Православные храмы

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Храм Рождества Богородицы (на «Чайке»)

Строительство нашего храма было начато в 1989 году Ассирийской…

Храм в честь святителя Феодосия Черниговского (Львовская площадь)

5 ноября 2012 года, в Пантелеимоновском монастыре в Феофании,…

Публикации

Православие и астрология

Прежде чем обратиться к заявленной теме, напомним читателям, что сами маги…

“Истерия” или богохульство? О новой театральной интерпретации Фрейда

Отношение Православной Церкви к театру и, шире, к лицедейству нельзя назвать…

Экстрасенсы калечат душу и тело

По статистике Православного центра реабилитации пострадавших от оккультизма,…

 

monastir_StavrovyniНачало

Часть ІІ. От османского завоевания до настоящего времени

Церковь в период Османского господства (1573–1878 гг.)

В годы правления султана Сулеймана I Великолепного (1520–1566) Османская империя достигла своего наивысшего могущества. Успешный завоеватель, султан присоединил к своим владениям огромные территории — от Венгрии на севере до Адена на южном берегу Аравии, от побережья Персидского залива на Востоке до Алжира на Западе. Его сын Селим II (1566–1574), матерью которого была знаменитая Роксолана, много лет вынашивал планы захвата Кипра, надеясь таким образом лишить своего врага — Венецианскую республику — важнейшего форпоста на Востоке. Кроме того, прозванный современниками “одуревшим от пьянства” за своe пристрастие к вину, Селим особо ценил кипрские вина, и ему не терпелось завладеть их источником. Как только позволила обстановка на границах его обширной империи, султан осуществил свой замысел. 3 июля 1570 г. огромное турецкое войско, приплывшее на 350 кораблях, высадилось на Кипре. Лала Мустафа, полководец Селима, встретил упорное сопротивление венецианцев. Несмотря на подавляющее превосходство турок в живой силе и артиллерии (у них были бомбарды, стрелявшие каменными ядрами весом до двух тысяч фунтов), осада Никосии длилась семь недель, а Фамагусты — 11 месяцев. Турки вырезали всех уцелевших мужчин, а женщин и детей увели в рабство. Движимые религиозным фанатизмом, они перебили всех свиней во взятых городах и бросили вместе с телами павших защитников острова. Силы Османской империи тогда были огромны. Даже уничтожение турецкого флота в битве при Лепанто (у западного берега Греции) в октябре 1571 г. флотом созданной папой Пием V Священной лиги (Испания, Венеция и ещe несколько государств) не остановило турков. В марте 1573 г. Венеция была вынуждена уступить им Кипр. Несмотря на огромные потери в Кипрской войне, Селим II, радуясь захвату острова, хвастался: “На Кипре я отрубил Венеции руку, тогда как христиане только срезали мне бороду”.

Поначалу завоеватели старались привлечь греческое население на свою сторону. Была ликвидирована феодальная зависимость крестьян от прежних владельцев, и они получили неотчуждаемые и наследственные права на землю. Налоги были уменьшены. Полностью была ликвидирована латинская церковь и восстановлена православная иерархия. Иеродиакон Давид (Сарсаниа) пишет: “Турецкий Паша Кипра разрешил православным отправиться в Константинополь, где они исходатайствовали грамоту о восстановлении нормальной церковной жизни на острове (кстати, удалось это за большие деньги). В 1572 г. в Константинополе прошел Собор, на котором были избраны и хиротонисаны Архиепископ и два епископа для Кипрской Церкви”. Архиепископ был поставлен во главе Кипрской Церкви, ему подчинялись три епархиальных архиерея — Пафский, Китийский и Киренийский, носящие с начала XVII в. титулы митрополитов. В состав организованного при Архиепископе Синода вошли митрополиты и архимандриты. Нелегко приходилось восстановленной Церкви в условиях иноземного господства, тем более иноверческого. “Тем не менее, — замечает профессор К. Е. Скурат, — благодаря мудрой церковной политике своих архипастырей, Кипрская Церковь со временем добилась получения от Высокой Порты таких же привилегий, какие были даны Магометом II Вселенскому Патриарху (в 1453 г. — В. М.), а именно: со второй половины XVII в. Архиепископ Кипрский стал главой не только своей Церкви, но и народа острова Кипр, национальным вождем-этнархом (“милет-баши”)”. Первым официально признанным в этом статусе Архиепископом Кипра стал в 1660 г. Никифор.

Однако права, обещанные православному населению и Церкви, в значительной степени остались на бумаге. На Кипр привлекались переселенцы-мусульмане, и некоторые католические храмы были превращены в мечети. Многие православные монастыри при завоевании были разграблены. В условиях начавшегося во второй половине ХVII в. упадка Османской империи возрастает произвол местных пашей, православное население облагается непосильными поборами. В ХVIII в. Архиепископ становится ответственным за сбор податей. А в 1821 г., с началом войны за независимость Греции, на греческое большинство острова обрушились зверские репрессии. Поводом к ним послужили прокламации, распространяемые на острове после мученической кончины константинопольского Патриарха Григория V (он был повешен). Турецкий губернатор Кипра Мехмет Кучу с согласия султана подверг киприотов жесточайшим казням. Архиепископ Киприан был повешен на центральной площади Никосии, все три митрополита обезглавлены. Смертной казни были преданы игумены монастырей, священники, церковные должностные лица, народные старейшины и знатные православные люди. “Турки, — пишется в Имерологионе Элладской Православной Церкви, — преследовали христиан, как дикие звери, многие храмы были превращены в мечети и стойла, а паша, наслаждаясь своими действиями, разрешил единоверцам оседлать монахов Пантелеимоновского монастыря, продеть уздечку им в рот и, сидя таким образом на их плечах, преследовать христиан, бежавших в горы. Многие монахи умерли от побоев, от ходьбы на четвереньках, а также от ран, которые причинили уздечки”. Иерархию Кипрской Церкви восстановил в том же году Антиохийский патриарх Серафим. Он смог послать на остров своих архипастырей, хиротонисавших для нее Архиепископа и трех митрополитов.

Попытки султанов провести реформы в последующие годы наталкивались на Кипре, как и в других захолустных уголках их обширных владений, на саботаж местных властей. Положение изменилось лишь в вследствие русско-турецкой войны 1877–1878 гг., но самым неожиданным образом.

 

Английское владычество на Кипре и Церковь (1878–1960 гг.)

Потерпев поражение в войне, Турция потеряла значительную часть своих европейских владений в пользу Греции, Сербии, Черногории и Румынии. Три последних государства, к тому же, окончательно обрели независимость от Порты. Образовалось и княжество Болгария, лишь номинально признававшее сюзеренитет султана. Неизмеримо возрос на Балканах и в турецкой части Армении авторитет России. Встревоженная угрозой потери своего влияния в регионе, Англия заключила с Османской империей в 1878 г. Кипрскую конвенцию, согласно которой остров, оставаясь турецким владением, переходил под английское управление. Обусловливалось это необходимостью иметь здесь английские базы для защиты от России турецких владений в Азии. Греки-киприоты с радостью восприняли переход управления их страной в руки христианской и демократической державы, надеясь, что вскоре Кипр будет возвращен Греции, как это 14 лет назад произошло с Ионическими островами — бывшим протекторатом Англии. Архиепископ Кипрской Православной Церкви Софроний обратился к прибывшему на остров английскому верховному комиссару с такими словами: “Мы соглашаемся на перемену правления лишь постольку, поскольку мы верим, что Англия поможет Кипру, как она уже помогла в том Ионическим островам, объединиться с его матерью — Грецией, с которой его связывают общие национальные узы”. Однако Британское владычество затянулось на восемь десятков лет, а в 1914 г., когда в Первой мировой войне Турция выступила на стороне Германии, “коварный Альбион” и вовсе аннексировал остров. Турция признала этот акт по мирному Лозаннскому договору 1923 г. Ещe через два года Кипр официально стал британской колонией.

Английское управление принесло киприотам несомненную пользу в социально-экономическом плане. Однако в церковном отношении дело обстояло иначе. Англичане развернули на Кипре активную протестантскую пропаганду. Архиепископ Софроний во главе иерархов Кипрской Православной Церкви выступил в защиту прав своей Церкви. Но после кончины Архиепископа Софрония (1900) православным островитянам только в 1909 г. удалось избрать нового Архиепископа — Кирилла II (до 1916), много сделавшего для улучшения внутреннего устройства Кипрской Церкви и распространения среди соотечественников духовного просвещения.

В межвоенный период требования греков-киприотов, которые составляли более 80 процентов населения, об “энозисе”, т. е. воссоединении с Грецией, возрастали. В 1931 г. вспыхнуло стихийное восстание против колонизаторов.

Считая ответственными за восстание митрополитов Никодима Китийского и Макария Киренийского, британские власти изгнали их с острова. В 1933 г. скончался престарелый Архиепископ Кирилл III. Английские власти в течение четырнадцати лет (1933–1947) не разрешали избрание нового Предстоятеля Церкви и всеми способами препятствовали хиротонии новых архиереев для вдовствующих кафедр.

В июне 1947 г. на архиепископский престол при участии представителей Константинопольской Церкви был возведен бывший митрополит Пафский Леонтий. Однако через 37 дней после восшествия на престол он скончался. Его преемником был поставлен возвратившийся из ссылки бывший митрополит Киренийский Макарий II. Одновременно были хиротонисаны митрополиты для всех епархий. Китийскую возглавил Макарий (после кончины в 1950 г. Макария II — Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Макарий (Макариос) III). Кипрская Православная Церковь вновь получила полную каноническую иерархию.

В январе 1950 г. был проведeн плебесцит среди греков-киприотов об энозисе, результат — 96 процентов “за” — англичане не признали, попытавшись навязать колониальную конституцию.

Возглавив Кипрскую Православную Церковь в годы испытаний, Архиепископ Макариос III стал пламенным борцом за свободу своей родины. Национальный вождь и представитель кипрского православного народа, в своих обращениях к губернатору острова он указывал, что вопрос о настоящем и будущем положении Кипра может решать только кипрский народ на основании принципа самоопределения, включенного в учредительную хартию ООН, членом которой является Великобритания. Архиепископ совершал молебны в храме Явленного образа Божией Матери (“Панагиа Фанеромени”) в Никосии, призывая помощь Божию угнетенному кипрскому народу в его стремлении достигнуть свободы. Стремясь объединить в борьбе против колонизаторов все силы страны, Архиепископ Макариос встречался и с руководителями левой Прогрессивной партии трудового народа Кипра (АКЕЛ) для выработки программы совместного выступления.

В апреле 1955 г. организация ЭОКА (“Национальная Организация кипрских бойцов”) провела теракты против британских властей. Несмотря на накаленную обстановку, новые длительные переговоры Макариоса с англичанами не дали результата. Архиепископ вместе с митрополитом Киренийским Киприаном по приказанию губернатора Хардинга 9 марта 1956 г. был тайно взят под стражу и сослан на Сейшельские острова в Индийском океане. Здесь Архиепископ Макариос пробыл около года и оставил о себе добрую память, построив на свои средства школу для детей местного населения.

После переговоров в Цюрихе и Лондоне в феврале 1959 г. были подписаны соглашения между Грецией, Турцией, Великобританией и представителями греческой и турецкой общин Кипра, которые легли в основу конституции будущей независимой Республики Кипр. 13 декабря того же года Архиепископ Макариос был избран президентом, а лидер турецкой общины острова Фазиль Кючюк — вице-президентом.

 

Церковь в годы независимости Кипра

15 августа 1960 г. была провозглашена Республика Кипр. Нелегким было становление нового государства, не решен национальный вопрос на острове до сих пор. В конце 1963 г. произошли вооруженные столкновения между греческим и турецким населением Кипра, приведшие к многочисленным жертвам. Англия, Турция и Греция вмешались в конфликт и фактически осуществили военную оккупацию Кипра с целью “урегулировать” конфликт. На остров были введены войска ООН, а общины сгруппированы по нациям. В апреле 1964 г. правительство Кипра расторгло договор 1960 г. о пребывании на Кипре греческих и турецких войск. Архиепископ Макариос призвал Грецию и Турцию вывести свои войска с острова. “Все мы — греки и турки — граждане одной страны, — говорил он в связи с принятием парламентом Кипра резолюции о праве народа на самоопределение, — и нам самим надлежит вершить дела в своем государстве. Мы отвергаем любое вмешательство в наши дела со стороны НАТО. Мы против баз иностранных войск на Кипре”.

В 1968 г. Макариос вновь избран президентом подавляющим большинством голосов. Все попытки противников независимости и единства Кипра устранить его с политической арены потерпели неудачи. Священный Синод, в состав которого входили три митрополита Кипрской Православной Церкви, выдвинул требование об отставке Архиепископа Макариоса с поста президента. Позже они под предлогом несовместимости мирского служения со священным саном попытались отстранить его от занимаемого им поста Предстоятеля Кипрской Церкви. В июле 1973 г. в Никосии под председательством Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Николая VI при участии Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Илии IV и еще одиннадцати архиереев состоялся Великий и Верховный Синод, который единодушно вынес решение об антиканоничности и в силу этого недействительности постановления кипрских епископов о низложении Блаженнейшего Архиепископа Макариоса. Аргументом в защиту Архиепископа Макариоса было то, что еще в XVII в. был учрежден на Кипре институт этнарха (“милет-баши”) — совмещение власти церковной и светской. В течение 1973 г. были образованы две новые митрополии: Морфская и Лимасольская; на все вакантные места избраны и хиротонисаны новые архиереи взамен отстраненных Большим Синодом.

В июле 1974 г. греческие офицеры совершили военный переворот, после чего Турция ввела на Кипр свои войска. Вынужденно эмигрировав, Архиепископ Макариос смог вернуться на Кипр лишь в декабре. Тем временем руководство турецкой общины на острове решило создать в оккупированных Турцией северных районах Кипра так называемое “Федеративное турецкое государство Республики Кипр” (с 1983 г. — “Турецкая республика Северного Кипра”). Состоялся вынужденный обмен населением, сопровождавшийся насилием. Множество православных храмов и святынь было разграблено турками.

С мая 2004 г. Греческая Республика Кипр является членом Европейского Союза.

3 августа 1977 г. Архиепископ Макариос скоропостижно скончался. Пост главы государства занял Спирос Киприану. Местоблюстителем Архиепископского престола, а через месяц и Архиепископом Кипрской Церкви Хризостомом I (1977–2006) стал митрополит Пафский, бывший ближайшим сослужителем Архиепископа Макариоса. 5 ноября 2006 г. в связи с состоянием здоровья он ушeл на покой. В настоящее время Архиепископом Кипрской Православной церкви является Хризостом II.

Владимир Моисеенко, историк

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua