церкви

Молдова сопротивлялась натиску Османской империи на несколько десятилетий…

Почему болеют наши дети?

Все болезни имеют сердечное, духовное происхождение.

Светильник земли Румынской. Святой Пахомий, владыка Романский

Известный румынский историк Николай Йорга утверждает, что святой Пахомий был…

Yverenie_FomiПасхальный период является временем особого переживания Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и Его победы над грехом и смертью. Пасхальное воскресенье открывает 50-дневный период, называемый Пасхальным временем, — периодом Пятидесятницы, — а воскресные дни в этот временной отрезок именуются “неделями по Пасхе”. Святитель Василий Великий это время называл “великим воскресеньем”, “воскресеньем воскресений”. Пасхальный период завершается торжеством Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов. Мы же остановимся непосредственно на Светлой седмице.


“Пасхальное время”

В первый день Своего воскресения Сын Божий являлся женам-мироносицам, говоря им: “Радуйтесь!”, а также святым апостолам и, по преданию, обрадовал Свою Пресвятую Матерь, известив Ее через Ангела. Святая Православная Церковь воспевает об этом в припеве 9-й песни Пасхального канона: “Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся...”. Кроме того, традиционно на Пасхальной седмице совершаются переходящие празднования в честь икон Божией Матери: во вторник (в этом году 29 апреля н. ст.) — Иверской, в среду (30 апреля) — Касперовской, в пятницу (2 мая) — иконы, именуемой “Живоносный Источник”.

В Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, и предначинательные молитвы начинаются не молитвой “Царю Небесный”, а предваряются троекратным чтением тропаря “Христос воскресе из мертвых...”. Пост в среду и пятницу Светлой седмицы отменяется.

 

Особенности богослужения

Во время службы в честь Светлого Христова Воскресения часы и Литургия совершаются при открытых Царских вратах, которые не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Царства Небесного. Диакон для произнесения ектении и совершения каждений во всю Светлую седмицу исходит из алтаря Царскими вратами (со свечой в руке).

Богослужение Пасхальной седмицы совершается по образцу первого дня праздника. Вместо песнопений “Благословен Грядый...”, “Видехом Свет истинный...” и “Да исполнятся...” поется по одному разу “Христос воскресе из мертвых...”. “Царю Небесный...” не поется и не читается до Дня Святой Троицы.

Аналой с освященным на Пасху артосом (пасхальным хлебом) ставят на солее перед образом Спасителя, и на этом месте артос остается в течение всей Светлой седмицы. Его носят на ежедневных крестных ходах, которым предшествует крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника во имя Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

Каждый день Светлой седмицы при пении используется новый глас, а богослужение совершается по чину, указанному в понедельник Пасхи, но Евангелие на вечерне больше не читается, меняются стихиры и прокимны. В Светлый понедельник поются пасхальные часы, а в конце каждой песни канона Пасхи — особые Богородичны. Каждение во всю седмицу совершается на 1-й, 4-й, 7-й и 9-й песнях канона.

Во вторник 9-й час поется по пасхальному чину.

В Светлую пятницу к Пасхальной службе присоединяется служба Пресвятой Богородице в честь Ее иконы “Живоносный Источник” и поются нарочитые тропари. По обычаю, после Литургии совершается малое освящение воды.

В Светлую субботу (3 апреля), по заамвонной молитве, священник читает молитву на раздробление артоса. В конце Литургии, при целовании креста, раздробленный артос раздается народу как пасхальное благословение (в воспоминание о вечерях любви у древних христиан, когда также делался сбор в пользу бедных, вдов, заключенных и потерпевших кораблекрушение). В субботу вечером перед 9-м часом затворяются Царские врата.

 

Антипасха

Во вторую неделю по Пасхе, апостола Фомы (4 мая), Святая Православная Церковь вспоминает новое явление воскресшего Иисуса Христа 11-ти апостолам и осязание Его ран сомневавшимся Фомою (Ин. 20: 24–29). Это явление, случившееся в восьмой день по воскресении Христовом, служит к обновлению и утверждению веры в Иисуса Христа воскресшего и, как воспевает Церковь, “вся воскресившаго”. Поэтому иначе неделя эта называется новой Пасхой, или Антипасхой, то есть повторением, или обновлением Пасхи. Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы.

После того, как апостол Фома осязал раны Христовы, он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” (Ин. 20: 28). На что Господь сказал ему: “Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин. 20: 29). И это призыв ко всем христианам — благоговейно покориться глубинным тайнам веры, чтобы стяжать спасение во Христе.

Валерий Зал-Заде

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua