Православные храмы

Храм собора двенадцати апостолов на Осокорках

Храм в честь собора двенадцати апостолов построен в греческом стиле.…

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Воскресенский храм (на Радужном массиве)

Часовня во имя Воскресения Христова стоит на берегу озера Радунка,…
Публикации

Митрополит Владимир: “В свой день рождения молюсь вместе с прихожанами”

Накануне своего дня рождения Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины…

Ревность не по разуму. По поводу так называемого “Ответа православных христиан” Священному Синоду УПЦ

В который раз православная общественность становится свидетелем того, как…

Сила Божия в немощи совершается

В 4-е воскресенье по Пасхе — в Неделю о расслабленном — Церковь напоминает нам…

“Преподавание предметов христианской направленности требует участия Церкви в формировании их содержания”

25–26 марта в Киевском Доме учителя прошла Всеукраинская научно-практическая конференция “Педагогика духовности: православные традиции и современное образование”, посвященная 250-летию канонизации святителя Димитрия Ростовского. Организаторами форума выступили Синодальный отдел религиозного образования, катихизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, Академия педагогических наук Украины, Педагогический музей Украины АПНУ и Всеукраинское православное педагогическое общество.

Открывая конференцию, председатель Синодального отдела религиозного образования, катихизации и миссионерства УПЦ архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп определил как одну из главных тем для обсуждения внедрение курса христианской этики в систему среднего и высшего образования. По словам владыки, сегодня этот процесс “продвигается довольно медленно”, и курс “работает” только в некоторых регионах Украины.

В первый день форума его участники работали в четырех тематических секциях. На секции “Православная педагогика как педагогика духовности: традиции и современность”, по словам ее председателя прото­иерея Богдана Огульчанского, “рассматривали педагогические вопросы преимущественно общеконцептуального значения. А именно — как построить мостик между сокровищами православного наследия и современной педагогической практикой”. Среди предложений, сформулированных в ходе работы секции, — создание интернет-базы данных, которая содержала бы информацию о православных педагогах Украины, их достижениях и разработках, а также подготовка библиографического указателя изданий по православной педагогике и христианской культуре.

На секции “Семейное и внеклассное воспитание детей”, как сообщила ее глава, секретарь Синодального отдела религиозного образования, катихизации и миссионерства УПЦ Ирина Ковальчук, “были представлены очень интересные наработки воскресных школ, православных молодежных и общественных организаций. Выступали представители научных учреждений и социальных служб для детей и молодежи. Было решено работать над созданием подборок видеофильмов, а также информационных сборников для воскресных школ. Прозвучали предложения о создании курсов повышения квалификации и проведении мастер-классов для преподавателей воскресных школ, об основании фонда православных идей и проектов. Говорилось о необходимости обеспечения родителей информационными материалами по защите детей от пагубного влияния современной масс-культуры”.

Подводя итоги работы самой многочисленной секции конференции “Современное состояние преподавания христианских духовно-нравственных курсов в средней школе”, ее председатель, директор белоцерковской средней школы № 4 Александр Дроздовский проблемой номер один назвал “программное обеспечение” преподаваемых курсов. В результате в резолюцию секции было включено предложение отстаивать перед Министерством образования и науки Украины возможность работать по региональным программам (которые учитывали бы местные особенности и наработки). Также прозвучали слова о необходимости систематизации методических материалов, экспертной оценки с православных позиций ныне существующих пособий, программ и курсов христианской этики. Помимо прочих, была высказана мысль о необходимости удостоверения единого образца для членов Всеукраинского православного педагогического общества, что облегчило бы общение с представителями власти и государственной системы образования.

Немало важных вопросов обсуждалось и в рамках секции “Высшая школа и преподавание предметов духовно-нравственного содержания: проблемы и пути их решения”. Так, старший научный сотрудник Киевского городского педагогического университета имени Б. Гринченко Валентина Руденко в своем докладе затронула тему влияния курсов духовно-нравственного содержания на самих педагогов, которые их преподают, а заместитель главы Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами прото­иерей Виталий Приходько рассказал об особенностях преподавания упомянутых дисциплин в военных учебных заведениях. В разговоре с корреспондентом “Церковной православной газеты” один из координаторов секции прото­иерей Вадим Паевский также отметил, что в ходе ее работы особое внимание обращалось на личность преподавателя, ведь именно она во многом определяет направленность и эффективность воспитательной работы. Кроме того, обсуждались особенности преподавания духовно-нравственных дисциплин в разных регионах Украины.

Второй день работы конференции прошел в формате пленарного заседания. Открыв его, владыка Филипп предоставил слово заместителю главы Киевской городской государственной администрации Виталию Журавскому, который рассказал об опыте введения курса “Христианская этика в украинской культуре” в систему школьного образования столицы.

Cегодня этот курс преподается в более чем 135 школах Киева и охватывает около 2000 учащихся начальных школ.

В своем докладе (с полным текстом которого можно ознакомиться на сайте www.rokim.org.ua) архиепископ Филипп, в частности, подчеркнул, что преподавание в рамках системы светского образования христианской этики и основ православной культуры “является необходимым для становления сознательного гражданина с определенным мировосприятием”, ведь сознательный выбор системы координат “невозможен без глубокого ознакомления с традициями духовности собственного края”.

На пленарном заседании также выступили академик-секретарь АПН Украины, заведующая Отделом истории педагогики АПНУ, доктор педагогических наук, профессор Ольга Сухомлинская и заведующий кафедрой народной художественной культуры Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук Игорь Стародубцев. А настоятель киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Иона рассказал об опыте работы обители с молодежью.

Завершилась конференция выступлениями руководителей секций и подведением итогов форума.

Как отметил в своем кратком обращении к участникам конференции главный редактор “Церковной православной газеты” игумен Лонгин (Чернуха), официальное издание УПЦ могло бы стать дискуссионной площадкой для православного педагогического сообщества. В том случае, если в нем самом будут налажены внутренние коммуникации, его голос будет звучать яснее и громче на уровне государства и общества.

Подготовили Олег Карпенко, Михаил Мазурин

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu