Православные храмы

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5-й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…

Храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских (Кирилловская церковь на Куреневке)

Выдающийся памятник архитектуры и живописи ХII—ХIХ вв. Один из…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Публикации

Вернуть родник духовности, или Закон один для всех. О Митрополичьей резиденции на Буковине

Митрополичья резиденция на Буковине — это христианская святыня украинцев и…

Митрополит Владимир: “Чтобы воцарился церковный мир”

На вопросы журналиста Киевского бюро “Аssociated Press” отвечает Блаженнейший…

Благотворное сотрудничество

30 октября — 2 ноября 2006 г. в Москве состоялся Второй международный фестиваль…

skalnij_monastirЧасть І. От раннехристианского периода до падения второго Болгарского царства

Болгарские земли с древнейших времен. Проникновение христианства

Благодатная болгарская земля была заселена с древнейших времен. В VII–V тысячелетиях до н. э., в эпоху неолита, здесь начинает развиваться земледелие и скотоводство, быстро растет население. В течение следующих двух тысячелетий юг современной Болгарии становится центром металлургии меди всего Восточного Средиземноморья. Штольни рудников, найденные археологами, достигают

10 и даже 27 м в глубину, развивается также добыча золота. В последующую эпоху бронзы через эти земли проходит миграция различных индоевропейских племен, что отразилось и в смене археологических культур. Важнейшая перемена — переход в конце II тысячелетия до н. э. к металлургии железа. Какие племена населяли эту часть Балканского полуострова до этого рубежа — неизвестно. В “Илиаде” Гомера впервые упоминаются фракийцы как участники Троянской войны (ок. 1200 г. до н. э.). С племенами фракийцев связано возникновение на болгарской территории первых государств, вскоре поглощенных сильнейшим из них — образованной на рубеже VI–V вв. до н. э. обширной Одризской державой, успешно противостоявшей нашествиям армий персидских царей во времена греко-персидских войн.

Тогда же фракийские земли вошли в ареал влияния греческой культуры. Греческие колонии — Одесс (Варна), Месамбрия (Несебыр), Апполония (Созополь), выведенные на берега Черного моря за полтора-два столетия до становления Одризской державы, вели оживленную торговлю с Афинами и другими греческими полисами и способствовали быстрой эллинизации населения фракийских городов, особенно знати. Это облегчило завоевание Одризкого царства македонским царем Филлипом II в 342–339 гг. до н. э. Освободившись от македонского господства более чем через век, фракийцы, однако, поддерживали Македонию в борьбе с новым могущественным врагом — Римом. Были они союзниками и царя Понта Митридата VI Евпатора. По преданию, в одной из войн последнего с Римом в плен к римлянам попал фракиец Спартак, знаменитый вождь восстания римских рабов в 73–71 гг. до н. э. Героическое сопротивление Фракии продолжалось и после римского завоевания. В годы земной жизни Господа Иисуса Христа и позже состоялось несколько больших восстаний. После очередного из них Фракия в 46 г. была превращена в римскую провинцию.

Христианство на территории современной Болгарии и на соседних с ней землях начало распространяться очень рано, по-видимому уже в конце I в. Болгарская Церковь хранит предание, что епископская кафедра имелась в г. Одесс, где епископом был Амплий, ученик святого апостола Павла. Церковный историк Евсевий Кесарийский сообщает, что во II в. уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. В деяниях Первого Вселенского Собора в Никее участвовал Протогон, епископ Сардики (ныне столица Болгарии София), а несколько позднее он председательствовал на Поместном Соборе в своем кафедральном городе.

Славяне-язычники, жившие тогда к северу от границ империи, уже были ознакомлены с учением Христа. “В V и VI вв. христианство проникало к балканским славянам благодаря тому, что многие из них служили в Византии в качестве воинов-наемников, — замечает профессор К.Е. Скурат. — Находясь среди христианского населения, воины-славяне принимали крещение и по возвращении домой становились благовестниками святой веры”. После разделения Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византию) для распространения христианства на Балканском полуострове много сделал латинский миссионер святой Никита Ремесьянский.

 

Образование Первого Болгарского царства. Принятие христианства. Первый болгарский патриархат

Земледельцы и скотоводы, славяне издавна имели контакты с Римской империей. Среди них ходили легенды о плодородии земель южнее Дуная, о богатстве городов империи, манивших возвышавшихся племенных вождей возможностью легкой наживы. В начале VI в. славяне начинают свои набеги на Византию, а столетие спустя уже прочно завладевают территорией между Дунаем и Балканскими горами, где образовался Союз семи племен (славиний).

Во второй половине VII в. теснимые хазарами кочевые тюркские племена, которых византийцы называли “булгарами”, переселяются к устью Дуная и начинают набеги на империю. Подчинив славян и разбив войска императора Константина IV, булгарский хан Аспарух в августе 681 г. заключил с Византией договор, по которому империя признала новое государство. В течение нескольких столетий “два народа — болгары и славяне — слились в один народ, получив от первого имя, а от второго язык, — пишет профессор К. Е. Скурат и добавляет: — К болгарам (праболгарам) христианство частично проникало еще тогда, когда они находились в южных пределах нашей страны. После же их переселения на Балканский полуостров его интенсивному распространению способствовали торговые сношения Болгарии с христианской Византией, а также пленники обеих сторон”.

Однако потребовалось еще почти два столетия, чтобы вера Христова окончательно утвердилась в Болгарии. После гибели хана Аспаруха в 700 г. во время похода на хазар его преемник Тервель устанавливает с Византией дружеские отношения. В 717–718 гг. болгарское войско сыграло важную роль в разгроме арабов, осадивших Константинополь. “Эта победа имела общеевропейское значение, — пишет академик Г. Г. Литаврин, — наступление арабов на Европу с востока было отражено, как позднее — в 732 г., оно было остановлено на западе Карлом Мартеллом в битве при Пуатье”. Но позже византийско-болгарские отношения обострились. Раннефеодальное Болгарское ханство крепло и развивалось, что пугало Византию, с тревогой наблюдавшую за усилением северного соседа.

В 811 г. император Никифор I вторгся в Болгарию, разрушил ее столицу Плиску, но на обратном пути попал в засаду, устроенную ханом Крумом, и погиб почти со всем своим войском. Опасаясь византийского влияния, хан Омуртаг (814–831 гг.) начал жестокие гонения на христиан и построил новый языческий храм. Его сын и преемник Маламир усилил гонения и даже казнил своего принявшего христианство брата Енравоту. Преследования христиан прекратились лишь при хане Пресиане, отце святого князя Бориса I (852–889 гг.), крестителя болгар.

Сам хан (после крещения князь) Борис, потерпев поражение от Византии, обязался принять христианство. Он крестился в 864 г., взяв имя Михаил в честь своего “духовного отца” императора Михаила III. В следующем году состоялось массовое крещение болгарского народа, во время которого часть знати подняла мятеж в защиту веры предков — язычества. Борис решительно подавил мятеж. “Безусловно, — замечает академик Г. Г. Литаврин, — в этой борьбе Бориса более последовательно поддерживали представители именно славянской знати, так как мятежники стремились вновь утвердить в качестве официальной религии язычество в его тюркской (протоболгарской) форме”.

Сразу после принятия христианства святой князь предпринимает попытку провозглашения церковной автокефалии. Обратившись с просьбой о даровании независимости своей Церкви в Константинопольскую Патриархию, он получил отказ на том основании, что Болгарская Церковь только что основана и ей, как еще молодой, необходимо пребывать под непосредственным руководством Матери-Церк­ви. Направив такую же просьбу Римскому папе Николаю I, святой князь в течение трехлетних (866–869 гг.) переговоров с Римом убедился в том, что централистский Рим менее всего способен дать автокефалию Церкви его страны. Тогда Борис отправил послов в Константинополь, где в то время в храме Святой Софии проходили деяния Поместного Собора. На вопрос: “Кому страна принадлежала в то время, когда вы ее заняли, и какие в ней были тогда священники, греческие или латинские?” — болгары ответили: “Мы взяли ее оружием у греков и нашли в ней чисто греческих священников”. Выслушав ответ, Отцы Собора, невзирая на протесты римских легатов, частично удовлетворили просьбу болгарского князя. Болгарская Церковь стала автономной архиепископией в верховной юрисдикции Константинопольской Патриархии.

Специальное заседании по этому вопросу состоялось 4 марта 870 г., и этот день стал фактически днем рождения Болгарской Православной Церкви. Первым в сан архиепископа автономной Церкви Константинопольским патриархом Игнатием был рукоположен святой Иосиф. Тогда же было положено начало и церковно-административному устройству Болгарской Церкви. Страна была разделена на несколько епархий, количество которых постепенно, с расширением границ государства, возрастало.

Радушный прием у святого князя Бориса встретили изгнанные в 886 г. из Великой Моравии ученики святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия святые Климент, Наум и Ангеларий. Вскоре в Болгарию прибыли еще несколько учеников святых первоучителей, выкупленные на рынке рабов Венеции. Начался славный период в истории славянской письменности, который с успехом продолжался и во время правления сына святого Бориса — Симеона. С целью организации славянского богослужения в Охриде во главе со святым Климентом и в Плиске во главе со святым Наумом были созданы два центра обучения будущих священников, подготовившие несколько тысяч молодых людей.

В 889 г. святой Борис добровольно отрекся от власти и принял постриг в основанном им монастыре. Однако четыре года спустя его сын Владимир-Расате, опираясь на часть знати, попытался возвратить страну к язычеству. Началось разорение церквей, насилие над священнослужителями и вообще христианами. Покинув на время монастырь и облачившись в княжеские одежды, святой Борис, поддержанный народом и большей частью знати, сверг сына и передал власть другому сыну — Симеону (893–927 гг.), при котором Первое Болгарское царство достигло небывалого могущества. Вскоре после решительной победы в 917 г. над Византией под Ахелоем Симеон I объявил себя “императором болгар и ромеев”, а два года спустя на Церковно-Народном Соборе в Преславе было объявлено об автокефалии Болгарской Православной Церкви и возведении ее в ранг Патриархата. Константинополь признал эти новшества лишь

28 октября 927 г., когда новый болгарский царь Петр (927–969) заключил с Византией мирный договор, согласно которому сам Петр был признан царем (“василевсом болгар”), а глава болгарской Церкви архиепископ Доростольский Дамиан — патриархом. Этот день считается началом болгарского патриаршества.

Огромное напряжение сил в постоянных войнах с Византией, венграми и хорватами и вызванные ими поборы с населения, растущий феодальный гнет привели в середине Х в. к широкому распространению в Болгарии богомильской ереси. Видный церковный деятель того времени Козма Пресвитер писал, что богомилы учат “не повиноваться властителям своим, хулят богатых, царя ненавидят… мерзкими Богу считают работающих для царя и всякому рабу не велят работать для своего господина”. Все это ослабило некогда могущественную державу, и в 968 г. князь Киевской Руси Святослав нанес поражение войску царя Петра и захватил города по Дунаю, а в следующем году и Преслав, пленив царя Бориса II. Тогда же от Болгарии откололись западные области, образовав Западно-Болгарское царство. Война Святослава с императором Иоанном I Цимисхием закончилась захватом византийцами в 971 г. восточной Болгарии. Царь Борис II был увезен в Константинополь и лишен царских регалий.

Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать, после покорения восточной Болгарии Византией она была перенесена в Охриду — столицу Западно-Болгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976–1014). В 1018 г. византийский император Василий II Болгаробойца завоевал и западную Болгарию. Он признал автокефалию Болгарской Церкви, хотя и лишил ее патриаршего ранга, низведя до архиепископии. Первый Охридский архиепископ Иоанн был болгарином, все последующие — греки.

 

Второе Болгарское царство. Тырновский патриархат

Более полутора веков болгарский народ находился под византийским владычеством. В 1185–1186 гг. братья боляре Федор (Петр) и Асень организовали восстание и освободили Дунайскую Болгарию. В пределах восстановленного Второго Болгарского царства была организована независимая Церковь во главе с архиепископом, резиденцией которого стала столица Тырнов.

Первого Тырновского архиепископа Василия Константинопольский патриарх не признал. Но после заключения в 1235 г. болгарским царем Иоанном Асенем II (1218–1241) с никейским императором Иоанном Дукой военного союза против Константинопольской Латинской империи Тырновская архиепископия не только была признана как самостоятельная Церковь, но ее предстоятелю был возвращен ранг патриарха. В силу договора в том же году под председательством Константинопольского Патриарха Германа II был созван церковный Собор в городе Лампсаке, который признал “незабвенно и неотъемлемо” патриаршее достоинство за Тырновским “архиепископом Иоакимом, мужем благоговейным и святым, просиявшим добродетельным и постническим житием”. Все восточные патриархи согласились с решением Собора и прислали своему собрату “рукописание своего свидетельства”.

“Необходимо здесь же отметить, — пишет профессор Скурат, — что Тырновская патриархия явилась не новой Поместной Церковью, а, как и Охридская архиепископия, ветвью прежней Болгарской патриархии, ее законной продолжательницей”. Вторая Болгарская Патриархия просуществовала 158 лет (1235–1393) — со дня признания ее в Лампсаке до покорения Болгарии турками.

Сам же Иоанн II Асень на закате жизни в 1241 г. разбил татарскую дружину, что увеличило его славу. Золотая орда сеяла тогда ужас на всю Евразию, и слух о том, что болгарский царь совсем разбил страшных татар, имел большое позитивное значение для престижа возрожденного Болгарского царства.

За годы cвоего существования Вторая Болгарская Патриархия достигла расцвета и оставила церковной истории славные имена своих предстоятелей. Афонский подвижник, ставший Тырновским Патриархом, святой Иоаким I в патриаршем служении прославился доступностью и милосердием. Другой Тырновский Патриарх Игнатий стойко и непреклонно защищал православную веру во времена Лионской унии Константинополя с католическим Римом (1274). Святитель Евфимий, последний патриарх этого периода (1375–1393), все свои силы отдавал на благо родной Церкви и народа. Особенно много потрудился он в деле исправления богослужебных книг, за что его иногда называют болгарским Никоном. Архипастырь создал около себя целую школу писателей из болгар, сербов и русских и оставил сам несколько жизнеописаний болгарских святых, похвальных слов и посланий. Патриарх Евфимий имел несчастье пережить падение Болгарского царства и прославил имя свое подвигом во славу отчизны, но об этом речь пойдет во второй части статьи.

Владимир Моисеенко, историк

Продолжение следует

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me