Православные храмы

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Храм мученика Иоанна Воина (в Быковне)

Первая Литургия была совершена в день престольного праздника, 30…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…
Публикации

Исповедь астролога

Уже три года я не “рак”. Я больше не астролог “авестийской школы”. Я — раба…

Секта вместо веб-сети, или осторожно, вас заманивают!

Однажды при выходе из станции метро “Вокзальная”, прорываясь сквозь толпу…

Пречиста Діва Марія

Кожне Богородичне свято — це велика радість, радість перш за все від того, що…

Спасо-Преображенский храм (церковь Спаса на Берестовом)

Spasa_na_BerestoveХрам Преображения Господнего на территории возле Киево-Печерской Лавры (ул. Лаврская, 5). Уникальный памятник архитектуры и живописи XI—XIX вв. Имеет сложную строительную историю.
Киево-Печерская Лавра<p>
Соборная церковь Спасского монастыря была одним из оригинальнейших древнерусских сооружений. Время ее постройки не определено в письменных источниках и является предметом дискуссии. Первое летописное упоминание о монастыре датировано 1072, последнее — 1231 г. Наиболее распространенная гипотеза связывает основание каменного храма с периодом киевского княжения Владимира Мономаха (1113—25), поскольку здесь были похоронены трое его потомков: дочь Евфимия (1138), сын Юрий Долгорукий (1157) и внук Глеб Юрьевич (1171). Три каменных саркофага с погребенными захоронениями действительно были найдены археологами.

Однако технологические особенности здания указывают на несколько более раннее время — последние десятилетия ХI ст. Вероятно, каменный собор был заложен сразу после сожжения монастыря половцами в 1096 г. Кстати, Владимир Мономах вполне мог быть причастным к его сооружению, даже не будучи на то время киевским князем.

На сегодня от первоначального храма сохранился только чрезвычайно развитый нартекс с остатками лестничной башни и маленького придельного храмика. На этой основе построена нынешняя церковь. Лицевая поверхность стен, в отличие от других построек конца ХI — начала XII вв., сложена только из кирпича, без использования природного камня, которым забутована середина стены. Фасады украшены выложенными из кирпича крестами, поясом меандра и очень своеобразной системой декоративных ниш. Над западным входом в древний храм сохранились отпечатки трехлопастного свода притвора-тамбура.

Основной объем сооружения представлял собой трехапсидный храм с центральным куполом на четырех столбах. С запада к нему прилегал нартекс, в боковые участки которого были удачно вкомпанованы северный придел с тремя апсидками и аркосолием, и лестничная башня (лестница выломана в XVII в.). Хоры имели необычную для киевских сооружений высоту — более 10 м. Вероятно, этому соответствовала и общая высота храма. Перед каждым из трех входов в храм были построены небольшие притворы. Существует несколько попыток реконструировать первоначальный вид сооружения. По наиболее радикальной реконструкции, свод самого храма имел трехлопастную форму, но это кажется сомнительным. Такая система сводов получила распространение с конца XII в. и считается собственно древнерусским изобретением.

Внутреннее оформление храма было характерным для домонгольского времени. Стены были покрыты фресковой живописью, от которой сохранилась большая композиция "Чудесный лов рыбы", нетипичная как по манере и композиции, так и по размещению на западной стене нартекса, над входом в церковь. Эта фреска была неожиданно обнаружена в 1970 г. под живописью XVII в. На фасадах храма обнаружены несколько граффити XII—XVII вв.

После 1240 г. церковь опустела и разрушилась, но когда именно — неизвестно. Какие-либо упоминания о ней отсутствуют вплоть до XVII в. Однако есть основания считать, что храм впервые отстроили еще в XV или XVI в., после чего он был во второй раз разрушен. На такую мысль наводит изображение на плане Кальнофойского, напечатанном в 1638 г., ранее известной реставрации Петра Могилы. Храм изображен с готическим ступенчатым фронтоном и полуразрушенным алтарем, который по расположению соответствует современному. Действительно, можно заметить, что кладка в нижней части алтарных стен отличается от кладки XVII в., первоначальные окна в алтаре переделаны. Выдвигалось предположение, что первая реставрация осуществлена средствами князя Семена Олельковича приблизительно одновременно с Успенским собором (1470). Тогда второе разрушение церкви Спаса можно связать с нападением Менгли-Гирея 1482 г.

В 1630 г. Петр Могила, на то время архимандрит Печерский, выменял "Спасский угол" с полуразрушенной церковью у униатского митрополита Иосифа Рутского, отдав за него лаврское имение в Старом городе. Могила считал, что Спасская церковь построена Владимиром Святославовичем и поэтому относился к ней с особым пиететом. Однако отстройку удалось осуществить лишь в 1640—43 гг. Стенопись храма, законченная 16 ноября 1644 г., выполнили приглашенные Могилой с Афона греческие мастера.

Реставрация Петра Могилы заключалась в пристройке к древнему нартексу трех граненых алтарей, причем главный алтарь возведен с использованием древних (вероятно XV в.) стен. Он перекрыт нервюрным сводом, окна стрельчатые. Это единственный в Киеве сохранившийся образец поздней готики. Левый алтарь, пристроенный к помещению древнерусского придела, был посвящен св.Владимиру. Правый, переделанный из бывшей башни — свв.Косьме и Дамиану. С запада была пристроена деревянная двухъярусная колоколенка. Над центральной частью и главным алтарем высились два шатровых купола.

Редким памятником поздней византийской живописи является ансамбль фресок, о выполнении которого "перстами греков" торжественно сообщает надпись над входом в церковь. Главной чертой этой стенописи является подчеркнутая каноничность. Исключение составляет ктиторский портрет Петра Могилы над аркой главного алтаря. Лицо прославленного архиерея написано в реалистической манере. Могила изображен на коленях, с моделью отстроенного храма, которую он подносит Христу. Это один из лучших портретов в украинском искусстве того времени.

Во время строительства Печерской крепости в 1706 г. древнему храму угрожала реальная перспектива превратиться в фундамент одного из бастионов. К счастью, кто-то объяснил Петру I значение этого памятника, и царь приказал "обвести" церковь крепостным валом. Однако близкое соседство земляной насыпи, без должного отведения влаги, почти три столетия наносило ущерб ее стенам.

Следующей перестройке Спасская церковь подверглась в середине XVIII в. В 1752 г. вместо деревянной колокольни с запада был пристроен каменный притвор с небольшим деревянным ярусом для колоколов. Храм получил типичную для украинского барокко крестовую форму и был завершен пятью куполами. Иконостас для церкви соорудил в 1760 г. Степан Ковнир.

В 1813—14 гг. архитектор Андрей Меленский пристроил к западному притвору трехъярусную ампирную колокольню. Одновременно на средства купца Федора Рябчикова проведен значительный ремонт. В 1863—67 гг. древние фрески были "обновлены" масляными красками, после чего их пришлось расчищать и реставрировать в 1906—14 и 1935 гг. Архитектурная реставрация древнерусской части, с которой была снята поздняя штукатурка, проведена в 1909—13 гг. под руководством Петра Покрышкина. В следующем году были полностью раскопаны фундаменты разрушенной части древнерусского храма. В результате всех перестроек Спас на Берестовом превратился в настоящую энциклопедию архитектурных и художественных стилей.

До 1889 г. Спас использовался как приходская церковь Дворцовой части. Известно, в частности, что здесь в 1825 г. состоялось венчание будущего декабриста князя Сергея Волконского с дочерью генерала Марией Раевской. С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не проходили. После сооружения церкви Александра Невского его передали религиозной общине единоверцев, а в 1913 г., когда построили единоверческий храм Иисуса Сладчайшего, Спас на Берестовом вернули православным.

В советское время храм превратили в музей. В 1932 г. церковь Спаса на Берестовом, отобранную у церковной общины, открыли для посещений экскурсантов как объект "Всеукраинского музейного городка".

Богослужение было возобновлено в 1992 г. Настоятелем храма являлся архимандрит Тихон (Софийчук).

С 2002 года Спасо-Преображенский храм находится на реставрации. В настоящее время службы совершаются на улице, у входа в храм, в связи с закрытием храма "на ремонт ".

В июле 2010 года был поврежден ураганом центральный Крест храма.

18 января 2013 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в сослужении епископа Бородянского Варсонофия освятил отреставрированный крест центрального купола храма Спаса на Берестове. Во время реставрации специалисты сняли старый позолотный слой с поверхности креста, исправили его каркас, изогнутый при падении, изготовили и установили утраченные декоративные элементы и основу для крепления креста на макушке, а также нанесли слой сусального золота.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu