Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (в центре микрохирургии глаза, в Медгородке)

Приход вмч. Пантелеимона УПЦ был зарегистрирован 22 февраля/6 марта…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…
Публикации

Светильник земли Звенигородской

В 2007 г. древний Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь под Москвой…

Мы посланы Богом в этот мир постигать истину

Cвятых апостолов Петра и Павла Православная Церковь называет первоверховными.…

“Неусыпный труд все препятствия преодолевает”. История Aмериканской Православной Церкви

После продажи в 1867 г. Аляски Соединенным Штатам подавляющее большинство…

Семь столпов Православия. История Пятого и Шестого Вселенских Соборов

5-Vselenskij_SoborПредыдущий материал

Торжество Православия над монофизитской ересью на Четвертом Вселенском Соборе не было окончательным. Еретики­-монофизиты продолжали возмущать Церковь, и в некоторых местах вероопределения Собора вызвали беспорядки и открытые выступления.


Пятый Вселенский Собор

Эти волнения заметно усиливались тем, что в истории появления и развития ереси Нестория значительное участие принадлежало трем лицам, скончавшимся в V в.: Феодору, епископу Мопсуетскому, Феодориту, епископу Кирскому, и Иве, епископу Едесскому. Феодор Мопсуетский был одним из учителей Нестория; Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского; под именем же Ивы ходило послание к некоему Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о Третьем Вселенском Соборе, будто бы несправедливо осудившем Нестория.

Несмотря на искажение упомянутыми епископами православного учения, они не были осуждены ни на Третьем Вселенском Соборе, осудившем Нестория, ни на Четвертом.

Такое отношение православных к этим богословам открывало возможность монофизитам укорять Церковь в скрытой приверженности к несторианству. С другой стороны, и несториане, которых все еще было немало на Востоке, извлекали выгоды из того обстоятельства, что упомянутые сторонники несторианства не были осуждены Православной Церковью.

Дело в том, что сочинения Нестория были изъяты из публичного обращения императорскими указами, и для распространения своей ереси несториане прибегли к распространению тех сочинений Феодора, Феодорита и Ивы, в которых развивались несторианские воззрения.

Император Юстиниан, принимавший самое близкое участие в делах Церкви и горевший желанием достигнуть религиозного единения, принял на себя заботу устранить церковное разделение. Он издал указ, получивший название “Эдикт о трех главах”, в котором осуждалась личность и учение Феодора Мопсуетского, а также неправославные сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского.

Эдикт вызвал большие разногласия. Особенно протестовал Запад, видевший в этом документе покушение на Халкидонский Собор.

После нескольких лет спора Юстиниан решил созвать Пятый Вселенский Собор. Он состоялся в 553 г. в Константинополе. Заседания Собора проходили в помещении, которое соединяло храм Святой Софии с императорским дворцом.

Собор осудил личность и учение Феодора Мопсуетского как нераскаявшегося, а относительно двух других — Феодорита Кирского и Ивы Едесского — осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих мнений и скончались, примирившись с Церковью.

 

Монофизитство и преподобный Максим Исповедник

Несмотря на усилия Церкви и государства преодолеть религиозный раскол, богословские споры не утихали. Они разделили империю на две половины — православную и монофизитскую. Император Ираклий хорошо понимал вред религиозного разделения и желал покончить с ним любым способом. В начале VII в. несколько монофизитских епископов объявили императору, что согласятся присоединиться к Церкви, если она признает, что в Иисусе Христе при двух природах действует только одна Божественная воля. Этот сложный догматический вопрос не был еще раскрыт Церковью, однако православные богословы понимали, что в признании двух природ и одной воли заключено противоречие. Признавая во Христе два естества, Божественное и человеческое, Церковь признавала вместе с тем две воли. При наличии одной воли, Божественной, необходимость в человеческой природе отпадала. Однако императора Ираклия мало интересовала суть учения, у него была одна цель — восстановить единство веры в империи. Средство к достижению этой цели он видел в утверждении учения о единой воле. В последствии приверженцев нового учения стали называть монофелитами (от греч. monos — “один, единственный” и thelema — “воля” — Авт.).

Первым в защиту Православия выступил Иерусалимский патриарх Софроний. Он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил монофелитство, а также изложил в своих посланиях православное учение о двух волях во Христе.

Император Ираклий, видя, что послания патриарха подтолкнули церковное сознание к еще большему разобщению, издал свое изложение веры, где вообще запрещал говорить о волях во Христе. Но споры не утихали.

Несмотря на запрет, церковные соборы в Западной Африке и Риме осудили монофелитство. Конфликт с окраинами империи был слишком опасен для государства: с разных сторон единству империи угрожали захватчики.

Преемник императора Ираклия Констанс разделял взгляды предшественника. В 648 г. он издал документ, получивший название “образец веры” (Типос). В нем император обязывал подданных прекратить спор о волях. Запрет был расценен как покровительство монофелитству.

Горячим защитником Православия в это время выступил монах Максим, за стойкость в вере названный Исповедником.

Преподобный Максим родился в одной из аристократических семей Константинополя. Он получил прекрасное образование, обладал философским складом ума и ораторским талантом и состоял при императоре Ираклии в числе царских советников. Вскоре Максим оставляет мир и уходит в один из константинопольских монастырей. Однако его затвор продолжался недолго. Жизнеописатель святого писал: “Доводы преподобного Максима в пользу Православия были так сильны, что после публичного диспута о вере с Константинопольским патриархом Пирром, последний отрекся от монофелитства”.

 

Шестой Вселенский Собор

В борьбе за Православие Максима поддержал Римский епископ Мартин. После избрания на Римскую кафедру папа Мартин первым делом созвал собор. На нем был отвергнут Типос императора Констанса. Акты собора были отправлены императору с требованием восстановить Православие. Констанс счел такой поступок возмущением против государства и решил подавить оппозицию. Папу Мартина ложно обвинили в политических преступлениях. Императорским указом его низложили с кафедры и доставили в Константинополь вместе с другими участниками собора. После нескольких месяцев тюрьмы и суда папу Мартина сослали в Херсонес, где он умер от голода.

Император Констанс понимал, что авторитет преподобного Максима способен умиротворить Церковь. Поэтому Максиму не сразу были предъявлены обвинения в государственной измене. Его несколько раз отправляли в ссылку, угрожали, избивали, обещали славу и почет, но он оставался непоколебим.

Только после того как преподобный Максим заявил, что “даже если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом [еретиком], я не буду иметь с ним Причастия”, участь его была определена. Максим Исповедник был бит воловьими жилами, ему отрезали до основания язык и отсекли правую руку. Он был сослан на Кавказ, где и скончался.

Императорский террор привел всех в оцепенение. Наконец император Константин Погонат решил созвать в Константинополе в 680 г. Шестой Вселенский Собор. После прений Собор осудил монофелитство и утвердил православное учение о двух волях в Иисусе Христе. Лишь небольшая часть христиан, живущих до сих пор в Ливане и называемых маронитами, не захотела прислушаться к соборному голосу Церкви.

Подготовил Олег Карпенко

Продолжение следует

 

Несторианство — ересь Феодора Мопсуетского, поддержанная Несторием, патриархом Константинопольским (428–431), от имени которого и получила свое название. По Несторию, Иисус Христос соединял в Себе два естества и два разных лица, Божеское и человеческое, соприкасающихся, но отдельных, и по рождению был не Бог, а человек, с которым соединилось, “сцепилось” предвечное Слово Божие. В связи с этим Пресвятую Деву несториане считали возможным называть лишь Человекородицей, или Христородицей, а не Богородицей.

 

Монофизитство (от monos — один и physis – природа) — ересь, возникшая в V веке как реакция против несторианства и умалявшая человечество Христа. Монофизиты считали, что человеческая природа в Иисусе Христе была поглощена Божественной, и потому признавали в Нем одну природу.

 

Монофелитство (от monos — один, thelema — воля) — ересь, возникшая в VII в. Монофелиты признавали реальное различие Божественной и человеческой природ во Христе, но при этом — одну, Божественную, волю. Монофелитство было осуждено на Шестом Вселенском Соборе (680–681), который определил признавать в Иисусе Христе две воли, но так, что человеческая воля в Нем подчиняется Его воле Божественной.

 

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu