Православные храмы

Пантелеимоновский собор, Феофания

Главный храм Пантелеимоновского женского монастыря города Киева, один…

Храм мученицы Раисы Александрийской (на Дарницком кладбище)

В течение осени 2008 г. осуществлено строительство типового храма.…

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…
Публикации

Сретение Господне

Евангелие повествует: жил во Иерусалиме старец Симеон. Был он праведный и…

Пастырское попечение об одиноких и престарелых людях

Северодонецк. По благословлению епископа Северодонецкого и Старобельского…

Зверинецкий монастырь. Древнейшая монашеская обитель на Руси

Как известно, в память крещения Руси и низвержения языческого идола Перуна…

“Христос — новая Пасха…”

rukaПасха — самый главный праздник Православной Церкви, “праздников праздник и торжество есть торжеств” — так именуется он в церковных песнопениях. Воскресение Христово коренным образом изменило историю человечества, даровало возможность каждому человеку обрести свободу от греха, проклятия и смерти и наследовать жизнь вечную. Празднуя это радостное событие, мы иной раз задаемся вопросом: почему праздник этот каждый год — в другой день? Разве нельзя было приурочить его к конкретной дате и навсегда “закрепить” за определенным днем?

В ветхозаветной Церкви Пасха, связанная с воспоминанием об освобождении евреев от египетского рабства, праздновалась 14-го нисана, или авива, — первого месяца иудейского календаря. Этот календарь ориентирован на фазы луны, примерная же длина лунного месяца — 29,5 суток. За двенадцать месяцев набегает расхождение с солнечным годом, которое время от времени нужно устранять. Для этого раз в три года в иудейском календаре появляется дополнительный тринадцатый месяц. Поэтому месяц нисан (авив) в системе нашего календаря является “плавающим” и соответствует марту-апрелю. Праздник ветхозаветной Пасхи был прочно “привязан” к 14-му нисана, поэтому праздновался именно в тот день недели, на который выпадал.

Первые христиане, еще близкие к ветхозаветному обряду, праздновали Пасху 14-го нисана, приурочивая к этому событию воспоминания о страданиях и смерти Спасителя. Вместе с тем, христиане праздновали и “день Господень” — воскресенье, воспоминая славное из мертвых Воскресение Христа.

Постепенно в Церкви сложились две практики празднования Пасхи.

Христиане, проживающие в Малой Азии, продолжали отмечать Пасху 14-го нисана, причем в таком случае празднование Пасхи выпадало на любой день недели. Христиане других областей империи, в частности, западной, праздновали Пасху всегда в воскресенье, которое следовало за 14-м нисана. Такое разногласие среди верующих вызвало так называемые “пасхальные споры”, преодолеть которые удалось решением Первого Вселенского Собора в 325 г. В своем послании к епископам, не присутствовавшим на Соборе, император Константин Великий, в частности, говорит, что “…общим мнением признано за благо — всем христианам, в какой бы стране они ни жили, совершать спасительный праздник святейшей пасхи в один и тот же день. Ибо, что может быть прекраснее и торжественнее, когда праздник, вселяющий в нас надежду бессмертия, совершается всеми неизменно, по одному чину и установленным порядком?… Спаситель наш даровал нам один день для празднования нашего освобождения… По общему суду всех постановлено — святейший праздник пасхи совершать всем в один и тот же день”. В Послании к Церквам Божиим, находящимся в Александрии, Египте и проч., Отцы Собора пишут: “Сообщаем вам радостную весть о согласии касательно времени празднования святейшей Пасхи: по вашим молитвам и это дело решено так, что все восточные братия наши, прежде праздновавшие пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят ее по нашему обычаю”.

Первый Вселенский Собор не составил отдельного правила о вычислении дня Пасхи. Однако в дальнейшем, чтобы окончательно разрешить этот вопрос, Церковью было принято решение: христианскую Пасху праздновать в воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия, причем датой весеннего равноденствия традиционно считается 21 марта ст. ст. (3 апреля н. ст.). Если же случится, что на это же воскресенье придется и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за тем воскресенье. Вот почему Пасха является праздником переходящим, а раз так, то переходящими будут и праздники, связанные с Пасхой: за неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим, на сороковой день после Пасхи, всегда в четверг, — Вознесение Господне, на пятидесятый день, в воскресенье, — День Святой Троицы, Пятидесятница.

Для удобства вычисления празднования Пасхи стали пользоваться александрийской пасхалией — таблицей, в которой было обозначено на несколько лет вперед, когда в каком году должна праздноваться Пасха — на основе юлианского стиля. Удобство этой пасхалии заключается в том, что дни недели здесь возвращаются к тем же числам месяца через 28 лет, а фазы луны — через 19 лет. Таким образом, пасхалия повторяется через каждые 532 года. Этот период был назван Великим индиктионом, с 1941 г. начался пятнадцатый индиктион. Сам день Пасхи, в соответствии с церковным уставом, попадает в тридцатипятидневный интервал: от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (4 апреля — 8 мая н.ст.), который называется “пасхальными пределами”.

В 1582 году папа Римский Григорий XIII ввел вместо “старого” юлианского стиля “новый”, который ныне именуется григорианским: после 4 октября следующим днем стало 15 октября. Основанием для реформы послужила разница в продолжительности юлианского и астрономического года: каждые 128 лет эта разница сдвигает сутки на день назад. В настоящее время накопившаяся “погрешность” юлианского календаря составляет тринадцать дней, в 2100 г. достигнет четырнадцати. Константинопольский Собор 1583 г. отверг григорианский стиль, признал его неудовлетворительным и неканоническим. Причина такого резкого ответа заключается в том, что введение григорианского стиля нарушило вековую традицию в самой ее основе: в некоторые годы празднуемая католиками Пасха стала совпадать с иудейской, а иногда даже предшествовать ей. Это вошло в противоречие с соборными определениями Древней Церкви о праздновании Пасхи, в частности, седьмым Апостольским правилом, которое запрещает под страхом отлучения от Церкви праздновать Пасху “прежде весеннего равноденствия с иудеями”. Только за последние сто лет иудейская пасха предварялась Пасхой западных христиан более 15  раз, а в дальнейшем из-за календарных особенностей частота совпадений будет увеличиваться!

Мы оставляем за рамками нашей статьи рассуждения о преимуществах и недостатках календарных систем. Однако следует отметить, что, по слову доцента Московской Духовной Академии А. И. Георгиевского, “большим техническим недостатком григорианского стиля является его ненужная сложность, заставляющая производить сначала вычисления по юлианскому календарю, а потом переводить юлианские даты на григорианские. Благодаря юлианскому календарю легко хронологически восстановить различные исторические факты, астрономические явления в прошлом, записанные в летописях или древних памятниках, что невозможно сделать по григорианскому календарю. Отсутствие десяти дней в 1582 г. (год введения нового стиля), который содержит 355 дней, запутывает все математические расчеты и создает в этом отношении большие неудобства, а уничтожение трех високосов в четырех столетиях, хотя и приближает гражданский год к астрономическому, но зато совершенно исключает возможность различных формальных расчетов. Кроме того, к числу чисто технических недостатков следует отнести сложность чередований лунных и солнечных уравнений в григорианской пасхалии”.

В 1923 г. в Константинополе (ныне — Стамбул) состоялось “Совещание Православных Церквей”, которое среди прочего обсудило неудобства, связанные с существованием двух календарей — церковного и гражданского — в повседневной жизни верующих. Было принято решение о реформе церковного календаря и введен так называемый «новоюлианский» стиль. Суть реформы заключалась в том, что в новом календаре исключен ряд високосных столетий, за счет чего “новоюлианский” календарь оказывается точнее григорианского, а с 2800 г. будет его опережать. На сегодняшний день Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская Церкви, а также Афон хранят верность “старому” стилю, остальные Поместные Православные Церкви живут по стилю “новоюлианскому”. Следует особо отметить, что Пасху все Поместные Православные Церкви, кроме Финляндской Автономной Церкви, празднуют по юлианскому календарю, придерживаясь александрийской пасхалии.

Однако практика, когда для непереходящих праздников используется “новоюлианский” календарь, а для Пасхи и связанных с нею переходящих праздников — юлианский, приводит к коллизиям. Так, Петров пост начинается во второй понедельник после Пятидесятницы и заканчивается днем памяти святых апостолов Петра и Павла (29 июня старого стиля/12 июля нового стиля). Длительность Петрова поста непостоянна и зависит от дня празднования Пасхи: если Пасха ранняя, то пост будет длительным, если поздняя — пост будет сокращаться. В описываемом случае возможна такая комбинация дат переходящих и непереходящих праздников, при которой из-за поздней Пасхи Петров пост совсем исчезает, и даже имеет “отрицательную” продолжительность. Таким образом, нарушается стройность церковного устава, освященного многовековой молитвенной и богослужебной традицией.

Наша Церковь сохраняет верность старому стилю и александрийской пасхалии, и это не является признаком отсталости от современной жизни. Нами движет желание сохранить в полноте общение с опытом Древней Церкви, приобщиться к священным событиям евангельской истории не с астрономической точностью, а с намерением таинственно-мистического участия в них.

По словам авторитетного богослова, митрополита Антония (Вадковского, †1912), “юлианский календарь в применении его к церковной практике, во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино”.

Подготовил протоиерей Николай Баранов

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu