Православные храмы

Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы

Престольный праздник: день памяти великомученицы Анастасии…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…
Публикации

Самая легкая заповедь

Жалуются люди, что труден путь ко спасению, что не по силам для них заповеди…

Нужен ли сознанию “сон золотой”. Влияние сект на сознание человека

Религиозные образования сектантского толка, системы псевдооздоровления,…

“Я книгу паче хліба і солі приємлю...”

Пам’яті С.І. Пономарьова, вченого-бібліографа, літературознавця, журналіста,…

“Остров Святых”. История Кипрской Православной Церкви

Monastyr_apostola_VarnavyЧасть І. От основания святыми апостолами до Османского ига

Ранняя история Кипра. Основание Кипрской Церкви

 “Золотисто-зеленый листок, брошенный в море” — так образно назвал свою родину кипрский поэт Леонидас Маленис. И действительно, омываемые ласковым Средиземным морем берега, залитые щедрым южным солнцем горы и плодородные долины издавна привлекали на остров людей. Уже за восемь тысячелетий до Рождества Христова поселились здесь первые обитатели, создавшие несколько веков спустя высокую для своего времени культуру. В последующие тысячелетия остров переживал разные времена, иногда очень нелегкие, даже на две тысячи лет лишился своего населения. Но с середины V тысячелетия до н. э. остров заселяется вновь, в эпоху меди и бронзы развивается торговля с Анатолией, Сирией, Египтом, Критом, остров испытывает влияние греческой Микенской культуры. Около 1200 г. до н. э. Кипр заселяют греки-ахейцы, основавшие тут города-государства. Через четыре столетия на острове появляются финикийские поселения, он ненадолго попадает в зависимость от Ассирии, потом Египта, а в 522 г. до Рождества Христова был завоеван персидским царем Дарием І. Персидское владычество продолжалось до разгрома Ахеменидской дер­жавы Александром Македонским. После смерти великого завоевателя в 323 г. до н. э. его военачальники начали борьбу за остров, победителем в которой оказался Птолемей І Сотер, сделавший Кипр провинцией Египетского царства. В 58 г. до н. э. остров перешел под власть Рима. Одним из первых проконсулов этой новой римской провинции был знаменитый оратор, философ и писатель Цицерон.

Свет веры Христовой принесли на остров святые апостолы Павел и Варнава. Около 45 г. они прошли со словом благовестия “весь остров до Пафа” и обратили в христианство проконсула Сергия Павла, который стал первым христианским правителем Кипра. Предание повествует о том, что святые апостолы встретили на Кипре воскрешенного Господом Лазаря Четверодневного, брата Марфы и Марии, который переселился сюда, гонимый своими соотечественниками в Вифании, и рукоположили его во епископа. Святой Лазарь после кончины был похоронен на острове в месте, получившем название “Ларнакс” (“Гроб”, нынешний город Ларнака). На месте погребения была построена церковь. Там во время проводившихся в 1972 г. раскопок был обнаружен саркофаг со святыми мощами.

В 50 г. апостол Варнава вернулся на остров в сопровождении своего племянника апостола Марка. Семь лет спустя он был побит иудеями камнями во время проповеди.

Полная христианизация острова относится к рубежу ІV–V вв. В первые века христианства Кипр дал Церкви немало выдающихся деятелей, многие из которых были причислены впоследствии к лику святых. “Насколько была организованной Кипрская Церковь в первые века, — пишет профессор К. Е. Скурат, — видно уже из того, что в Первом Вселенском Соборе участвовали три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и Спиридон Тримифунтский. А в деяниях Собора, состоявшегося в Сердике (343 г.), значатся подписи 12 епископов с о. Кипр, хотя названия их епископий, к сожалению, не отмечены. Феофил, Архиепископ Александрийский, писавший около 400 г. к жителям Кипра, упоминал имена 15 епископов. Епископы с о. Кипр активно участвовали в деяниях Второго, Третьего и последующих Вселенских Соборов”.

Участвуя в деяниях Вселенских Соборов, архипастыри Кипрской Церкви занимались и просветительной работой у себя на острове. Обращая в христианство язычников, они одновременно вели борьбу с возникшим во II столетии гностицизмом. Преследуемые римскими правителями гностики вместе с христианами бежали на Кипр и нашли там, главным образом среди язычников, благоприятную почву для проповеди своего учения. Саламинский епископ святой Епифаний оставил после себя много назидательных сочинений против этих лжеучителей.

 

Византийский период (395–1191 гг.)

С начала ІV в., со времен святого императора Константина Великого, церковным центром Кипра был г. Саламин. Разрушенный землетрясением, город был восстановлен его сыном императором Констанцием ІІ и назван в его честь Констанцией. После разделения Римской империи в 395 г. Кипр оказался под властью Восточной Римской (Византийской) империи, став частью диоцеза Восток с центром в Антиохии. Эту ситуацию некоторые антиохийские патриархи пытались использовать для присоединения Кипрской Церкви к своему престолу в качестве епархии. Однако православные жители Кипра отстояли свою независимость. Издавна Кипрская Церковь была близка к Церкви Антиохийской в духовном отношении, так как обе они имели единого благовестника Слова Божия — святого апостола Варнаву. Но, опираясь на свое апостольское происхождение, Кипрская Церковь издревле считала себя автокефальной. Правами самостоятельности она пользовалась фактически со дня основания. В 431 г. киприоты избрали Архиепископом Регина и обратились с просьбой к Отцам Третьего Вселенского Собора подтвердить автокефалию их Церкви. Отцы Собора подтвердили автокефалию Кипрской Церк­ви 8-м правилом. Однако спор продолжился. Кипрскую Церковь настойчиво стремился подчинить себе сторонник монофизитской ереси Антиохийский патриарх Петр Кнафей. Это понудило в 478 г. Архиепископа Кипрского Анфима, которому перед тем явился во сне апостол Варнава, повелевший открыть гроб с его мощами, взять лежащее на его груди Евангелие от Матфея и отправиться с ним искать защиты в Константинополь. Созванный по указанию императора Зенона Константинопольским Патриархом Акакием Священный Синод подтвердил определение Третьего Вселенского Собора об автокефалии Кипрской Церкви. Император утвердил это решение Синода и предоставил Архиепископу некоторые привилегии, сохраняемые им до сих пор: ношение пурпурной мантии и императорского скипетра вместо обычного архиерейского жезла, подписание официальных документов красными чернилами. Тогда же ему было предоставлено право титуловаться “Блаженнейшим”.

Окончательно же автокефалия Кипрской Церкви была утверждена 39-м правилом Пято-Шестого Трулльского (Константинопольского) Собора 691–692 гг. Этому сопутствовали трагические события истории острова: с 648 г. на протяжении трех столетий Кипр становится объектом ожесточенной борьбы между Византией и арабами. Разграблены были Саламин, Пафос и другие города. В 688 г. император Юстиниан ІІ и халиф Абд аль-Малик подписали договор о нейтрализации острова. Не будучи в состоянии защитить киприотов от арабского нашествия, Юстиниан II повелел вывезти их на континент. В 691 г. большинство жителей и духовенство во главе с Предстоятелем Церкви Архиепископом Иоанном переселились в провинцию Геллеспонт в основанный императором город Юстинианополь (Новая Юстиниана). Семь лет спустя арабы были изгнаны, и к 747 г. киприоты вернулись на остров. Но память о пребывании в Геллеспонте сохранилась и в народе, и в церковной терминологии: Константинопольский Собор 691–92 гг. присвоил Предстоятелю Кипрской Церкви официальный титул “Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра”.

Кипр оставался чем-то вроде совладения Византии и Халифата до 965 г., когда императору Никифору ІІ Фоке удалось вернуть остров полностью под власть Византии. Договор 688 г. постоянно нарушался обеими сторонами, причем “Церковь немало страдала от арабских нашествий, т. к. епископы и клир, попадая в плен, нередко подвергались уничтожению, — замечает К. Е. Скурат. — Но и в плену кипрские епископы проявляли самоотверженную любовь к родине и заботу о своей пастве. Достоин упоминания епископ Хитросский Димитриан, который после одного из арабских нашествий (911–912 гг.) пошел вслед за уводимыми в Багдад пленными кипрскими христианами и там утешал их, ободрял и с помощью Константинопольского Патриарха Николая Мистика старался освободить их из плена”.

Большой вклад внесли деятели Кипрской Церкви в защиту иконопочитания во время иконоборческой ереси VІІІ в. Видными поборниками иконопочитания были епископы Констанцские Георгий и Константин. Первый из них вместе со святым Иоанном Дамаскиным и Патриархом Константинопольским Германом за ревностную защиту почитания икон был осужден на иконоборческом соборе 754 г.; второй — участвовал в Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), который восстановил иконопочитание и вместе с тем упразднил анафематствования иконоборческого собора.

В так называемый византийский период истории Кипрской Православной Церкви на острове развивалась и монашеская жизнь. Развитие шло по двум направлениям монашеского подвига — отшельническое монашество и общежительное. По преданию, мать святого Константина Великого святая равноапостольная царица Елена приехала на остров и основала здесь в 327 г. Ставровунийский (Крестовоздвиженский) монастырь. Архиепископом Анфимом в конце V в. был основан около г. Саламина монастырь во имя святого апостола Варнавы. В VII в. упоминается Знаменский монастырь. О монастыре святого Антония (IX в.), находящемся около Хитр, говорится в житии святого Димитриана.

К ІV в. относится и основание монастыря Святителя Николая. “Особенно интересен монастырь, именуемый в народе Свято-Николаевским Кошачьим, — замечает игумен Алипий (Светличный). — Предание гласит, что святая царица Елена, когда приехала на Кипр, боялась ходить по острову из-за огромного количества змей. Ей объяснили, что это потому, что на острове отсутствуют кошки. Императрица распорядилась привезти их на Кипр и специально за ними ухаживать. После этого змей на острове стало очень мало, а монастырь

Свт. Николая взял на себя обязательство ухаживать за кошками острова по завету равноапостольной Елены”. Некоторые из основанных в тот период монастырей существуют и по сей день.

 

Период латинского господства (1191–1571 гг.)

В 1185 г. поднял мятеж бывший правитель провинции Исаврия Исаак Комнин, ранее захвативший остров обманом. Он убедил иерархов избрать патриарха Кипра, и тот короновал его императорской короной. Узурпатору удалось отразить нападение флота императора Исаака II Ангела, но в мае 1191 г. флот крестоносцев под командованием английского короля Ричарда Львиное Сердце захватил Кипр. Вместе со своим союзником, королем Иерусалима в изгнании Ги де Лузиньяном, Ричард взял штурмом Киринию и другие замки и пленил самозваного императора. В июне он отплыл сражаться с Саладином, передав Кипр в управление Ордену тамплиеров за 100 тысяч сарацинских безантов, из которых выплатили только 40 тысяч. Вскоре греческое население Кипра, отягощенное налогами и возмущенное открытым гонением на Православие, подняло восстание в Никосии. В результате в мае 1192 г. между Орденом тамплиеров и Ги де Лузиньяном, с согласия короля Ричарда, состоялась сделка, по которой управление островом переходило к Ги де Лузиньяну. Немедленно после выплаты тамплиерам 40 тысяч Ги де Лузиньян принес Ричарду оммаж (вассальную присягу). Король Англии принял его и сделал Ги пожизненно владетельным сеньором Кипра.

Приняв правление, Ги де Лузиньян оповестил в Палестине, Сирии и Армении, что наделяет землей и недвижимостью всех тех, кто владеет каким-либо ремеслом и желает поселиться на острове. Преимущественное право имели рыцари, лишившиеся своих владений в результате сарацинских завоеваний, а также вдовы и дети погибших в походе рыцарей. “Поощряя эту эмиграцию, Ги стремился уравновесить неискоренимую приверженность греческого населения к Византии и превратить Кипр в упорядоченное феодальное общество”. Брат и наследник Ги Амори получил в 1194 г. титул короля от императора Священной Римской империи Генриха IV. Так образовалось Кипрское королевство династии Лузиньянов, просуществовавшее почти триста лет.

В 1220 г. на Кипре была утверждена католическая иерархия, состоявшая из архиепископа с кафедрой в Левкозии и трех епископов, а в 1260 г. булла папы Александра IV определила дальнейшее положение православных на все время латинского господства на острове. Число православных епископий было сокращено с 14 до 4, соответственно латинским. “Избрание православных епископов, — свидетельствует митрополит Китросский Варнава, — осуществлялось в упомянутый период сановными клириками и знатными мирянами вдовствующей епископии. Об этом нужно было сообщать латинскому епископу, который, убедившись, что все в порядке, приглашал трех православных епископов для совершения хиротонии избранного. После хиротонии новый епископ, став на колени и положив свои руки в ладони латинского епископа епархии, должен был давать присягу верности и подчинения папе как главе Церкви”. В православных церковных судах имели право рассматриваться дела только православных верующих. Если же тяжба была между латинянином и греком, то дело разбиралось судом Католической Церкви. Имущество епископий, монастырей, храмов было отнято католиками, а православные епископы обязаны были платить налог латинскому архиепископу.

Угнетение и ограбление Кипрской Православной Церкви католиками вызвали решительный протест и возмущение православного духовенства. Архипастыри и клирики Православной Кипрской Церкви продолжали твердо стоять на позициях верности православным традициям, отказываясь подчиняться папе. Православные иноки шли на костер, разжигаемый латинскими властями, но не отказывались от своих убеждений. Так, в 1231 г. тринадцать монахов Кантарского монастыря смело осудили латинские нововведения, за что были подвергнуты трехлетнему тюремному заключению, пыткам и затем смертной казни через сожжение. “Примечательно, — пишет К. Е. Скурат, — что как только слабели насильственные приемы латинизации, греческое влияние на острове сразу начинало развиваться и мирные отношения между греками и латинянами налаживаться, несмотря на письменные запрещения пап и их служителей”.

В ХIV в. Кипр, особенно порт Фамагуста, стал средоточием торговли между Европой и Востоком. Как и в других подобных пунктах, за обладание островом развернулась борьба между Венецией и Генуей. В 1489 г. Кипр на 82 года становится добычей венецианцев, которых вытеснил новый грозный завоеватель, угрожавший тогда всей Европе, — Османская империя.

Владимир Моисеенко, историк

Продолжение следует

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu