Православные храмы

Покровский храм на Приорке

Православная деревянная церковь неизвестного названия существовала на…

Храм мученика Иоанна Воина (при госпитале воинов-интернационалистов в Пуще-Водице)

Небольшой деревянный храм-часовню при госпитале открыли в январе 2007…

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери (в Академии эстрадного и циркового искусства)

Киевская Муниципальная Академия эстрадного и циркового искусства им.…
Публикации

О Таинстве Покаяния

Одной из важнейших сторон духовной жизни является покаяние. Не всегда, однако,…

Источник радости и утешения

Рождение каждого человека есть таинственное событие. В мир приходит новое…

Вторая жизнь Пересопницкого Евангелия

20 января в г. Буча Киевской области, в производственном комплексе…

Польская Православная Церковь. Часть ІІ. От Брестской унии до настоящего времени

Aleksandro-Nevskij_sobor_v_VarshaveНачало

Борьба с унией. Церковь в конце ХVI – первой половине XVII ВВ.

Католический натиск в новообразованой Речи Посполитой встретил сопротивление, как уже говорилось, прежде всего, в народе. Большую роль сыграли при этом православные братства в городах, особенно основанные в 80-х гг. ХVI ст. Львовское и Виленское братства, куда входили люди “всякого стану”, в основном мещане. Братства основывали типографии, издавали православные богослужебные книги, полемическую литературу, имели школы, готовившие православных проповедников. Они стали новой церковно-общественной силой, способной благотворно влиять на все стороны церковной жизни.

1 января 1586 г. Вселенский Патриарх Феолепт II дал Львовскому братству Благословенную грамоту, где прямо заявил, что задача братства — “обличати противныя закону Христову и всякое безчиние от Церкве отлучати”. Власть братства он приравнял к власти самой Церкви, которая есть “собор людем, церковное братство”. Однако деятельность братств из-за чрезмерного вмешательства мирян в церковные дела объективно не всегда была полезной для Православной Церкви.

Выдающимся защитником Православия был один из знатнейших магнатов Речи Посполитой князь Василий-Константин Острожский. Под покровительством князя в Остроге образовался кружок (академия) славянских и греческих ученых-богословов и публицистов, была основана школа, ставшая образцом для братских школ. Константин Острожский пригласил Ивана Федорова для организации типографии в княжеской резиденции. Здесь было напечатано свыше 20 изданий, в том числе в 1580–1581 гг. первый полный текст Библии на славянском языке.

В октябре 1596 г. по поручению папы Климента VIII король Сигизмунд ІІІ Ваза и киевский митрополит Михаил Рогоза созвали в Бресте церковный собор для провозглашения унии. Собравшийся в церкви святого Николая собор сразу раскололся на два отдельных собора — православный, отвергнувший унию, и униатский, который провозгласил унию, признал власть римского папы и принял основные догматы Католической Церкви. Православные обряды и богослужение на церковнославянском языке были, однако, сохранены. Весь православный люд, князь Константин Острожский, часть православной шляхты, большая часть духовенства, в частности киево-печерский архимандрит Никифор Тур и его преемник Елисей Плетенецкий, протестовали против унии. Среди полемических антиуниатских трактатов особое место занимали сочинения украинского писателя, афонского монаха Ивана Вишенского. Роль защитников Православия взяли на себя и православные монастыри (Почаевская Лавра, Свято-Духов Виленский монастырь, Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь).

Королевское правительство считало унию обязательной для всех православных Речи Посполитой, и Православие оказалось вне закона. Несколько епископов все же сохранили верность Православию, но к 1610 г. все они ушли в мир иной. Только через десять лет, во время визита Антиохийского Патриарха Феофана, в Польше была восстановлена православная иерархия. Патриарх рукоположил в митрополита Киевские Иова Борецкого (1620-1631). Легальный же статус Православной Церкви на всей территории Польши удалось восстановить лишь в 1632 г. благодаря трудам его преемника, нового митрополита Петра Могилы (1632-1647). Выдающийся богослов и литургист, Петр Могила основал в Киеве высшее православное учебное заведение — свою знаменитую Коллегию, вернул к жизни и отстоял от посягательств униатов ряд древних храмов, в том числе Святую Софию Киевскую.

В результате Освободительной войны украинского и белорусского народов под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648-1654 гг. на освобожденных и воссоединенных с Россией православных землях уния была ликвидирована, а в оставшихся под властью Польши продолжала укрепляться.

 

Православие в Польше во второй половине ХVII–ХVIII вв.

По Андрусовскому перемирию 1667 г. и договору "О вечном мире" 1686 года Левобережная Украина с Киевом и ряд других земель с православным населением окончательно отошли к России. В том же 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Русской Церкви. Но в Речи Посполитой католичество все больше и больше торжествует над Православием, и к концу XVII в. большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. “Со второго десятилетия XVIII в. для всего многомиллионного православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался один только православный — епископ Белорусский”, — писал проф. Ф. И. Титов. Насильственно закрывались храмы, богослужения совершались в частных домах. В конце XVII в. в Польше поселяются греческие православные купцы и стремятся поддержать здесь Православие. Но и им правительство не разрешало устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Главными очагами Православия продолжали оставаться немногочисленные монастыри — “заграничная часть Киевской митрополии”, — Яблочинский Свято-Онуфриевский, Троицкий и Преображенский в Дрогочине и др. В этих “оазисах” украинцы и белорусы “отдыхали духом от постоянного католического преследования и стеснения, черпали спасительную силу Святого Православия, запасались новыми силами для продолжения нелегкой борьбы за свою веру”.

Российская империя на протяжении XVIII в. не раз пыталась защитить единоверцев, но без решительного успеха. Бедственного положения православных не изменил даже польский “Четырехлетний сейм” 1788-1792 гг., провозгласивший религиозную свободу. При наличии в Польше шляхетского самоуправства сеймовые решения и выдаваемые на их основании привилегии не получали силу обязательного для всех закона.

 

Под скипетром российского царя (1793–1917 гг.)

После Второго (1793) и Третьего (1795) разделов Польши белорусские, литовские и значительная часть западноукраинских земель отошли к России. Положение православных сразу улучшилось без каких-либо особенных мер со стороны правительства. Латинская пропаганда прекратилась. "Укротились свирепевшие, — свидетельствовал архиепископ Белорусский Георгий Конисский в своей речи перед императрицей Екатериной, — помирились и содружились с гонимыми гонявшие". С 1793 г. православные приходы в Польше были объединены в Минскую епархию. Тогда за несколько месяцев присоединилось вновь к Православию более полумиллиона униатов. "За помощью Божией по Брацлавской губернии, — докладывал в январе 1796 г. Святейшему Синоду местный епископ Иоанникий, — церкви все числом 1090 истекшего 1795 г. декабря в последних числах к Православию присоединением окончены".

После Наполеоновских войн по решению Венского конгресса в 1815 г. большая часть собственно польских земель перешла к России, образовав т. н. Королевство Польское. В 1834 г. в Варшаве было учреждено викариатство Волынской епархии. Решениями Полоцкого собора 1839 г. была ликвидирована уния на территории Польши и Беларуси. В 1840 г. в Варшаве учреждается самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 г. — Холмско-Варшавского. Святейший Синод назначал на новую кафедру лучших архипастырей, как, например: Антония Рафальского (из Почаевских архимандритов, позднее митрополит Петербургский); Арсения Москвина (впоследствии митрополит Киевский); Иоанникия Горского, при котором в 1875 г. воссоединились холмские униаты; Леонтия Лебединского, много сделавшего для укрепления Православия среди воссоединенных (умер митрополитом Московским) и других достойных сынов Церкви.

В 1905 г. была выделена в самостоятельную епархию Холмщина.

 

Польская Церковь в годы II речи Посполитой и Второй мировой войны

Межвоенная Польша 1918-1939 гг., именуемая II Речью Посполитой, стала независимым государством в итоге Первой мировой войны. В 1921 г., согласно Рижскому договору, к Польше отошли Западная Украина и Западная Беларусь с их преимущественно православным населением. Для управления епархиями Русской Православной Церкви, которые оказались за границей, на Варшавскую кафедру Патриархом Московским Тихоном назначается бывший Минский архиепископ Георгий (Ярошевский) с возведением в сан митрополита и предоставлением Церкви в Польше прав широкой автономии. Однако правительство Польши хотело всецело оторвать от Москвы православные епархии Польши с их почти 5 млн верующих. В июне 1922 г. Собор православных епископов в Польше по указанию Департамента вероисповеданий высказался за полную автокефалию тремя голосами против двух. Иерархи — противники незаконной автокефалии подверглись со стороны правительства репрессиям.

8 февраля 1923 г. отстраненный от должности и запрещенный в священнослужении митрополитом Георгием за верность каноническому правопорядку архимандрит Смарагд (Латышенко) выстрелом из револьвера убил митрополита. 27 февраля того же года Собором православных епископов Польши (вакантные кафедры были срочно замещены сторонниками автокефалии) архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий был избран Варшавским Митрополитом. Митрополит Дионисий сразу же обратился к Патриарху Тихону с просьбой благословить самостоятельное бытие Православной Церкви в Польше. Святейший Патриарх в своем ответном письме от 23 мая 1924 г. писал, что Русская Православная Церковь не благословит самостоятельного существования Православной Церкви в Польше до того времени, пока не выяснятся по сему вопросу все канонические основания пред Всероссийским Собором, созыв которого являлся предметом молитв и забот. Тогда Митрополит Дионисий обратился с этой просьбой к Константинопольскому Патриарху Григорию VII.

22 июня 1924 г. с благословения Патриарха Григория VII вслед за Константинопольской Церковью в православных храмах Польши начал вводиться новый стиль. А 13 ноября, за три дня до своей кончины, Патриарх Григорий VII подписал Патриарший и Синодальный Томос Вселенской Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. Официальное провозглашение автокефалии задержалось почти на год. 17 сентября 1925 г. в присутствии представителей Церквей Константинопольской и Румынской, а также при наличии всего епископата Польши в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное чтение Патриаршего Томоса.

Иначе отнеслась ко всему происшедшему Русская Православная Церковь. Заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола Митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) в своих письмах не раз (например, 4 января 1928 г. и 26 июня 1930 г.) подчеркивал, что не было никакой причины экстренно рвать связь православной паствы в Польше с Московской Церковью и срочно вводить автокефалию, не дожидаясь Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В 1927 г. польским правительством и Римским папой был подписан конкордат, признававший в Польше католичество господствующим вероисповеданием. Воодушевленные римо-католики в 1930 г. выступили с судебным иском о ревиндикации православных храмов, святынь, церковного имущества. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди которых были такие православные святыни, как Почаевская Лавра и многие другие монастыри, древнейшие храмы. Все православное население Польши объединилось для сохранения своих святынь. Несмотря на это, около 500 храмов и монастырей было отнято у православных, а величественный собор во имя святого Александра Невского в Варшаве, расписанный В. М. Васнецовым и другими русскими художниками, был разрушен. С целью создания так называемого “польского православия” проводилась полонизация духовного образования, церковного управления и богослужения, всячески пропагандировалась уния.

Новая волна преследования Православия поднялась в 1936-38 гг., когда в результате насилия и поджогов православных храмов погибло до 150 православных святынь, прежде всего на Холмщине и Подляшье.

Созваный Православный собор честно признал, что трагедия явилась следствием уступок со стороны православных иерархов прокатолическим властям, и установил в знак покаяния трехдневный пост. В ответ на это 18 ноября 1938 г. Декрет Президента Польской Республики "Об отношении государства к Польской Православной Церкви" поставил церковную жизнь под политический контроль властей.

После разгрома Гитлером Польши в 1939 г. земли, занятые советскими войсками, вошли в состав Минской епархии. Здесь, как и повсюду в СССР, Православная Церковь испытывала притеснения со стороны государства. А в Варшаве, столице созданного германскими нацистами генерал-губернаторства, действовала Церковь, которая называлась "Автокефальная Православная Церковь в Генерал-губернаторстве".

 

Польская Православная Церковь за последние шестьдесят лет

После освобождения Польши большинство клира и мирян требовало восстановления церковного общения с Русской Церковью и получения от нее законной автокефалии. Братское общение было восстановлено, и долгожданная автокефалия была дарована Патриархом Московским Алексием І 22 июня 1948 г. Вопрос о главе Церкви окончательно решился только в 1951 г., когда Архиерейский собор Польской Церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой позволить одному из русских архиереев, имеющему соответствующий духовный опыт и богословскую подготовку, возглавить Польскую Церковь. Таким архипастырем стал архиепископ Львовский Макарий (Оксиюк, 1951-1961). В Польской Народной Республике церковно-государственные отношения строились по модели, принятой в Советском Союзе, но в более мягкой форме.

Население Польши, на 98% католическое, составляет 38 млн человек, из них православных около 600 тыс. (1,5%), в основном в восточных районах страны. Современное отношение государства к Церкви определяется “Уставом об отношении государства к Автокефальной Польской Православной Церкви”, подписанным 4 июля 1991 г. президентом Польши.

Предстоятелем Польской Православной Церкви с мая 1998 г. являтся Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва (Грыцуняк). Высшим органом управления Польской Православной Церкви является Синод Епископов, созываемый митрополитом два раза в год. Церковь имеет 6 епархий на территории Польши, 1 епархию в Италии (Аквилейскую), 5 епархий на территории Бразилии и Португалии. Последние перешли в Польскую Церковь в августе 1990 г. из Русской Православной Церкви Заграницей.

Польская Церковь имеет 8 монастырей, из них 5 мужских (Супрасль, Яблочин, Уйковице, Саки, Костомлоты) и 3 женские (Грабарка, Зверки, Войново). Населяет их около 80 монашествующих. Имеются следующие учебные заведения:

- Христианская Духовная Академия в Варшаве (Православное отделение),

- Православная Духовная Семинария в Варшаве,

- Кафедра Православного Богословия Университета в Белостоке,

- Иконописная школа в Бельске Подляшском,

- Школа псаломщиков и церковных регентов в Хайнувке.

Владимир Моисеенко, историк

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu