Православные храмы

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…

Свято-Воскресенский храм Флоровского монастыря

В комплексе сооружений Флоровского монастыря этот храм считался…

Публикации

Про людей, які люблять сперечатись

На жаль, є люди, які ні з ким не можуть ужитись, всюди вносячи суперечки і…

Архиепископа Ермоген (Голубев). Сраженный, но непобежденный

7 апреля исполнится 30 лет со дня кончины архиепископа Ермогена (Голубева). С…

Праздник Киевских духовных школ. Актовый день в КДАиС

8 ноября, в преддверии праздника преподобного Нестора Летописца — Актового дня…
25–26 марта в Киевском Доме учителя прошла Всеукраинская научно-практическая конференция “Педагогика духовности: православные традиции и современное образование”, посвященная 250-летию канонизации святителя Димитрия Ростовского. Организаторами форума выступили Синодальный отдел религиозного образования, катихизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, Академия педагогических наук Украины, Педагогический музей Украины АПНУ и Всеукраинское православное педагогическое общество.

Открывая конференцию, председатель Синодального отдела религиозного образования, катихизации и миссионерства УПЦ архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп определил как одну из главных тем для обсуждения внедрение курса христианской этики в систему среднего и высшего образования. По словам владыки, сегодня этот процесс “продвигается довольно медленно”, и курс “работает” только в некоторых регионах Украины.

В первый день форума его участники работали в четырех тематических секциях. На секции “Православная педагогика как педагогика духовности: традиции и современность”, по словам ее председателя прото­иерея Богдана Огульчанского, “рассматривали педагогические вопросы преимущественно общеконцептуального значения. А именно — как построить мостик между сокровищами православного наследия и современной педагогической практикой”. Среди предложений, сформулированных в ходе работы секции, — создание интернет-базы данных, которая содержала бы информацию о православных педагогах Украины, их достижениях и разработках, а также подготовка библиографического указателя изданий по православной педагогике и христианской культуре.

На секции “Семейное и внеклассное воспитание детей”, как сообщила ее глава, секретарь Синодального отдела религиозного образования, катихизации и миссионерства УПЦ Ирина Ковальчук, “были представлены очень интересные наработки воскресных школ, православных молодежных и общественных организаций. Выступали представители научных учреждений и социальных служб для детей и молодежи. Было решено работать над созданием подборок видеофильмов, а также информационных сборников для воскресных школ. Прозвучали предложения о создании курсов повышения квалификации и проведении мастер-классов для преподавателей воскресных школ, об основании фонда православных идей и проектов. Говорилось о необходимости обеспечения родителей информационными материалами по защите детей от пагубного влияния современной масс-культуры”.

Подводя итоги работы самой многочисленной секции конференции “Современное состояние преподавания христианских духовно-нравственных курсов в средней школе”, ее председатель, директор белоцерковской средней школы № 4 Александр Дроздовский проблемой номер один назвал “программное обеспечение” преподаваемых курсов. В результате в резолюцию секции было включено предложение отстаивать перед Министерством образования и науки Украины возможность работать по региональным программам (которые учитывали бы местные особенности и наработки). Также прозвучали слова о необходимости систематизации методических материалов, экспертной оценки с православных позиций ныне существующих пособий, программ и курсов христианской этики. Помимо прочих, была высказана мысль о необходимости удостоверения единого образца для членов Всеукраинского православного педагогического общества, что облегчило бы общение с представителями власти и государственной системы образования.

Немало важных вопросов обсуждалось и в рамках секции “Высшая школа и преподавание предметов духовно-нравственного содержания: проблемы и пути их решения”. Так, старший научный сотрудник Киевского городского педагогического университета имени Б. Гринченко Валентина Руденко в своем докладе затронула тему влияния курсов духовно-нравственного содержания на самих педагогов, которые их преподают, а заместитель главы Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами прото­иерей Виталий Приходько рассказал об особенностях преподавания упомянутых дисциплин в военных учебных заведениях. В разговоре с корреспондентом “Церковной православной газеты” один из координаторов секции прото­иерей Вадим Паевский также отметил, что в ходе ее работы особое внимание обращалось на личность преподавателя, ведь именно она во многом определяет направленность и эффективность воспитательной работы. Кроме того, обсуждались особенности преподавания духовно-нравственных дисциплин в разных регионах Украины.

Второй день работы конференции прошел в формате пленарного заседания. Открыв его, владыка Филипп предоставил слово заместителю главы Киевской городской государственной администрации Виталию Журавскому, который рассказал об опыте введения курса “Христианская этика в украинской культуре” в систему школьного образования столицы.

Cегодня этот курс преподается в более чем 135 школах Киева и охватывает около 2000 учащихся начальных школ.

В своем докладе (с полным текстом которого можно ознакомиться на сайте www.rokim.org.ua) архиепископ Филипп, в частности, подчеркнул, что преподавание в рамках системы светского образования христианской этики и основ православной культуры “является необходимым для становления сознательного гражданина с определенным мировосприятием”, ведь сознательный выбор системы координат “невозможен без глубокого ознакомления с традициями духовности собственного края”.

На пленарном заседании также выступили академик-секретарь АПН Украины, заведующая Отделом истории педагогики АПНУ, доктор педагогических наук, профессор Ольга Сухомлинская и заведующий кафедрой народной художественной культуры Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук Игорь Стародубцев. А настоятель киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Иона рассказал об опыте работы обители с молодежью.

Завершилась конференция выступлениями руководителей секций и подведением итогов форума.

Как отметил в своем кратком обращении к участникам конференции главный редактор “Церковной православной газеты” игумен Лонгин (Чернуха), официальное издание УПЦ могло бы стать дискуссионной площадкой для православного педагогического сообщества. В том случае, если в нем самом будут налажены внутренние коммуникации, его голос будет звучать яснее и громче на уровне государства и общества.

Подготовили Олег Карпенко, Михаил Мазурин

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me