Православные храмы

Свято-Троицкая церковь Ионинского монастыря

Первую деревянную Свято-Троицкую церковь в 1864 г. построил насельник…

Храм мученика Иоанна Воина (в Быковне)

Первая Литургия была совершена в день престольного праздника, 30…

Храм пророка Илии на Подоле (Ильинская церковь)

Ильинская церковь — первый православный храм, построенный в столице…
Публикации

Правда о “Свидетелях Иеговы”

Cекта “Свидетелей Иеговы” появилась в ХІХ веке и ничего общего со Святой…

“Будьте как дети”.

С 10 по 16 февраля в высокогорном поселке Усть-Чорна в Закарпатье проходил…

Соборование (Елеосвящение)

Таинство Елеосвящения — одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помощи…

Гореть огнем подвига

mitr_Antonij_Hrapovitskij29 марта исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося церковного деятеля, писателя и богослова митрополита Антония (Храповицкого).

Алексей Павлович Храповицкий, будущий митрополит Антоний, родился 17 (29) марта 1863 г. в с. Ватагино Крестецкого уезда Новгородской губернии в семье помещика. Большое влияние на духовное развитие сына оказала мать — Наталья Петровна, женщина глубоко религиозная. Вместе с матерью маленький Алеша посещал храмы, святые места и обители, особенно в древнем Новгороде, куда переехала семья. “Здесь я возлюбил Христову Церковь, являвшую в себе Божественную славу: в древних новгородских храмах, в мощах святых угодников и в благолепии архиерейских служений”, — вспоминал владыка Антоний. Эти посещения, а также чтение святоотеческих книг и современных авторов-славянофилов, таких как Алексей Хомяков, Константин Аксаков, Иван и Петр Киреевские, рано сформировали его религиозное мироощущение. В юности он испытал и влияние Ф. М. Достоевского. Еще учась в гимназии, а потом в академии, он не пропускал ни одного литературного вечера, на котором выступал великий писатель.

Окончив в Петербурге с золотой медалью 5-ю классическую гимназию, юноша вопреки воле отца поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Перед самым окончанием академии, 18 мая 1885 г., Храповицкий принял постриг с именем Антония в честь прп. Антония Римлянина. Три года спустя за расширенное и переработанное кандидатское сочинение советом СПбДА доцент иеромонах Антоний (Храповицкий) был возведен в ученую степень магистра богословия. Результатом глубоких занятий библеистикой стало его сочинение “Толкование на Книгу пророка Михея” (СПб., 1890), раскрывающее мессианское значение книги. Помимо преподавания отец Антоний занимался активной благотворительной деятельностью: вместе со своими студентами посещал тюрьмы, больницы, ночлежки, был членом Общества религиозно-нравственного просвещения, где выступал с докладами. Его выступления, особенно полюбившиеся слушателям: “Что следует разуметь под спасающей верой”, “Учение Божественного откровения о спасительном значении слова Божия”, были изданы отдельными брошюрами.

Еще во время учебы в Петербургской духовной академии Антоний познакомился с выдающимся проповедником Иоанном Кронштадтским, чей бесценный пастырский опыт стал одной из основ курса пастырского богословия, который Антоний читал во всех академиях, где преподавал и был ректором. В 1891 г. 28-летний архимандрит Антоний (Храповицкий) был назначен ректором Московской духовной академии. “Лекции ректора по пастырству горели таким внутренним огнем подвига, таким горячим призывом служить Христу и Церкви, что влияние их незабываемо”, — вспоминал выпускник академии, протопресвитер Т. Теодорович. Важной заботой архимандрита Антония (Храповицкого) как ректора было привлечение студентов к принятию иночества. Большинство из 60 пострижеников архимандрита Антония времен его ректорства в академиях стали потом архиереями. Один из них, митрополит Евлогий (Георгиевский), писал в книге воспоминаний “Путь моей жизни”: “Молодой, высокообразованный, талантливый и обаятельный, с десятилетнего возраста мечтавший стать монахом, архимандрит Антоний был фанатиком монашества. Его пламенный монашеский дух заражал, увлекал, зажигал сердца... Перед нашим взором развертывались грандиозные перспективы: восстановление патриаршества, введение новых церковных начал, переустройство академии в строго церковном духе... Идею монашества архимандрит Антоний пропагандировал среди нас поистине фанатически”. Однако Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) полагал, что не следует постригать в монахи кандидатов до 30 лет, в то время как возраст выпускников Духовной Академии в среднем составлял 23–24 года. Конфликт стал причиной перевода архимандрита Антония в Казань на должность ректора Казанской Духовной академии (КазДА) в 1895г.

В КазДА молодой ректор очень быстро завоевал сердца и умы студентов. Свои лекции по пастырскому богословию он строил в форме живого диалога со слушателями, богато украшая их примерами из истории и литературы. 7 сентября 1897 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. КазДА имела специальное миссионерское отделение, и ректор выступил инициатором проведения в Казани 3-го Всероссийского миссионерского съезда. 14 июля 1900 г. епископ Антоний был переведен на Уфимскую и Мензелинскую кафедру. Тяжело переживал владыка предстоящую разлуку со ставшей ему родной академией и с Казанью. В знак любви и признательности он передал академии средства, вырученные от издания своего трехтомного собрания сочинений, а также значительную сумму личных сбережений в пользу недостаточных студентов. Особым событием в жизни владыки Антония стало его приветственное послание Патриарху Константинопольскому Иоакиму III по случаю его вторичного восшествия на Патриарший Престол, напечатанное в “Уфимских Епархиальных Ведомостях”. Открытое проявление епископом Антонием приверженности к Патриаршему возглавлению Церкви вызвало острое недовольство обер-прокурора К. П. Победо­носцева.

22 апреля 1902 г. епископ Антоний (Храповицкий) был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру, самую крупную по числу приходов в Русской Православной Церкви. Новый энергичный архиерей прежде всего стремился укрепить в духовенстве любовь к пастве, обратить его, по собственным словам Антония, “от буржуазности к народности, от светскости к Православию”. Постоянно заботился владыка о материальном положении клириков, строил и восстанавливал храмы. Особое внимание преосвященный Антоний уделял возрождению Почаевской Лавры, в которой построил новый храм во имя Святой Троицы — точную копию Троицкого храма в Троице-Сергиевой Лавре. В 1906–07 гг. архиепископ Антоний являлся членом Государственного совета, а пятью годами позже был избран постоянным членом Святейшего Синода.

В мае 1914-го архиепископ Антоний получил новое назначение — на Харьковскую и Ахтырскую кафедру, а летом началась Первая мировая война. Владыка лично благословлял войска, уходившие на фронт, опубликовал специальное послание “Христолюбивому воинству”. В феврале 1917 г., с приходом к власти Временного правительства, архиепископ Антоний вынужден был оставить свою кафедру и покинуть Харьков. Живя на Валааме, он написал свою самую полемичную работу “Догмат искупления”.

В августе 1917 г. он вновь был избран на Харьковско-Ахтырскую кафедру и тогда же, как правящий архиерей, отправился в Москву, на Поместный Собор Русской Православной Церкви. На Соборе владыка Антоний исполнял обязанности заместителя председателя — митрополита Московского Тихона (Белавина). Основным на Соборе был вопрос о восстановлении патриаршества в Русской Церкви, упраздненного Петром I. Архиепископ Антоний, главный защитник воссоздания патриаршества, был избран одним из трех кандидатов на патриарший престол и получил при этом больше всего голосов — 159. Патриарха выбирали жребием из трех кандидатур, и Святейшим Патриархом стал митрополит Московский Тихон. 28 ноября 1917 г. владыка Антоний был возведен в сан митрополита, в декабре избран членом Священного Синода. Сохранился портрет владыки Антония той поры — работы М. В. Нестерова.

19 мая 1918 г. митрополит Антоний (Храповицкий) был избран на Киевскую кафедру. Вначале украинское правительство не признавало Антония в качестве митрополита Киевского, поскольку он был противником автокефалии Украинской Церкви. Однако на 2-й сессии Всеукраинского церковного Собора летом того же года преосвященный Антоний был повторно избран митрополитом Киевским. Собор принял “Положение о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине”, согласно которому церковное управление в Украине организовывалось на началах автономии при сохранении канонической связи с Патриархом Всероссийским. “Положение” было утверждено 20 сентября 1918 г. на 3-й сессии Поместного Собора в Москве. В декабре, с приходом к власти петлюровцев, митрополит Антоний вместе с архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) был арестован. Освобождены были узники спустя более полугода.

Во время гражданской войны митрополита Антония избрали председателем Временного высшего церковного управления Юго-Востока России. После поражения белого движения он навсегда покинул Родину. В феврале 1921 г. Временное высшее церковное управление за границей под председательством митрополита Антония, воспользовавшись приглашением Сербского Патриарха Димитрия, переехало в Сербию. 7 апреля 1925 г. скончался святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси. Состоявшийся в июне в Сремских Карловцах Архиерейский Собор РПЦЗ заявил о признании полномочий местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского). По второму вопросу — требованию Синода подчинить ему все приходы в зарубежье — согласия достичь не удалось. Образовалось два самостоятельных митрополичьих округа, не зависящих от Собора и Синода РПЦЗ, — Западноевропейский и Североамериканский.

В сентябре 1927 г., вскоре после публикации Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и в ответ на требование заместителя местоблюстителя патриаршего престола дать подписку о лояльности советскому правительству, руководство Русской Православной Церкви Заграницей полностью прекратило отношения с московским священноначалием. Трагический разрыв между двумя центрами Русского Православия — в Отечестве и в рассеянии — затянулся на многие десятилетия.

10 августа 1936 г. в возрасте 73-х лет блаженнейший владыка Антоний (Храповицкий) скончался. Похоронен он был на русском участке Нового кладбища в Белграде, в крипте часовни в честь Иверской иконы Божией Матери. Прощаясь с ним, патриарх Сербский Варнава сказал: “Имя митрополита Антония связано с громадным периодом развития великой духовной мощи Русской Церкви и русского народа, развития русской богословской мысли и русской церковной литературы... Митрополит Антоний должен быть поставлен в один ряд с великими иерархами первых веков христианства...”

 Владимир Моисеенко, историк

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu