Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Экономисса»

21 декабря 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм святителя Луки Крымского (в 12-й больнице)

После Пасхи 1998 г. руководство 12 й больницы предоставило верующим…
Публикации

Сорняки или плоды?

Современная наука возникает именно в христианской цивилизации. Предпосылки к…

“Неусыпный труд все препятствия преодолевает”. История Aмериканской Православной Церкви

Когда православные впервые ступили на американ-скую землю? Это скрыто за…

Блаженнейший Митрополит Владимир: “Чернобыльская трагедия должна стать вразумлением для будущих поколений”

Чернобыль. Двадцать лет назад человечество пережило одну из величайших…

“Причащается раб Божий Джованни…” Украинская православная диаспора в Италии

Diaspora_v_ItaliiЗа последние 15–17 лет из Украины в поисках лучшей жизни выехало около 7 миллионов украинцев. Начиная с конца XIX в., когда украинцы из западных регионов впервые массово выезжали в Америку и Канаду, это уже пятая волна украинской эмиграции. В Европе страной, где проживает самое большое количество украинских эмигрантов последней волны, является Италия. По приблизительным подсчетам, в Италии работают более миллиона наших соотечественников. Точные данные неизвестны, ведь большинство из них живет здесь нелегально.

Украинцы, работающие в Италии, — как правило, люди из западных областей Украины: Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Закарпатской, Черновицкой, Волынской, Ровенской и Хмельницкой. Преимущественно это женщины, что объясняется как спецификой работы, так и добросовестным отношением к ней. В основном они ухаживают за пожилыми и больными.

Живя в чужой стране, люди сталкиваются с множеством проблем. Это и отсутствие легального статуса, а соответственно и своего жилья, поскольку украинские женщины проживают вместе с итальянскими бабушками и дедушками, за которыми ухаживают. Однако страшнее всего проблемы психологические и духовные.

Прежде всего — одиночество. Женщина оставляет в Украине мужа, детей, близких, и после эйфории пребывания за границей появляется тоска по родным, перспективы увидеть которых весьма отдаленные, ведь нужно отработать истраченные на дорогу деньги и что-то заработать. А это на практике требует по крайней мере 2–3 года. Из-за длительного пребывания жены или мужа заграницей распадаются семьи. По этому поводу наши соотечественники грустно шутят: “Через год ехать домой еще не с чем, через два — уже не к кому, а через три — незачем”.

Другим фактором, приводящим к психологическим проблемам, является недостаток уважения, ведь нашим соотечественникам в Италии приходится быть прислугой.

Кроме того, часто женщина вынуждена круглосуточно сидеть в четырех стенах, присматривая за пожилыми, нередко психически больными людьми. В психлечебницах Черновицкой области (и не только там) находится на излечении очень много женщин с психическими расстройствами, “заработанными” в Италии.

В религиозном отношении украинская диаспора в Италии делится на православную и греко-католическую. Невзирая на значительное присутствие греко-католиков в Италии, православных там больше — около двух третей. Даже если предположить, что православных и греко-католиков в Италии поровну, то все равно цифра впечатляющая — 500 тысяч. Это даже превышает число верующих таких автокефальных Православных Церквей, как Польская (по разным данным, от 300 до 500 тыс.), Чехо-Словацкая (около 200 тыс., не считая 300 тыс. украинских “заробитчан” только в Чехии) и Албанская (почти 150 тыс.).

Учитывая масштабы украинского православного присутствия только в Италии, Украинская Православная Церковь не может оставаться в стороне от проблем, с которыми сталкиваются наши соотечественники на чужбине, потому что только она в состоянии адекватно разрешать вопросы духовной опеки своих чад. Конечно, за границей существуют наши посольства, консульства, но они предоставляют лишь правовую и, редко, социальную помощь. Духовную же и психологическую помощь может оказать только Церковь. Выслушать, утешить, посоветовать, исповедать человека, дать ему надежду — дело священника. “Церковь для нас — это все”, — делится женщина из Харькова, работающая в Милане. — Нам хозяева дают один выходной в неделю, — продолжает она, — а некоторым из нас — вообще два или три часа, куда нам идти? В город? Что я там найду? К знакомым? Их немного. А вот в церковь, да! Мы находим здесь все — Бога, Родину, хороших людей, которых так хочется видеть здесь — на чужбине”.  Многие люди, не ходившие в храм Божий на Украине, приходят к Богу именно там — заграницей, когда оказываются в чужой среде.

К сожалению, наши люди пока еще не получают должной пастырской опеки из-за крайней нехватки, а то и отсутствия заграницей украинских православных священников. А, между тем, очень активны греко-католики (униаты), которые только в Италии имеют более 60 приходов. Не разбираясь в межконфессиональных отличиях, православные украинцы часто посещают униатские храмы, тем более что некоторых привлекает то, что язык богослужения там — украинский. Кроме того, немало украинцев попадают в секты.

Поэтому одной из главных задач Украинской Православной Церкви в ближайшем будущем является активное попечение об украинской православной диаспоре, командирование за границу украинских священников, учреждение приходов в канонических рамках, в которых живет и действует наша Церковь. Именно об этой проблеме шла речь в выступлении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 г.

У Православия в Италии большое будущее. И его украинская составляющая будет оставаться значительной. Многие из тех, кто уехал на заработки, вернутся домой, но не все. Молодые люди, выехавшие семьями, возвращаться в Украину не собираются. В Италии они уже нашли работу, кто-то приобрел недвижимость, открыл собственный бизнес. Их дети ходят в итальянские детские садики, школы. Потом, вырастая, они встречаются с итальянской молодежью и создают украино-итальянские семьи. Именно эти люди станут основой Православия в Италии.

“Заграничный” православный священник должен быть, как и апостол Павел, с эллинами как эллин, а с иудеями как иудей. “Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор. 9: 22). Примером такого священника является отец Николай Макар (настоятель миланского прихода св. Амвросия Медиоланского: Largo Corsia dei Servi, 4, tel.: +39.334.788.59.97), выучивший за первый год своего служения в Италии молдавский язык, и теперь к нему приходят не только украинцы и россияне, но и молдаване.

Православная паства в Италии очень неоднородна как в национальном, так и в культурном отношении. Да и сами итальянцы часто интересуются восточной традицией христианства и со временем переходят в Православие.

Когда священник, недавно приехавший из Украины, выходит со Святой Чашей для причащения, то поначалу ему непривычно произносить: “Причащается раб Божий Паоло, Джованни, Армандо или раба Божия Барбара”. Но при этом так ощущается, что Православие не исчерпывается лишь границами твоей Родины… Несут его в Италию наши соотечественники, и им нужно помогать.

Священник Николай Данилевич

Отдел внешних церковных связей УПЦ

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu