Православные храмы

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…

Храм преподобного Серафима Саровского (во 2‑й больнице)

Первая служба была совершена в 1996 г. в помещении актового зала ЖЭКа…

Публикации

Радониця

Загальне поминання померлих Православна Церква здійснює кілька разів на рік.…

Духовное богатство Великого поста

Поскольку Великий пост есть самое благоприятное время для борьбы с греховными…

Болезнь – это Божье посещение

“Рак — страшная болезнь, но очень многие в последние времена этой болезнью…

skalnij_monastirЧасть І. От раннехристианского периода до падения второго Болгарского царства

Болгарские земли с древнейших времен. Проникновение христианства

Благодатная болгарская земля была заселена с древнейших времен. В VII–V тысячелетиях до н. э., в эпоху неолита, здесь начинает развиваться земледелие и скотоводство, быстро растет население. В течение следующих двух тысячелетий юг современной Болгарии становится центром металлургии меди всего Восточного Средиземноморья. Штольни рудников, найденные археологами, достигают

10 и даже 27 м в глубину, развивается также добыча золота. В последующую эпоху бронзы через эти земли проходит миграция различных индоевропейских племен, что отразилось и в смене археологических культур. Важнейшая перемена — переход в конце II тысячелетия до н. э. к металлургии железа. Какие племена населяли эту часть Балканского полуострова до этого рубежа — неизвестно. В “Илиаде” Гомера впервые упоминаются фракийцы как участники Троянской войны (ок. 1200 г. до н. э.). С племенами фракийцев связано возникновение на болгарской территории первых государств, вскоре поглощенных сильнейшим из них — образованной на рубеже VI–V вв. до н. э. обширной Одризской державой, успешно противостоявшей нашествиям армий персидских царей во времена греко-персидских войн.

Тогда же фракийские земли вошли в ареал влияния греческой культуры. Греческие колонии — Одесс (Варна), Месамбрия (Несебыр), Апполония (Созополь), выведенные на берега Черного моря за полтора-два столетия до становления Одризской державы, вели оживленную торговлю с Афинами и другими греческими полисами и способствовали быстрой эллинизации населения фракийских городов, особенно знати. Это облегчило завоевание Одризкого царства македонским царем Филлипом II в 342–339 гг. до н. э. Освободившись от македонского господства более чем через век, фракийцы, однако, поддерживали Македонию в борьбе с новым могущественным врагом — Римом. Были они союзниками и царя Понта Митридата VI Евпатора. По преданию, в одной из войн последнего с Римом в плен к римлянам попал фракиец Спартак, знаменитый вождь восстания римских рабов в 73–71 гг. до н. э. Героическое сопротивление Фракии продолжалось и после римского завоевания. В годы земной жизни Господа Иисуса Христа и позже состоялось несколько больших восстаний. После очередного из них Фракия в 46 г. была превращена в римскую провинцию.

Христианство на территории современной Болгарии и на соседних с ней землях начало распространяться очень рано, по-видимому уже в конце I в. Болгарская Церковь хранит предание, что епископская кафедра имелась в г. Одесс, где епископом был Амплий, ученик святого апостола Павла. Церковный историк Евсевий Кесарийский сообщает, что во II в. уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. В деяниях Первого Вселенского Собора в Никее участвовал Протогон, епископ Сардики (ныне столица Болгарии София), а несколько позднее он председательствовал на Поместном Соборе в своем кафедральном городе.

Славяне-язычники, жившие тогда к северу от границ империи, уже были ознакомлены с учением Христа. “В V и VI вв. христианство проникало к балканским славянам благодаря тому, что многие из них служили в Византии в качестве воинов-наемников, — замечает профессор К.Е. Скурат. — Находясь среди христианского населения, воины-славяне принимали крещение и по возвращении домой становились благовестниками святой веры”. После разделения Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византию) для распространения христианства на Балканском полуострове много сделал латинский миссионер святой Никита Ремесьянский.

 

Образование Первого Болгарского царства. Принятие христианства. Первый болгарский патриархат

Земледельцы и скотоводы, славяне издавна имели контакты с Римской империей. Среди них ходили легенды о плодородии земель южнее Дуная, о богатстве городов империи, манивших возвышавшихся племенных вождей возможностью легкой наживы. В начале VI в. славяне начинают свои набеги на Византию, а столетие спустя уже прочно завладевают территорией между Дунаем и Балканскими горами, где образовался Союз семи племен (славиний).

Во второй половине VII в. теснимые хазарами кочевые тюркские племена, которых византийцы называли “булгарами”, переселяются к устью Дуная и начинают набеги на империю. Подчинив славян и разбив войска императора Константина IV, булгарский хан Аспарух в августе 681 г. заключил с Византией договор, по которому империя признала новое государство. В течение нескольких столетий “два народа — болгары и славяне — слились в один народ, получив от первого имя, а от второго язык, — пишет профессор К. Е. Скурат и добавляет: — К болгарам (праболгарам) христианство частично проникало еще тогда, когда они находились в южных пределах нашей страны. После же их переселения на Балканский полуостров его интенсивному распространению способствовали торговые сношения Болгарии с христианской Византией, а также пленники обеих сторон”.

Однако потребовалось еще почти два столетия, чтобы вера Христова окончательно утвердилась в Болгарии. После гибели хана Аспаруха в 700 г. во время похода на хазар его преемник Тервель устанавливает с Византией дружеские отношения. В 717–718 гг. болгарское войско сыграло важную роль в разгроме арабов, осадивших Константинополь. “Эта победа имела общеевропейское значение, — пишет академик Г. Г. Литаврин, — наступление арабов на Европу с востока было отражено, как позднее — в 732 г., оно было остановлено на западе Карлом Мартеллом в битве при Пуатье”. Но позже византийско-болгарские отношения обострились. Раннефеодальное Болгарское ханство крепло и развивалось, что пугало Византию, с тревогой наблюдавшую за усилением северного соседа.

В 811 г. император Никифор I вторгся в Болгарию, разрушил ее столицу Плиску, но на обратном пути попал в засаду, устроенную ханом Крумом, и погиб почти со всем своим войском. Опасаясь византийского влияния, хан Омуртаг (814–831 гг.) начал жестокие гонения на христиан и построил новый языческий храм. Его сын и преемник Маламир усилил гонения и даже казнил своего принявшего христианство брата Енравоту. Преследования христиан прекратились лишь при хане Пресиане, отце святого князя Бориса I (852–889 гг.), крестителя болгар.

Сам хан (после крещения князь) Борис, потерпев поражение от Византии, обязался принять христианство. Он крестился в 864 г., взяв имя Михаил в честь своего “духовного отца” императора Михаила III. В следующем году состоялось массовое крещение болгарского народа, во время которого часть знати подняла мятеж в защиту веры предков — язычества. Борис решительно подавил мятеж. “Безусловно, — замечает академик Г. Г. Литаврин, — в этой борьбе Бориса более последовательно поддерживали представители именно славянской знати, так как мятежники стремились вновь утвердить в качестве официальной религии язычество в его тюркской (протоболгарской) форме”.

Сразу после принятия христианства святой князь предпринимает попытку провозглашения церковной автокефалии. Обратившись с просьбой о даровании независимости своей Церкви в Константинопольскую Патриархию, он получил отказ на том основании, что Болгарская Церковь только что основана и ей, как еще молодой, необходимо пребывать под непосредственным руководством Матери-Церк­ви. Направив такую же просьбу Римскому папе Николаю I, святой князь в течение трехлетних (866–869 гг.) переговоров с Римом убедился в том, что централистский Рим менее всего способен дать автокефалию Церкви его страны. Тогда Борис отправил послов в Константинополь, где в то время в храме Святой Софии проходили деяния Поместного Собора. На вопрос: “Кому страна принадлежала в то время, когда вы ее заняли, и какие в ней были тогда священники, греческие или латинские?” — болгары ответили: “Мы взяли ее оружием у греков и нашли в ней чисто греческих священников”. Выслушав ответ, Отцы Собора, невзирая на протесты римских легатов, частично удовлетворили просьбу болгарского князя. Болгарская Церковь стала автономной архиепископией в верховной юрисдикции Константинопольской Патриархии.

Специальное заседании по этому вопросу состоялось 4 марта 870 г., и этот день стал фактически днем рождения Болгарской Православной Церкви. Первым в сан архиепископа автономной Церкви Константинопольским патриархом Игнатием был рукоположен святой Иосиф. Тогда же было положено начало и церковно-административному устройству Болгарской Церкви. Страна была разделена на несколько епархий, количество которых постепенно, с расширением границ государства, возрастало.

Радушный прием у святого князя Бориса встретили изгнанные в 886 г. из Великой Моравии ученики святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия святые Климент, Наум и Ангеларий. Вскоре в Болгарию прибыли еще несколько учеников святых первоучителей, выкупленные на рынке рабов Венеции. Начался славный период в истории славянской письменности, который с успехом продолжался и во время правления сына святого Бориса — Симеона. С целью организации славянского богослужения в Охриде во главе со святым Климентом и в Плиске во главе со святым Наумом были созданы два центра обучения будущих священников, подготовившие несколько тысяч молодых людей.

В 889 г. святой Борис добровольно отрекся от власти и принял постриг в основанном им монастыре. Однако четыре года спустя его сын Владимир-Расате, опираясь на часть знати, попытался возвратить страну к язычеству. Началось разорение церквей, насилие над священнослужителями и вообще христианами. Покинув на время монастырь и облачившись в княжеские одежды, святой Борис, поддержанный народом и большей частью знати, сверг сына и передал власть другому сыну — Симеону (893–927 гг.), при котором Первое Болгарское царство достигло небывалого могущества. Вскоре после решительной победы в 917 г. над Византией под Ахелоем Симеон I объявил себя “императором болгар и ромеев”, а два года спустя на Церковно-Народном Соборе в Преславе было объявлено об автокефалии Болгарской Православной Церкви и возведении ее в ранг Патриархата. Константинополь признал эти новшества лишь

28 октября 927 г., когда новый болгарский царь Петр (927–969) заключил с Византией мирный договор, согласно которому сам Петр был признан царем (“василевсом болгар”), а глава болгарской Церкви архиепископ Доростольский Дамиан — патриархом. Этот день считается началом болгарского патриаршества.

Огромное напряжение сил в постоянных войнах с Византией, венграми и хорватами и вызванные ими поборы с населения, растущий феодальный гнет привели в середине Х в. к широкому распространению в Болгарии богомильской ереси. Видный церковный деятель того времени Козма Пресвитер писал, что богомилы учат “не повиноваться властителям своим, хулят богатых, царя ненавидят… мерзкими Богу считают работающих для царя и всякому рабу не велят работать для своего господина”. Все это ослабило некогда могущественную державу, и в 968 г. князь Киевской Руси Святослав нанес поражение войску царя Петра и захватил города по Дунаю, а в следующем году и Преслав, пленив царя Бориса II. Тогда же от Болгарии откололись западные области, образовав Западно-Болгарское царство. Война Святослава с императором Иоанном I Цимисхием закончилась захватом византийцами в 971 г. восточной Болгарии. Царь Борис II был увезен в Константинополь и лишен царских регалий.

Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать, после покорения восточной Болгарии Византией она была перенесена в Охриду — столицу Западно-Болгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976–1014). В 1018 г. византийский император Василий II Болгаробойца завоевал и западную Болгарию. Он признал автокефалию Болгарской Церкви, хотя и лишил ее патриаршего ранга, низведя до архиепископии. Первый Охридский архиепископ Иоанн был болгарином, все последующие — греки.

 

Второе Болгарское царство. Тырновский патриархат

Более полутора веков болгарский народ находился под византийским владычеством. В 1185–1186 гг. братья боляре Федор (Петр) и Асень организовали восстание и освободили Дунайскую Болгарию. В пределах восстановленного Второго Болгарского царства была организована независимая Церковь во главе с архиепископом, резиденцией которого стала столица Тырнов.

Первого Тырновского архиепископа Василия Константинопольский патриарх не признал. Но после заключения в 1235 г. болгарским царем Иоанном Асенем II (1218–1241) с никейским императором Иоанном Дукой военного союза против Константинопольской Латинской империи Тырновская архиепископия не только была признана как самостоятельная Церковь, но ее предстоятелю был возвращен ранг патриарха. В силу договора в том же году под председательством Константинопольского Патриарха Германа II был созван церковный Собор в городе Лампсаке, который признал “незабвенно и неотъемлемо” патриаршее достоинство за Тырновским “архиепископом Иоакимом, мужем благоговейным и святым, просиявшим добродетельным и постническим житием”. Все восточные патриархи согласились с решением Собора и прислали своему собрату “рукописание своего свидетельства”.

“Необходимо здесь же отметить, — пишет профессор Скурат, — что Тырновская патриархия явилась не новой Поместной Церковью, а, как и Охридская архиепископия, ветвью прежней Болгарской патриархии, ее законной продолжательницей”. Вторая Болгарская Патриархия просуществовала 158 лет (1235–1393) — со дня признания ее в Лампсаке до покорения Болгарии турками.

Сам же Иоанн II Асень на закате жизни в 1241 г. разбил татарскую дружину, что увеличило его славу. Золотая орда сеяла тогда ужас на всю Евразию, и слух о том, что болгарский царь совсем разбил страшных татар, имел большое позитивное значение для престижа возрожденного Болгарского царства.

За годы cвоего существования Вторая Болгарская Патриархия достигла расцвета и оставила церковной истории славные имена своих предстоятелей. Афонский подвижник, ставший Тырновским Патриархом, святой Иоаким I в патриаршем служении прославился доступностью и милосердием. Другой Тырновский Патриарх Игнатий стойко и непреклонно защищал православную веру во времена Лионской унии Константинополя с католическим Римом (1274). Святитель Евфимий, последний патриарх этого периода (1375–1393), все свои силы отдавал на благо родной Церкви и народа. Особенно много потрудился он в деле исправления богослужебных книг, за что его иногда называют болгарским Никоном. Архипастырь создал около себя целую школу писателей из болгар, сербов и русских и оставил сам несколько жизнеописаний болгарских святых, похвальных слов и посланий. Патриарх Евфимий имел несчастье пережить падение Болгарского царства и прославил имя свое подвигом во славу отчизны, но об этом речь пойдет во второй части статьи.

Владимир Моисеенко, историк

Продолжение следует

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me