Православные храмы

Храм великомученицы Варвары (в городской онкобольнице)

В сентябре 2001 г. больничное отделение реабилитации было…

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах

Деревянная церковь Зачатия Иоана Предтечи была построена в 1797 г. на…

Публикации

Трагічна загибель 170-літнього храму

Жахливі події сколихнули Волинське Полісся — у середині лютого 2004 року, в ніч…

Как проводить святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть…

Музыка небес в святой обители

С 9 по 11 ноября 2004 года по благословению Предстоятеля Украинской…

BlagovechenieПочитание Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, несомненно, имело место в Церкви изначально, а в конце IV — начале V в. начало оформляться как празднование. Общий праздник в честь всех событий из жизни Пресвятой Девы Марии — Собор Богородицы, примыкающий к Рождеству Христову, положил начало многим Богородичным праздникам. Исповедание Девы Марии Богоматерью на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. дало импульс для их развития.

 

Установление празднования Благовещения

 Несмотря на сравнительно позднее литургическое происхождение Богородичных праздников, о чествовании события Благовещения со времен раннего христианства свидетельствуют катакомбные росписи II в. и изображения более позднего времени (IV–V вв.). Интерес к событию Рождества Христова и тайне Воплощения особенно возрос в связи с открытием святой равноапостольной царицей Еленой в начале IV в. святых мест, связанных с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, и начатым ею строительством храмов на этих местах. Возможно, именно с этим связано и установление памяти Благовещения как отдельного праздника.

На Востоке повсеместное литургическое празднование Благовещения относится ко времени не позже VI — начала VII в. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта. Сохранились подлинные беседы на Благовещение святителя Софрония Иерусалимского (VII в.), святителя Германа Константинопольского (VIII в.), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.) и многих других более поздних святых отцов и церковных писателей.

Из сочинений западных отцов Церкви V в. известны слова на Благовещение, приписываемые блаженному Августину, святому Петру Хрисологу и святому Льву Великому.

 

Название праздника

 Современное название праздника — Благовещение — используется лишь с VII в. Древние христиане давали празднику Благовещения разные наименования: День Приветствия, Возвещение, День, или Праздник, Благовещения, или Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии, Приветствие Марии, Благовещение святой Марии о зачатии, Благовещение о Христе, Зачатие Христа, Начало Искупления, праздник Воплощения.

В Типиконе Великой Церкви (Святой Софии Константинопольской, IX–X вв.) праздник назван “Благовещение Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”. В греческой мартовской Минее находим название “Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии”. В славянской Минее — “Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии”.

Название праздника означает возвещение благой, радостной вести Пресвятой Богородице. Это указание на особое, неслыханное ранее “радостное известие”.

Богослужение этого праздника раскрывает сущность прозвучавшего в Назарете благовестия о спасении человечества. В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание пророка Исаии: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис. 7: 14). В этот день Бог вочеловечился, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Мы не можем понять чудо зачатия предвечного Младенца, ибо оно — великая тайна благочестия, доступная только вере (см.: 1 Тим. 3: 16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит начало нашего спасения: “Днесь спасения нашего главизна”, — поется в тропаре праздника. В день Благовещения наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он только имел, — Пречистую Деву Марию. И Господь принял этот дар человечества.

 

Дата Благовещения

Днем Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. С одной стороны, эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV в. (сначала на Западе, а затем на Востоке) было принято как календарная дата Рождества Христова; с другой стороны, она лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. Впервые эта дата появляется в сочинениях Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского (III в.) как день Распятия Спасителя по римскому календарю. С X в. в Византии стала использоваться так называемая византийская эра, в которой датами Благовещения и Воскресения Христова являются воскресенья 25 марта 4 года до нашей эры (“5505 год от сотворения мира”) и 31-го года нашей эры соответственно. Поэтому в византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение и считается датой не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. Как на Востоке, так и на Западе день Благовещения нередко служил началом церковного или даже гражданского года.

По несторианскому церковному календарю Благовещение празднуется в подготовительные к Рождеству недели, а 25 марта — только календарная отметка события.

Православная Церковь совершает празднование Благовещения 25 марта. Поскольку Русская Православная Церковь использует юлианский календарь (т. н. старый стиль), то по григорианскому (“гражданскому”) календарю день Благовещения выпадает на 7 апреля.

 

Кириопасха

 Кириопасхой называют совпадение праздников Пасхи и Благовещения. Этот двойной праздник бывает достаточно редко. Так, в XIX в. Кириопасха праздновалась в 1817-м и 1828 г., в ХХ в. — в 1912-м и 1991 г., а в XXI в. Кириопасха будет праздноваться 25 марта (7 апреля) 2075 г.

Сам термин “Кириопасха” — древнего происхождения, но сначала он не имел никакого отношения к Благовещению. “Пасха 25 марта называлась в Византии “Господственной” не потому, что на это число приходится праздник Благовещения, а потому, что почти все древние восточные хронологи (начиная с египетского монаха-хронографа начала V в. Анниана) были убеждены, что Иисус Христос пострадал 23-го и воскрес 25-го марта... Следовательно, когда александрийская Пасха приходилась на 25 марта, то, по мнению восточных хронологов, она совпадала с историческим днем Воскресения Господня.

По материалам “Православной энциклопедии”

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me