Православные храмы

Церковь великомученика Георгия Победоносца (у южного вокзала)

Молебен и закладка первого камня в основание стройки состоялись 4/17…

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…

Храм всех святых воинов

27 апреля / 10 мая 2009 г. освятили Крест на месте строительства…

Публикации

Дивен Бог во святых своих. О прп. Лаврентии Черниговском

Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 г. в…

Vhod_v_Ierusalim“Вербное Воскресенье” — так называют у нас в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день мы спешим в храм с пучками пушистых веточек вербы, нас охватывает радостное предчувствие: через неделю — Пасха! Но при чем здесь верба, о которой ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника? Обратимся, прежде всего, к евангельской истории.

О торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его Крестных Страстей повествуют все четыре евангелиста. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования идти в Иерусалим, многие из народа радостно последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с которой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Иудейские первосвященники, негодуя на Христа за то, что Он пробуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, “потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса” (Ин. 12: 11).

Но произошло то, чего они никак не ожидали: “Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна (в переводе — “спаси, мы молим”)! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!” (Ин. 12: 12–13). Многие постилали свои одежды, срезали пальмовые ветви и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: “Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано (в древнем пророчестве): Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле” (Ин. 12: 14–15). Господь, показывая, что Он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на осленке, потому что на Востоке въезд в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны. Господь вошел в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в нем, опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей. “И говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников” (Мф. 21: 13). Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию…

Праздник Входа Господня в Иерусалим — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В этом событии ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделей “ваий”, “цветоносия”, “цветною”. У нас же этот праздник называется “Вербным воскресеньем”, так как вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни.

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся встречают грядущего Господа и приветствуют Его — Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжeнные свечи. На утрени, после чтения праздничного Евангелия, читается особая молитва на благословение “ваий”, затем ветви вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечался Церковью уже в III в., а на Русь пришел в X в.

На Руси в допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое “шествие на осляти” — обряд, заимствованный из византийской традиции. В Константинополе он был известен уже в IX–X вв., памятники Русской Церкви начинают говорить о нем только с XVI в. В российской столице на Красной площади находится Покровский собор, который сейчас более известен как храм Василия Блаженного. Возле одного из его приделов, освященного в честь Входа Господа в Иерусалим, начиналась торжественная процессия, изображавшая само событие праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на наряженной ослом лошади, которую вел под уздцы сам царь. Патриарх во время шествия осенял народ крестом, за ним шли церковные иерархи и гости. В это время начинался общий звон — и в Кремле, и по всем многочисленным московским храмам. Он продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. В ряде русских городов (Новгороде, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске) также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен…

В народе был весьма распространeн обычай слегка ударять друг друга ветвями вербы. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители не упускали случая поднять с постели детишек легкими ударами вербы, приговаривая: “Верба хлeст, бей до слез. Не я бью, верба бьeт. Будь здоров, как верба”.

У православных христиан есть традиция хранить освящeнные вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай влагать освящeнные ветви вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящeнными ветвями.

Вход Господень в Иерусалим — это акт доброй воли Бога, грядущего на смерть; за ним последует искупление людских грехов той великой жертвой, что откроет людям вхождение в новую жизнь — в Новый Небесный Иерусалим.

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua